Статья. Самодиагностика педагогической деятельности.
Самодиагностика педагогической деятельности учителя
( из опыта работы)
Когда Елена Викторовна предложила выступить на педсовете по теме «Самодиагностика» подумала, что тема какая – то малоинтересная и формальная.
Но по мере более углублённого изучения начала понимать насколько это актуально и необходимо не только в работе, но и жизни вообще. Мы волей неволей занимаемся самодиагностикой постоянно – нам приходится анализировать каждое своё слово и действие в работе и с детьми, и с их родителями, и с коллегами, и с друзьями, и даже с родными и близкими. А уже на основе этого анализа мы выстраивам свои действия и поступки. Затем снова их анализирум. и так по кругу бесконечно.
На начальном этапе мы ежечасно анализируем свои уроки: что получилось, что не удалось и на основе этого планируем дальнейшую деятельность.
В конце каждого года обучения мы проводим контрольные работы, тесты, мониторинги. Для чего? Для того чтобы продиагностировать знания наших учеников и спланировать свою работу в соответвии этих знаний ребят. Поэтому я лично для себя сделала вывод, что для плодотворной работы изучение этого вопроса просто необходимо. В большинстве случаев всё это мы делаем, но проводим безсистемно и, честно говоря, частенько нигде ни фиксируем. А вот когда приходит время аттестации лихорадочно вспоминаем, так сказать прокручиваем, свою деятельность за последнии 5 лет и конечно же многое упускаем. Что же делать? Остаётся одно систематизировать и фиксировать.
В последнее время существенные изменения коснулись не только системы преподавания, но и оценки труда учителя. Поэтому учителю, чтобы добиться хороших результатов учебно-воспитательного процесса, важно владеть технологией самодиагностики. Самоанализ профессиональной деятельности поможет выявить проблемы педагога и учащихся, скорректировать учебно-воспитательный процесс. Кроме того, грамотно проведенный самоанализ поможет и при оформлении материалов на конкурсы и для «так любимой нами» аттестации..
Схема самодиагностики включает следующие разделы:
(слайд 2 –схема самодиагностики)
1 Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
2 Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия).
3 Система воспитательной работы и ее результаты.
4 Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
5 Повышение квалификации.
Остановимся подробнее на содержании каждого из разделов.
1.Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой)
Содержание информации по первому критерию может включать в себя:
- Педагогическое кредо учителя и задачи обучения.
- Формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений (формы уроков, выбор технологий, приемов, домашних заданий).
- Работа с разными категориями учащихся (одаренными, слабо успевающими).
- Для подтверждения данных учитель может привести результаты итоговых контрольных работ, ЕГЭ, поступаемость в ВУЗы, качество обучения, отсутствие неуспевающих, интерес к предмету, выявленный в ходе анкетирования.
Слайд 3 (Мониторинг скорости чтения 1 класс)
2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся
( контрольные итоговые контрольные работы, тесты, активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия) Слайд 4 (Наученость 2 класс) и 5 (Мониторинг 4 класс)
Важно представить внеурочную деятельность как систему работы по формированию личности средствами предмета. Для этого необходимо сформулировать задачи внеучебной деятельности, основные направления, например:
---факультативы, элективные курсы по предмету, кружки, секции, творческие объединения;
---особенность их работы, наличие плана, форм творческой отчетности учеников;
---формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам по предмету;
---связь с вузами, учреждениями дополнительного образования школьников;
---возможные формы организации работы по самообразованию учащихся: обучение на дистанционных курсах, решение олимпиадных, конкурсных заданий вузов.
Система воспитательной работы и ее результаты
Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета.
Рекомендуется учитывать:
а) Направления и формы работы с классным коллективом (классные часы, экскурсии, беседы, выходы, дни здоровья, праздники).
б) Работу с социальными партнерами, сотрудничество со школьным психологом.
в) Развитие классного самоуправления.
г) Работу с родителями.
Положительные результаты работы следует подтвердить данными исследований: анкетирования, тестирования, другими методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности),
отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю),
активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и местного сообщества. Слайд 6 (Этапы воспитательной работы)
4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, о востребованности опыта педагога в системе образования. Как правило, распространяемый опыт связан с методической темой, которую учитель теоретически исследовал и представил в практике своей работы. Если учитель принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, то следует отразить задачи участия педагога в конкурсе, обосновать содержание и выбранную форму представляемого опыта.
5. Повышение квалификации.
Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей компетентности, его возможности для профессионального роста.
Слайд 7( Мои достижения)
В самоанализе можно указать:
- Перспективный план работы на 5 лет. Слайд8 (Перспективный план)
- Темы самообразования, методические темы, темы экспериментальных площадок, в составе которых работает учитель.
- Работу в качестве эксперта муниципальной, главной аттестационной комиссий.
- Руководство методическим объединением, научными работами.
- Посещение постоянно действующих семинаров, конференций.
Самоанализ деятельности способствует профессиональному росту педагога, так как направлен на развитие важных управленческих качеств учителя: умение анализировать, планировать, организовывать учебно-воспитательный процесс, сопоставлять цели и результаты. Проведенная учителем работа будет полезна и в связи с прохождением аттестации на квалификационную категорию.
Учитель: Ященко И.В.
11.04.2016г.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15