Конспект урока по русскому языку на тему Состав слова. Основа слова и окончание
Неделя День: 10.10.14 г. Урок: 1
Тема урока «Состав слова. Основа слова и окончание»
Общая цель
Повторить знания о составе слова, познакомить с ролью окончания.
Ожидаемые результаты
А) Знает, из каких частей состоит слово.
В) Умеет находить в словах окончание и основу.
С) Умеет анализировать и делать выводы о роли окончания и основы.
Тип урока
Комбинированный.
Задания
Эмоционально-псих.настрой, объяснение нового материала, работа в группах, мини-тест, рефлексия.
Необходимые материалы
Русская речь для 6 класса. Алматы «Атамура» 2011, интерактивная доска, презентация, флипчарты, фломастеры, стикеры, смайлики, тетради, «матрица запоминания», карточки с заданиями, листы с тестами, листы рефлексии.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть (3 мин.)
1)Организация класса.
Эмоционально-псих.настрой.
Сейчас узнаем, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами смайлики. Выберите тот, который отражает ваше состояние.
2)Введение в тему урока.
На какие группы вы разделились?
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
3)Знакомство с целями и задачами урока.
Подумайте, какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за этот день? Приветствие.
«Смайлики».
Запись числа.
Дети поделены на 2 группы: основа и окончание.
(основа и окончание)
(Основа и окончание)
Запись темы урока.
(Сегодня задачей нашего урока является исследовать морфему окончание и элемент морфемной структуры - основу. Также мы повторим состав слова .).
Презентация
(10 мин.)
1)Объяснение нового материала.
Рассказ учителя. (1 мин.)
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Спасибо, ребята!
Слова сделаны из своего «строительного материала». Как вы думаете, как они называются? Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
- Давайте вспомним, что мы знаем о частях слова.
Работа по учебнику на развитие речи.
Откройте страницу 50 учебника и прочитайте упр.3.
- Возьмите карточку на столе. Подготовьте ответ по матрице на флипчарте.
Несколько учеников выразительно читают стихотворения. (2 мин.)
Работа в группах.
«Матрица запоминания» (5 мин.)
1)Приставка – это …
стоит …
служит …
обозначается значком…..
Суффикс – это …
стоит …
служит …
обозначается значком…..
2)Корень – это …
В корне заключён …
обозначается значком…..
Основа – это…
В основу входят:….
обозначается значком…..
Каждая группа выходит к доске и защищает свою матрицу. (2 мин.)
ФО «Сигналы рукой».
Основная часть
(20 мин.)
Задание 1 «Продолжи»: (5 мин.)
Вставь слово в словосочетание, изменяя по смыслу. Выдели основу и окончание.
Проверка.
- Прочитайте слова. Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 4 разных слова? (Это одно и тоже слово, которое обозначает один и тот же предмет)
- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?
(Слово одно и тоже, а вот окончания разные).
Что происходило с окончанием?
( Оно изменялось.)
- Правильно, окончание – это изменяемая часть слова.
- Где стоит окончание? (в конце слова)
-А что происходило с основой?
Игра «Собери предложения». (8 мин.)
Составьте предложения. Выделите окончания и в словах, которые вы изменяли. Разберите по составу выделенные слова.
- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
- Так для чего служит окончание? (Для изменения слова и связи слов в предложении.)
-Что входит в основу слова? Окончание входит в основу слова?
Критерии оценивания:
1. Правильно составили предложения. (0-2 б.)
2. Верно выделили окончания в словах, которые изменили. (0-2 б.)
3. Не допустили ошибки при разборе слов по составу. (0-2 б.)
Итог: от 0 до 6 б.
А теперь давайте подведем итоги. Что общего и различного между окончанием и основой? Групповая работа. (выполнение заданий).
1 группа:
Лиса
пушистый хвост у ___________,
долго выслеживал ___________,
любовался ___________,
много сказок о ___________.
2 группа:
Собака
Гулял с ____________________,
Громкий лай у ______________,
Вижу перед собой ___________,
Много историй о ____________.
ФО «Светофор».
1 группа:
Мы, хорошо, учиться, в, новый, учебный, год. Мы, играть, в, футбол, и, смотреть, телевизор, после, уроки. Мы, помогать, мама, по, дом, и, братишка, с, домашний, задание.2 группа:
Мы, хорошо, проводить, лето, в, новый, пришкольный, лагерь. В, жаркий, день, мы, купаться, и, загорать, на, солнце. В, плохой, погода, мы, читать, вышивать, играть, в, шашки, и, шахматы, заниматься, в, интернет-клуб.(Разбор по составу выполняет 1 ученик с группы у доски).
ФО «Критериальное оценивание».
(Взаимооценивание между группами)
(2 мин.)
Составление диаграммы Венна.
(5 мин.)
ФО «Светофор»
Итог
(12 мин.)
«Мини-тест»
(приложение 1)
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно.
Какое слово у вас получилось? (Знатоки)
Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?
Домашнее задание: упр.11, задание 2, упр. 12, с.53-54.
Рефлексия.
Индивидуальная работа. Самопроверка. (8 мин.)
Запись дом.задания. (1 мин.)
«Анкета» (3 мин.)
Самоанализ урока.
На данном уроке я запланировала повторить знания учащихся о составе слова и познакомить с ролью окончания в предложении. Тема «Состав слова» учащимся знакома еще с 5-го класса. Но так как это был первый урок по разделу «Морфемика», необходимо было освежить знания учащихся и познакомить с новым материалом об окончании и составе слова. Также я ставила перед собой цели развивать в учениках навыки работы в группах и в парах, умение объективно оценивать себя и друг друга, критически мыслить и рассуждать. Для решения поставленных целей и задач применяла идеи семи модулей Программы курсов третьего базового уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
До начала урока я предложила учащимся разделиться на группы для дальнейшей работы, так как именно групповая работа развивает взаимообучение. Одним из важных моментов урока стало создание в классе коллаборативной среды через стратегию «Выбери свой смайлик», которая способствовала созданию атмосферы открытости и доброжелательности на уроке. Введение в тему урока было проведено через названия групп, так как детей я разделила на две группы – основа и окончание. Ребята активно обсуждали цели и задачи урока, хотя и затруднялись в грамотном формулировании своего ответа.
Обучение и преподавание строилось с учетом возрастных особенностей учащихся. Данный модуль тесно связан с модулем «Оценивание для обучения и оценивание обучения», в частности, в аспекте изучения ответственности за самооценивание на каждом возрастном этапе. Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Еще на данном уроке совместно были разработаны основные критерии оценивания. Также проводилось формативное оценивание, например, по стратегии «Светофор», «Большой палец». Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и просто наблюдать.
Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Использование критического мышления на уроке проводила с помощью стратегии «Диаграмма Венна», где получилось коллективное составление постера об общем и различном между окончанием и основой слова. Также я использовала стратегию «Матрица запоминания», где учащиеся в процессе групповой работы заполняли таблицу о частях речи на основе уже имеющихся знаний из предыдущих лет обучения. Этот вид работы оказался наиболее сложным для учащихся.
Проводилась во время урока и работа над развитием устной речи учащихся. Этот вид работы очень важен при изучении русского языка в классах с казахским языком обучения. С этой целью детям было дано задание: выразительное чтение стихотворения из учебника, их анализ с целью повторения теоретического материала о частях речи.
В конце урока для проверки уровня полученных знаний я провела мини-тест. У учащихся первого варианта при верном решении теста должно было получиться слово «умники», а у второго варианта – «знатоки». Почти все учащиеся успешно справились с этим заданием,
Обязательным этапом такого урока стала рефлексия, когда ребята оценивали свою работу на уроке и делали выводы о проделанной работе по стратегии «Анкета». Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока.
Оценивание урока В общем, урок достиг поставленных целей. Все ученики справились с заданиями своего уровня.
Изменения по уроку
В следующий раз я бы сократила количество и объем заданий, так как дети поначалу работали медленно, и из-за этого мы не уложились во времени. А также лучше продумала бы формативное оценивание друг друга, меньше говорила бы на уроке, давая тем самым выразить свое мнение учащимся.