Русский язык Преодаление дисграфии

Занимаясь с ребенком, помнить несколько основных правил.
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Отказаться от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают нарекания у психологов и дефектологов. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у детей с нарушениями может развиться невроз.
3. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Не нужно читать больших текстов и не писать больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Родителям – это важно!!!

1. Старайтесь писать, как можно чаще короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ваше чадо, а ошибок станет гораздо меньше.

2. Пишите тексты с проверкой. Исправляя ошибки не в тексте, а на полях, зеленой, черной или фиолетовой ручкой (красный цвет – цвет опасности и его не нужно применять ни в коем случае!) Затем давайте тетрадь ребенку, где он сможет исправить ошибку самостоятельно. (Он зачеркнёт, а может, захочет стереть свои ошибки, написать правильно.)

3. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается.

4. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

Я желаю Вам успехов!!!
Рекомендуемая литература для родителей.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. "Как преодолеть трудности в обучении детей".
2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. «Исправление и предупреждение дисграфии у детей».
3. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. «Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений».
4. Калинина И.Л. «Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса».
5. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения.
6. Лукашенко М. Л., Свободина Н. Г. «Дисграфия. Исправление ошибок при письме».
7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.
8. Яровская О. Н. «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет».
9. Яровская О. Н. «Занимательные задания логопеда для школьников 3 – 4 классов».

Дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
МОУ «Весёлолопанская СОШ
«Как преодолеть, как бороться? И что такое дисграфия ? »





Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.


Учитель – логопед : Е.В.Белоусова

Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим родителям заниматься с ребенком.

Для коррекции и устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
1. «Корректурная правка». Ежедневно не больше 5 минут ребенок в любом тексте (кроме газетного текста) зачеркивает заданные буквы. Начинать нужно с одной гласной буквы, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву «И» зачеркнуть, а букву «У» обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: (р – л,) (с – ш) и т.д.
2. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»).
Даём ребенку текст с пропущенными буквами или слогами. Обязательно при выполнении этого упражнения ребёнку даётся текст - подсказка где все пропущенные буквы на своих местах.
3. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях (а не в самом тексте!) зеленой или черной ручкой (не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.
4. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.
5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («кот» + «ик» = «котик»);
6. «Какие слова спрятались» Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;
7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи
8. «Лабиринты» Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
9. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);
10. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково», «Один – много – нет», «Большой – средний – маленький», «Какой – какая – какие», «Чей, Чья, Чьи» и т.д. Все измененные слова записываются ребенком под внимательным контролем взрослых.
11. Кроссворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;
12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.
13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой).
Рисунок 115