Технологическая карта изучения темы «Пришла зима» по окружающему миру в 1-ом классе
Технологическая карта изучения темы «Пришла зима»
по окружающему миру в 1-ом классеУМК «Перспективная начальная школа»
Разработала:
Фрик Н.Г.– учитель начальных классов,
МБОУ «Иртышская СОШ»
Тема Пришла зима.
Тип урока открытие новых знаний
Место урока в системе уроков первый урок в теме
Цель темы
1. Познакомить детей с отличительными особенностями времени года – зимы; Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.
2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.
3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах, в группах.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: познакомить с отличительными особенностями зимы с опорой на жизненный опыт детей,
рассмотреть правила безопасного поведения во время зимних игр,
учить работать с разными источниками информации,
формировать навыки работы с цифровым микроскопом;
-развивать наблюдательность, внимание, интерес к исследовательской деятельности;
-воспитывать познавательный интерес к предмету, сотрудничеству в паре,группе,
самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности, уверенность в своих силах, чувство самосохранения и бережное отношение к своему здоровью
УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД: принятие и сохранение цели, постановка учебных задач, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка;
построение монологических высказываний, сотрудничество в паре, взаимодействие;
анализ, синтез, сравнение, наблюдение, поиск информации, понимание и преобразование
мотивация, самооценка
Планируемый результат
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: -называть отличительные признаки зимы, правила безопасного поведения во время зимних игр, ориентироваться в учебнике и тетради на печатной основе;
-принимать и сохранять цель, учебные задачи, планировать, слушать вопросы учителя и отвечать на них. уметь осуществлять сравнение, анализ, поиск информации, формирование навыков сотрудничества в паре.
-формирование положительной мотивации к учению, осваивание роли ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, оценивание усваиваемого содержания
Основные понятия Понятия: Снегопад, метель, гололед, изморозь, оттепель
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности
Ресурсы:
- основные
- дополнительные О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс;
персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; оборудование для опыта «Что такое лёд»(стакан с замёрзшей водой, тяжёлая гирька).смайлики.
Организация пространства Работа коллективная, фронтальная, парная.
Технология проведения
Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. I этап. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Расскажите правила поведения на уроке.
Личностные УУД
Покажите смайлик с каким настроением вы пришли на урок.
I этап. Организационный момент.
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УУД
II этап. Актуализация знаний.
Цель – показать какие бывают времена года Готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания,
слушать вопросы учителя и отвечать на них, осваивание роли ученика на основе выполнения правил поведения на уроке Организовывать фронтальную работу после просмотра мультфильма(загадка-Времена года) мультфильм про черепаху, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов II этап. Актуализация знаний.
У. Ребята отгадайте загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)
Посмотрите мультфильм. Очём этот мультфильм?
II этап. Актуализация знаний.
- Какие знают времена года в природе? Назовите их?
Познавательные УУД
III этап Формулирование темы и целей урока детьми.
Цель – познакомить учащихся с.
IV. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений.
V. Закрепление изученногоРаботать с информацией, представленной в учебнике, тетради.
Участвовать в исследовательской практической работе по изучению темы «Пришла зима».
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Работать с информацией представленной форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Отвечают на вопросы Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания в парах.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
Прослушать сообщения детей.
Включить учащихся в игру.
III этап. Изучение нового материала.
1). Вступительная беседа учителя.
У. О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:
-Тройка – тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. .
Д.-(Зима) .У.-Так какая будет тема сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе на уроке ,чтобы понять что такое зима. Слайд 1-2
Д.- тема -зима. Цель: как можно больше узнать больше о зимних явлениях. Ребята возьмите смайлик и оцените как вы помоглили поставить цель.
У.-А о какой это тройке говорилось в загадке?
Д-Зимние месяцы- декабрь,январь, февраль.
У.-Да зимнем царстве три
месяца. Послушайте и скажите о каком месяце говориться в этой загадке?
-Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год!
Д.-Декабрь.
У.-В словарях можно найти как в старину в народе говорили про декабрь:
Декабрь – «студень», «ветрозим», «полночь года», месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
Декабрь год кончает, зиму начинает
У.-Отгадайте загадку
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Д.-Январь.
У.-В словарях можно найти как в старину в народе говорили про месяц январь:
Январь – «просинец», «перезимье,перелом зимы», самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь – году начало, зиме – середина.
У.-послушайте ещё загадку:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Д-Февраль.
У- в народе говорили про февраль:
Февраль – «лютень», «снежень», «бокогрей», месяц снегопадов, злых вьюг и метелей, месяц первого тёплого солнца.
Вьюги да метели под февраль прилетели.
возьмите смайлик и оцените как вы отгадывали загадки .Игра: Что должно быть зимой? (работа в паре)
У.-Напомните как нужно работать в парах?
Д.-договариваться, слушать товарища, не ругаться, работать слажено.
У.- К слову зима стрелочками покажите, что должно быть зимой. Назначьте того кто в паре будет отвечать. (спросить каждую пару, что отметили).
У.- Ребята возьмите смайлик и оцените как вы работали в парах.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Хомка , хомка хомячок. Полосатенький бочок.Хомка рано встаёт. Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату и выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пать-Хомка хочет сильным стать.
IV. Открытие нового, обобщение жизненных наблюдений
Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 32–33).
У. -Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Как одеты дети?
Д.-Тепло. В зимнюю одежду.
У.-Как они себя ведут во время зимней прогулки?
Д.- Им весело.
У.-Всегда ли безопасны зимние игры?
Д. –нет
2. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. слайд 3
У.- Что это? В огне не горит и в воде не тонет.
Д.-лёд
У. Действительно ли первый лёд такой тонкий и опасен для жизни? Хотите в этом убедиться? Проведём опыт.(вызвать помочь любого ученика)
У.-Зимой мы можем с вами наблюдать интересные природные явления.
4слайд…
У.
Теперь мы с вами послушаем одноклассников, которые нам подготовили сообщение.
- снегопад (обильное выпадение снега)
- метель (перенос снега ветром)
- изморозь (рыхлый. снежный слой кристаллов льда; нарастает на ветвях деревьев в тихую морозную погоду, при тумане)
-гололёд (тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания)
-оттепель (тёплая погода с таянием снега, льда)
возьмите лист самооценки и оцените как вы работали, только те дети ,которые делали сообщение
Ребята возьмите смайлик и оцените сообщениятоварищей.
Игра «Хлопки»
У.Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы:
-Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, прилёт птиц, изморозь, оттепель, радуга, гололедица. У. Ребята возьмите смайлик и оцените как вы играли.
III этап. Изучение нового материала.
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Динамическая пауза.
Высказывания детей о правилах поведения в зимнее время
Дети одеты в теплые куртки, пальто. На голове вязаные шапки, на шее шарфы, на руках варежки.
Проведение опыта со стаканом с замёршей водой с помощью одного ученика
Слайд 6-8.(На слайде иллюстрация – подсказка последовательности проведения опыта)
ОПЫТ СО ЛЬДОМ
Под руководством учителя проводится опыт с тяжелой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой по алгоритму на с. 32.
В ы в о д: тонкий лед очень хрупкий, поэтому нельзя кататься на коньках по первому, еще тонкому льду.
Контролирующие задание Выбери правильный ответ Слайд5.
1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь:
1. Январь
2. Декабрь
3. Ноябрь
2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?
1.Снегопад,
2.Гололедица,
3. Ледоход,
4. Оттепель.
3. Во что превращается вода, если она замерзает?
1. В лёд.
2. В сок.
3. В каток.
4. Отправляясь гулять зимой нужно:
1. Надеть лёгкую, но теплую куртку.
2. Надеть на голову вязаную шапку.
3. Завязать шарф.
- Проверим свои ответы?
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Игра «Пришло письмо»
Здравствуй, дядя Фёдор!
В деревню Простоквашино пришла зима! Солнце поднимается высоко над горизонтом и хорошо греет землю. Каждый день идут проливные дожди, поэтому снега выпало много и он искрится на солнце всеми цветами радуги. Деревья радуют глаза своей листвой. Мы с Шариком часто бегаем купаться на речку. Хороши зимние забавы! Мы ходим на лыжах, катаемся на коньках, санках с горки, велосипеде, играем в снежки, строим снежные крепости, гоняем шайбу клюшками.
Приезжай скорее, будем играть и встречать вместе Новый год!
Кот Матроскин.
У. Какие ошибки допустил в своём письме Кот Матроскин?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие явления природы бывают зимой?
– Какие безопасные правила вы должны выполнять, играя в зимнее время?
Покажите смайлик.
1.У меня всё получилось, я всё сделал сам.
2.У меня были затруднения, мне помог сосед.
3.Мне было трудно, я не понимал, хочу к этому на следующем уроке.
ПОНАБЛЛЮДАЙТЕ ДОМА ЗА ЗИМНИМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ Слайд 6