Технологическая карта урока по русскому языку на тему Родственные слова. Корень слова (1 класс)


План-конспект урока по предмету русский язык.
Программа «РО Л.В.Занкова». Автор учебника А.В. Полякова
1 класс.
Тема: Родственные слова. Корень слова.
Цели: организовать работу по определению родственных слов и обозначению в них общей части – корня.
Ожидаемый результат:
предметные:
- определяет по признакам родственные слова;
- находит корень, подбирая родственные слова, и выделяет его с помощью знака.
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимает причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- работает по предложенному учителем плану;
- высказывает своё предположение на основе работы с материалом учебника
познавательные
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
- использует знако-символические средства при выделении корня.
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следует им.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Эмоциональный настрой.
Актуализация знаний.
Проблематизация.
Постановка учебной задачи.
Физминутка.
Открытие новых знаний.
Работа по учебнику.
Применение способа действия в нестандартной сттуации.
ФизминуткаПервичное закрепление.
Рефлексия. Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
- А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
Работа в тетради.
- Запишите в тетради число.
Чистописание.
- Посмотрите на запись: О, Ь, К, Р, Е, Н
- Назовите буквы.
- Какая буква лишняя? Докажите.
- Разделите оставшиеся буквы на 2 группы. Назовите.
- Что вы можете сказать о гласных буквах?
- Составьте цепочку из согласных букв. - Запишите их.
- Запишите их в паре с гласными (мальчики с - О, девочки с - Е)
- Следите за высотой и наклоном букв.
- Как произносятся согласные у мальчиков? Почему?
- Как произносятся согласные у девочек? Почему?
- Подчеркните самые красивые буквы.
- Составьте из всех букв слово. Какое слово получилось?
На доске: корень.
- Запишите это слово на следующей строке.
- Оцените свою работу. Если буквы ровные, наклон букв вправо, буквы красивые – нарисуйте красный кружок, если что-то не получилось – зелёный.
- Что вы можете сказать о слове корень?
- Послушайте загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту
- Что это?
- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень?
- Сколько значений у слова корень?
- Какой вывод можно сделать?
- О корне растений, зубов мы знаем. А что вы можете сказать о корне слова?
-Какую задачу поставим перед собой?
- У каждого человека есть родственники.
- Как вы понимаете смысл слова родственники?
- Назовите своих родственников.
- Правильно. А вот и о некоторых словах говорят, что они родственные.
- Как вы думаете, что может означать это название?
- Какую задачу поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы и поговорим о корне как части слова и родственных словах.
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
- Прочитайте слова: рыба, рыбка, рыбак
- Что вы можете сказать о значении этих слов?
- Чем ещё похожи слова?
- Можем ли мы сказать, что они родственники? Обоснуйте ответ.
- Кто догадался, как называются эти слова?
- Какие слова называются родственными?
- Как определить являются ли слова родственными?
- В этих словах есть общая часть – главная часть.
- Как она называется? Кто знает?
- Запишите слова: Рыба, рыбка, рыбак.
- Выделим общую часть дугой (показ учителя на доске)
- Что называется корнем?
- Давайте посмотрим, какие слова предлагает нам автор учебника Антонина Владимировна Полякова.
Страница 87.
- Какие слова предлагает нам автор? Докажите, что они родственные.
- Спишите слова и выполните задание 2
- А сейчас вы будете работать в группах. Возьмите конверт, откройте его, прочитайте слова, в каждой строчке.
- Какое задание вы можете предложить?
Работаем вместе, дружно, обсуждаем каждый вариант ответа.
К-1 Поле, полка, полевой, полюшко.
К-2 Веселый, радость, веселье, веселиться
К-3 Вода, водичка, водитель, водный
К-4 Гусь, гусёнок, гусеница, гусыня.
Проверка (один из группы читает слова и объясняет выбор группы)
- Какой вывод можно сделать?
Минутка отдыха для глаз:
зажмуриться, открыть глаза;
посмотреть за окно;
посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.
Мы ногами топ-топ-топ, (топаем)
Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем)
И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
Мы головками кивнём, (киваем) дружно ручками махнём, ( машем ручками)
И туда - и сюда повернёмся без труда. ( выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко, ( прыгаем на месте)
И туда - и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)
Допишите родственные слова, выделите корень.
Девочки: Сад,
Мальчики: Лес,
Проверка.
- Молодцы! Вы хорошо работали на этом этапе урока.
- Какие задачи ставили на урок?
- Что нового узнали на уроке?
Оцените свои достижения.
На партах « ладошки» из цветной бумаги трех цветов :
Красный – « все сделал, не было затруднений»
Желтый – « справился, но были затруднения»
Синий – « справился, но было очень трудно».
Произносят фразу: «Я хочу много знать!»
Записывают.
- Лишний Ь, т.к. не обозначает звука.
1 г.- о, е – гласные
2 г. – к, н, р – согласные
Ответы учащихся.
К, Р, Н
1 в. – ко, ро, но
2 в. – ке, ре, не
- Твёрдо.
- Мягко.
- Корень
Ответы учащихся.
- Корень. Обоснуйте свой ответ.
- Подземная часть дуба, цветов, внутренняя часть зуба, часть слова.
- Это важная, необходимая часть.
- Несколько.
- Слово корень - многозначное
- Узнать: что такое корень слова?
- Мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.
Ответы детей
- Узнать: какие слова являются родственными?
- Похожее.
- Общая часть
Ответы уч-ся
- Родственные.
Вывод: слова, похожие (близкие) по значению, с одинаковой общей частью.
- Проверю, есть ли в словах общая часть, есть ли общее значение.
Ответы уч-ся.
Вывод: общая часть всех родственных слов.
Ежик – еж. Имеют общую часть и связаны по смыслу.
Мышонок – мышь. Общий корень – мышь.
Котенок – кот. Связаны по смыслу и имеют общий корень – кот.
- Определить, являются ли слова родственными.
- Найти корень слова.
- Выделить корень слова.
- Лишнее слово полка. Разное значение
- Лишнее слово радость. Корень разный
- Лишнее слово водитель. Разное значение
- Лишнее слово гусеница. Разное значение
- Слова могут быть родственными, тогда они имеют общий корень и связаны по смыслу. Но, имея общий корень, могут быть и неродственными. Как знакомый не является родственником нашей семье. Нужно быть внимательным.
- Узнать: какие слова являются родственными?
- Узнать: что такое корень слова?
Ответы уч-ся.