Урок литературного чтения 2 класс Скребицкий Жаворонок


Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Произведения о родной природе. Г. Скребицкий. "Жаворонок"»
Автор: Шиблева Ю.П.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
расширять круг детского чтения по теме произведения о родной природе;
формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; обогащение речи выразительными средствами языка.
Метапредметные:
-познавательные: формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий; развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь.
-регулятивные: формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
- коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; умение произвольно строить контекстуальную речь; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.
- личностные: пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические.
Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.
Оборудование: светофоры, компьютерная презентация, запись с пением жаворонка, альбомные листы, карточки с заданием.
Литература: учебник Л. А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс (ч.2), тетрадь по литературному чтению (ч.2).
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Психологическая установка на работу. 1 слайд
У. Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
А сейчас определите свое настроение при помощи светофора Регулятивные УУД
(самоконтроль)
2.Актуализация знаний
3.Проверка домашнего задания ( 2 слайд)
- Над какой большой темой мы с вами работаем в течение нескольких уроков?(Весна, весна красная) 3 слайд
Весна – прекрасное время года. Время пробуждения природы, время надежды. О весне написано много стихотворений, песен, сказок, рассказов.
– Назовите фамилию автора и заглавие.
“Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. (А. Чехов “Весной”)
“Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?” (Г. Скребицкий “Весна – художник”)
“Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь?” (Н. Сладков “Проталина”)
А) выявление читательского опыта:
С каким произведением вы работали дома? ( стихотворение А Барто « Апрель» 4 слайд
Покажите модель обложки, которая подходит к произведению, приготовленного дома?
Б) Упражнение с заученным дома произведением.
- Выразительное чтение стихотворения « Апрель» или наизусть по желанию. Познавательные УУД
4.Работа в группах Считалось, птицы - вестники весны. Именно, они приносят на своих крыльях тепло и пробуждение природы. Вспомните поговорки о птицах. Поработаем в группах, закончим пословицы.
1 группа: Увидал грача - …………………. весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
2 группа: На шесте скворец,………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
3 группа: Сколько проталинок – ………………………..
весну встречай.
он весне гонец.
столько и жаворонков.
- О каких птицах сложены поговорки? Перечислите. Именно эти птицы прилетают к нам первыми. Именно они возвещают о приходе долгожданной весны. Про каждую птицу сложено много стихов и песен, придумано рассказов и сказок. Но к одной из них у русского народа особое отношение. Одной из этих птиц посвящен наш урок. Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
5.Сообщение темы урока. Загадка « Угадай, кто это?» ( 5 Слайд).
Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Рассказ о жаворонке ( 6 слайд)
Хотели бы вы послушать песню полевого жаворонка?
звукозапись ( голос птицы).
7 слайд
22 марта на Руси отмечался замечательный праздник «Жаворонки». В разных областях праздник этот назывался своим именем: где «Жаворонки», где «Сороки». Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, а самая первая - жаворонок, и весна вступает в полные права. Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
6.Открытие нового
Физминутка - У Георгия Скребицкого есть рассказ, который так и называется «Жаворонок».
Знакомство с автором Г.А, Скребицким ( 8-9 слайд).
Чтение произведения Г.А.Скребицкого « Жаворонок» (хорошо читающий ученик).
- Понравилось ли вам это произведение?
- Расскажите, что именно?
-Какие слова вам были не понятны?
-Словарная работа. Чтение трудных слов 10 слайд
ЗЕНИТ - наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся над головой наблюдателя.
трущоба - труднопроходимое место щелка – маленькая щель.
пригорки – небольшой холм, бугор
лютая (стужа) – злая, свирепая, беспощадная (сильный холод, мороз).
Чтение учащимися текста цепочкой по абзацам.
- Подумайте, почему все радовались песне жаворонка?
- Как автор описывает восход солнца? прочитайте. ( 11 слайд)
- Откуда взлетел жаворонок? ( 12 слайд)
- Что слышалось в песне жаворонка? Прочитайте.( 13 слайд)
- Кто слушал весеннюю песню? Прочитайте. ( 14, 15, 16 слайд)
- О чём они думали? (17 слайд)
- Прочитайте последний абзац.
- С чем сравнивает автор жаворонка?( 18 слайд)
- К рисунку подберите заголовок. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)
7.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗАКРЕПЛЯЕМОГО ОПЫТА.
РАБОТА В ПЕЧАТНЫХ ТЕТРАДЯХ с.67 – 68
а) Прочитай последний абзац текста. С чем автор сравнивает жаворонка? Запиши.
б) Допиши предложение словами из текста.
Жаворонок – это небольшая…
в) Кто слушал песню жаворонка? О чем все думали? Найди ответы в тексте. Запиши.
г) Собери загадку. Запиши загадку и отгадку.
(В голосок будто звонок небе крохотный синем крохотный) Познавательные УУД
(Умение работать с текстомУмение выделять существенное)8. Литературно-творческая работа Закройте на мгновение глаза… (Звучит музыка). Представьте чистое, ясное небо. Легкие облака. Из-за дальнего леса медленно поднимается солнце, освещая поля, леса и пригорки розовым цветом. Вдруг с одного из таких пригорков взлетает небольшая серенькая птичка и оттуда, с голубой высоты льется на землю радостная, звенящая песня. Прислушайтесь… Тихий звон капель, журчание хлопотливого ручейка и еще что-то такое светлое… Представили?
Я не буду спрашивать. Пусть это будет тайной, которая позже откроется для всех.
(Дети начинают рисовать иллюстрации к данному произведению.) Личностные УУД
9.Итог
10.Рефлексия Что нового узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?
(Вызвать чувство восхищения пробуждением весенней природы, показать образ маленькой серенькой птички, какую радость она приносит всем живым существам: зверям, насекомым, животным и человеку).
-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц? (выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.)
-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.
-Что понравилось?
(19 слайд) Оцените свое настроение, вы видите на доске разных жаворонков, если вы считаете, что работали на уроке с желанием, были уверен в себе. Вам, было, интересно прикрепите свой рисунок к зелёному жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался, прикрепите свой рисунок к синему жаворонку. Если вы считаете, что работали на уроке без желания, боялись отвечать и выполнять работу прикрепите свой рисунок к красному жаворонку. Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Регулятивные УУД
(самооценка)
11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( 20 слайд) Выучить наизусть один из абзацев рассказа Г. Скребицкого «Жаворонок»
Нарисовать рисунок.
Придумать загадки о птицах. – Урок подошел к концу. Мы постарались раскрыть тему весны в литературе, музыке и искусстве. Пусть каждый унесет с собой чистоту лазури, теплые лучи апрельского солнца и мартовскую песнь заливистого жаворонка.