Конспект урока по русскому языку на тему Слово. Состав слова. Однокоренные слова. (2 класс)


Тема: Слово. Состав слова. Однокоренные слова.
Цель:
– повторение основных сведений о слове, совершенствование умений выделять изученные части слова.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Доброе утро, добрый час!
Как я рада видеть вас
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
Словарно-орфографическая работа.
- На доске записаны слова.
Круж_во, _рех, р_цепт, м_нета, н_деля, л_бедь.
- Какое задание можете предложить к этим словам? ( вставить пропущенные буквы, звуко-буквенный анализ слова)
- Какие буквы нужно вставить в эти слова?
- Как убедиться в том, что вы правы? ( проверить написание этих слов по словарю)
- Запишите эти слова, подчеркните орфограммы.
- А теперь сделаем звуко-буквенный анализ слов: неделя, лебедь, монета
- Три человека работают у доски, остальные у себя в тетрадях
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
- Вы не заметили, ещё ряд букв подчеркнуты?
- Давайте попробуем придумать задание.
- Соберите эти буквы по порядку.
- Какое слово получилось?( корень)
- Что такое корень?
- Какие значения имеет это слово? Что о нём можно сказать?( это слово многозначное)
- Где мы можем посмотреть значение этого слова?
- Какое отношение имеет слово корень к предмету « Русский язык»?
- Что мы называем корнем слова? ( это общая часть родственных слов)
На доске записаны четыре слова:
Речь, речка, речной, речушка.
– Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее? Из каких частей состоит слово?
– Сформулируйте тему урока повторения (« Состав слова. Однокоренные слова».)
- А теперь давайте составим план урока.
– Какие слова называются однокоренными?
– Что такое корень?
– Как отличить однокоренные слова от сходных с ними слов?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Развитие умений – применение знания. 1. Беседа на основе сформулированных вопросов.
– Если я «посажу» корень -вод, то какие слова могут «вырасти» на моём чудо-дереве? (Вода, подводный, водный, водяной, водичка.)
– С помощью чего могут образовываться однокоренные слова?
(Приставок, суффиксов.)
– Что такое приставка? Суффикс?
– Чем они отличаются?
– Приведите примеры приставок, суффиксов.
– Назовите примеры слов на чудо-дереве, которые имеют приставку или суффикс.
Физминутка
- Я буду называть слова. Если вы услышите однокоренное слово к слову САД, хлопайте в ладоши.
Сад, лес, лесной, садовый, рассада, Саша, садовник, лесник, лиса, посадка.
2. Работа по учебнику.
Упр. 256 ( с комментир. с места)
- Прочитайте внимательно слова. Что нужно сделать?
Ком, комок; комар, комарик.
Групповая работа.
- 1 ряд- от корня ВОД образуйте однокоренные слова.
- 2 ряд – от корня ХОД образуйте однокоренные слова.
- 3 ряд – от корня ГРИБ образуйте однокоренные слова.
Парная работа.
- Разберите слово по составу.
Голосок, краник, пригород, слонёнок, перелесок, потолок, полёт.
- К данным схемам придумайте слова.
– А теперь поработаем устно. Я буду читать фразу, а вы заменяете её одним словом.
- Тот, кто учит детей ( учитель)
- А если это женщина ( учительница)
- Учитель что делает в школе? ( учит)
- Кого она учит?( учеников)
- Если мальчик – ученик, девочка – ученица.
- Как называется год в течение которого мы учимся?( учебный)
- Что вы заметили?( однокоренные слова)
- Какой у них корень? ( уч )
- Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам выполнить тестовое задание. Внимательно читаем задания и выбираем правильный ответ. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
- Какие цели ставили в начале урока?
- Удалось ли нам их достичь?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- На лесенке успеха отметьте себя. V. Домашнее задание. Упр. 265 («Дидактический материал»).