Тема: Сопоставление звуков[Д], [Т] по звонкости-глухости


Программа «Начальная школа XX1 века» Н.Ф.Виноградова
Урок чтения 1класс
Тема: Сопоставление звуков[д], [т] по звонкости-глухости
Цели: способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([д] – [т]); создать условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи.
Задачи урока:
1. Личностная: помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.2. Регулятивная: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность и оценивать её.3. Коммуникативная: воспитывать привычку делового сотрудничества и культуру общения учащихся.4. Познавательная: организовать деятельность учащихся по сопоставлению звуков по звонкости-глухости, содействовать развитию у детей наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: мультимедийное оборудование,конверты со смайликами , карточки с заданиями
Формы организации:
-работа в парах;
-индивидуальная работа учащихся
Ход урока
Организационный момент
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж : «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
На вас надеюсь, я, друзья,
Ведь мы хороший, дружный класс,
И все получится у нас.
I. Введение в тему урока.
Живут в согласии буквы-сестрички.
В букварь забежали они на странички.
На (слайде) записаны буквы: д, г, с, т, к, з.
– Найдите пару каждой букве. (Пары: г – к, з – с, д – т.)
– Сегодня на уроке мы будем читать слова с буквами д и т. Увидим, как буквы умеют заменять друг друга в словах.
II. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Отгадайте загадку.
На доске рисуем дом
( на слайде схема слова «дом»),
В доме дремлет добрый…
Л. Колодяжная
– Кто живет в этом доме? Узнаем, разгадав загадку в учебнике.
– Что надо сделать, чтобы прочитать новое слово? (Заменить первый звук в слове парным глухим согласным.)
– Расскажите все о первом звуке. (Это звонкий согласный, потому что над ним нарисован колокольчик. Значит, это звук [д].)– Каким звуком заменим [д]? (Звуком [т].)
– Прочитайте новое слово. (Том.)
– Теперь мы знаем, кто живет в доме. Кто же это Том? (Может быть, Том – человек, или кот, или еще кто-то).
– Почему в схеме нового слова исчез колокольчик? (Звук [т] – глухой согласный.)
– Что означает красный колокольчик над буквой д в слове «плоды»?(Звук [д] – звонкий.)
– Назовите парный согласный по звонкости – глухости звуку [д]. ([т].)
– Прочитайте новое слово. (Плоты.)
– Что изменилось? (Значение слова.)
Аналогичная работа проводится со словами «доска», «тоска».
Ученики, быстро справившиеся с заданием, получают карточки с заданиями
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка. Это – тачка;
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях… (плоды).
Задание: закончите предложение словом на букву д.
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка… (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем… (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою… (дочку).
Задание: закончите предложение словом с буквой д.
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает… (дрель).
Архитекторы-творцы
Строят чудные…(дворцы).
2. Чтение слов.
– Прочитайте столбики слов.
– Найдите в словах отличия. (Слова различаются одной буквой. Чередуются буквы д и т. Одна буква изменила и смысл слова.)– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы д.
– Прочитайте слова, которые начинаются с буквы т.
– Прочитайте имена.
– Назовите полные имена. (Дмитрий, Тимофей.)
– Прочитайте предложения с некоторыми из этих слов. (Предложения записаны на слайде.)
Тома у дома.Тима и Дима.
3. Чтение слов по стрелочкам. Работа в парах.
– Прочитайте слова по стрелочкам.
– Посчитайте, сколько слов получилось. А у соседа?
– Прочитайте слова соседу.
– Послушайте чтение соседа.
(Дыра – рада – дали – лимон – монтёр – терка.)
5. Шарада.
Играла я на все лады,
Пела, напевала,
Оказалась у воды –
И букву потеряла.
(Дудочка – удочка.)
6. Работа по учебнику. Словарно-лексическая работа.
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните слова.
– Что изменилось? (В слове появилась буква к. Изменилось значение этого слова.)
– Что значит слово «лад»
Как вы понимаете значение этого слова?
Что значит слово «клад»? Как вы понимаете значение этого слова?
Лад. Согласие, мир, порядок. На что и клад, когда у мужа с женой лад. (Пословица.)
Клад. Деньги или другие ценности, закопанные в земле или скрытые в каком-нибудь тайном месте.
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
– Найдите пару, в которой слова начинаются с парных д и т. (Дом – том.)
7. Чтение стихотворения А. Шибаева.
– Послушайте стихотворение.
– С какими словами «играет» автор? (Со словами «кот» и «крот».)
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Сме-хо-та – смехота.
Сва-ли-лась – свалилась.
Под-зем-ный – подземный.
– Какое слово «спряталось» в слове КРОТ? (Рот.)
Музыкальная физминутка
10. Чтение текста Е. Чарушина «Томка».
– Прочитайте название рассказа.
– Кто автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем рассказ. (Ответы детей.)
Подготовка к чтению текста.
Чтение рассказа учителем и читающими детьми.
– Оправдались ваши предположения?
– О чем рассказ?
– Один щенок был ленивым, другой – злым, а Томка?
– Почему охотник выбрал Томку?
III. Итог урока. Игра «Звук заблудился».
- Что нового узнали
– Назовите парные согласные.
– С какой парой мы познакомились сегодня?
Мама с точками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Поэт закончил строчку,
В конце поставил дочку (точку).
V1.Рефлексия. Понравился урок?-А теперь мы оценим свою работу. У вас в конвертах есть три смайлика: жёлтый, синий и зелёный
Выберите смайлик
Жёлтый – если всё было понятно, всё получалось, задание выполнял без ошибок.
Синий – если  не всё было понятно, не  всё получалось, были ошибки.
Зелёный – если  было не понятно, не всё   получилось, задание выполнил с ошибками