Конспект по окружающему миру на тему Пришла зима (1 класс)
Конспект по окружающему миру для 1 класса по программе «Перспективная начальная школа»
Тема: ПРИШЛА ЗИМА
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с правилами безопасности на улице в зимнее время, закрепления признаков наступления зимы; помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; способствовать развитию наблюдательности и внимания, воспитанию трудолюбия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть времена года, их последовательность и основные признаки; получат возможность научиться соблюдать правила безопасности на льду и при катании с гор в зимнее время.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Познавательные: проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при их проведении, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознают необходимость бережного отношения к живой и неживой природе.
Оборудование: кроссворд «Какого цвета зима?»; зимний пейзаж.
Ход урока
Групповая работа.
Дети делятся на группы по рядам. Дома вы нарисовали животных. Возьмите свои рисунки и разделите их на 3 группы. 1 группа – животные, которые спят, 2 группа – животные, которые делают запасы на зиму, 3 группа – животные, которые зимой не засыпают. Выберите того, кто будет представлять вашу команду. Вы должны назвать животных каждой группы.
II. Актуализация знаний и целеполагание.
– Отгадайте загадку:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима.)
– О каких приметах зимы говорится в этой загадке?
– Что вы хотите узнать на этом уроке?
III. Открытие нового знания.
Работа по учебнику (с. 32–33).
– Рассмотрите разворот учебника «Пришла зима». Что вы видите на левом рисунке? (Осенний пейзаж, где нарисована горка, спускающаяся к озерку (это любимое место зимних игр детей), разноцветная окраска листьев деревьев, листопад.)
– Что изображено на центральном рисунке? Сравните оба рисунка. (Центральный рисунок – это то же самое место зимой, в воскресный день.)
– Как вы узнали, что это выходной? (Все учащиеся со своими четвероногими друзьями катаются на горке: кто на санках, кто на коньках.)
– Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (Солнце светит, но не греет. Замерзла вода в водоеме. Землю покрыло снежное покрывало.)
3728085234315000– Какие изменения произошли с приходом зимы в живой природе? (Деревья сбросили листья, стоят голые.)
– Какие новые краски, звуки, запахи появились в зимнее время? (Высказывания учащихся.)
Учитель. Кругом белое и черное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птичьих стай, кваканья лягушек, жужжания насекомых. Зато мы слышим, как скрипит снег под ногами, «птичьи разговоры» оставшихся на зимовку птиц. Исчезли запахи прелой листвы, аромат последних осенних цветов. Но зимний воздух обладает особой чистотой и свежестью.
Давайте вспомним, какие есть зимние игры. Покажите катание на коньках, хоккей, игру в снежки, катание с гор лыжников.
– Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Как одеты учащиеся?
– Как они себя ведут во время зимней прогулки?
– В какие игры вы играете зимой?
– Какие опасности могут встретиться вам в зимнее время?
– Всегда ли безопасны зимние игры?
2. Практическая работа.
Учащиеся под руководством учителя проводят опыт с тяжелой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой по алгоритму на с. 32.
Вывод: тонкий лед очень хрупкий, поэтому нельзя кататься на коньках по первому, еще тонкому льду.
3. Работа в печатной тетради (задания 22, 23).
– Выберите одежду и обувь для экскурсии в зимний лес. Раскрасьте выбранные рисунки.
– Дорисуйте те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии.
– Рассмотрите рисунки. Какие опасности при катании с горки могут возникнуть?
– нарисуйте предупреждающие знаки.
4. Составление памятки «Безопасное поведение во время зимней прогулки».
– Какие правила необходимо выполнять во время зимней прогулки?
• Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязать шарф, застегнуть воротник.
• Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках, с них легче стряхнуть снег и в них теплее.
• Нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только очень холодная, но и недостаточно чистая для питья.
• Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь: они завтра снова пригодятся.
• Нельзя играть на тонком льду водоема.
• Будь осторожен, играя со снегом. Под снежным покровом могут быть «спрятаны» острые сучья, стекла.
IV. закрепление изученного материала.
1. Кроссворд «Какого цвета зима?».
1) Большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?
2) Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это?
3) Белая морковка
Зимой растет, весной тает.
4) Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко. Что это?
5) Сильная метель со снегом и ветром называется «снежная...
Ответы: 1) сугробы; 2) снежинки; 3) сосулька; 4) гололедица; 5) буря.
Ключевое слово: белая.
Тест
На каком льду нельзя кататься?
тонком
белом
толстом
грязном
Что из перечисленного необходимо одеть на зимнюю прогулку?
футболку
туфли
куртку
шорты
В какое время года землю покрывает снег?
зимой
летом
осенью
весной
Какой месяц относится к зиме?
апрель
октябрь
июль
декабрь
В какую из игр дети играют зимой?
снежки
бадминтон
волейбол
классики
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какие явления природы вы наблюдали зимой?
– Какие безопасные правила вы должны выполнять, играя в зимнее время?
- Выполнили ли мы цель, которую ставили перед собой вначале урока?