Проект Зима пришла снег пушистый принесла


МКДОУ – детский сад № 6 г. Татарска


в средней группе


102870202565
Автор проекта: Мозжерина Елена
Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории
Актуальность
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Детское экспериментирование содействует развитию интеллектуальных способностей ребёнка и положительно влияет на уровень экологического воспитания. В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы. Таким образом, я бы хотела обогатить и расширить представления детей своей группы о зиме, о снеге, его свойствах.
Характеристика проекта
По предметно содержательной области:
- интегрированный
По характеру доминирующей детской деятельности:
- исследовательско - творческий
По количеству участников:
- групповой
По длительности реализации:
- средней продолжительности
Цель проекта:Развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Конкретизировать и расширить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений); особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
Сформировать представление о свойствах снега; об образовании снежинок, особенностях множества форм снежинок.
Развивать мотивацию желания исследовательской деятельности, наблюдательность, познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей (снегопад, сугробы, метель, падает тихо, сыплет хлопьями, метет, завывает, кружит)
Воспитывать бережное отношение к природе; интерес к художественным и музыкальным произведениям; умение видеть красоту зимнего мира.
Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Принципы работы по проекту:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Доступность;
Постепенность;
Наглядность
Основные этапы проекта:
I – Мотивационный
II – Проблемно - деятельностный
III - Творческий
Задачи по работе с родителями
Повышение компетенции родителей по теме проекта.
Привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Взаимодействие с родителями по вовлечению
в образовательный процесс
Оформление папки-передвижки:
«Детям о снеге»
«Когда на улице снег» (игры для детей зимой)
«Традиции, обряды, праздники»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Творческое домашнее задание на тему «Такие разные снежинки»; сочинение сказок, стихов о снежинках, о снеге.
Оформление памятки: «Опыты со снегом».
Беседы с родителями: «Поддержание интереса ребенка к познавательному экспериментированию».
Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
Совместное проведение в домашних условиях познавательных опытов для ознакомления с физическими свойствами снега и льда.
Организация выставки совместных творческих работ детей и родителей «Новогодняя игрушка».
1 этап - Мотивационный
Постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса
детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта;
Планирование проекта.
Изучение методической литературы.
Подбор художественной литературы.
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на зимнюю тему.
Создание предметно-развивающей среды.
Идея данного проекта возникла во время одной из прогулок, когда дети увидели красивый снегопад. Зима чудесное время года. Много интересного происходит зимой. Все деревья одеваются в белый наряд. Земля покрывается белым, пушистым снегом.Мы стали рассматривать снежинки, ребята удивлялись, что они могут быть такими красивыми и большими. Но в процессе беседы о том, что такое снежинки и откуда они появляются, ребята давали не точные ответы. Некоторые считали, что это кусочек льда,другие вместо определения снежинки описали свои ассоциации (снежинки похожи на белые пушинки, на пушистые комочки), только несколько детей дали правильный ответ, что снежинка это замерзшая вода. Тогда я предложила им стать маленькими исследователями и попутешествовать по зимнему царству, изучить свойства снега, узнать ответы на вопросы:
Почему снег хрустит под ногами?
Какой формы бывают снежинки?
Какой бывает снег?
Какими свойствами обладает снег в сухой морозный и теплый влажный день?
Что опаснее земле зимой – быть покрытой снегом или нет?
Почему необходимо укрывать корни деревьев снегом?
Почему снежинки белые?
Почему нельзя есть снег?
Какой снег легче рыхлый или плотный. Почему?
Можно ли из снега сухого, сыпучего делать постройки? Почему?
Почему растаял снег в комнате?
Какую пользу приносит снег для растений?
Какую пользу приносит снег людям?
Детям стало интересно, и мы решили исследовать его. Найти ответы на поставленные вопросы дети смогли во время непосредственно - образовательной, исследовательской и игровой деятельности.
2 этап – Проблемно - деятельностный
Данный этап проекта проходит через непосредственную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную, игровую деятельность, т. е через все виды деятельности в детском саду и все образовательные области.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»включает в себя:
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Встреча нового года».Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.
Безопасность. Беседы на темы:
«Снег может быть опасным» (нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие снеговые козырьки; нельзя брать снег в рот, т. к. может заболеть горло).
«Чем опасен сильный, крепкий мороз на улице?», «Береги нос в большой мороз», «Если хочешь быть здоров… », «Опасна ли горка».
Тематические беседы:
«Почему мне нравится зима»
« Почему зимой не видно рек?»
«Зимние забавы»
«Зимующие птицы»
«Как звери в лесу зимуют»
«Как человек помогает зимой животным в лесу»
«Какие птицы зимуют с нами»
«Помоги птицам»
«Как надо заботиться о растениях зимой»
В рамках образовательной области
«Познавательное развитие»мы проводили
Наблюдения за погодой, ветром, небом, солнцем, метелью (из окна), за снегопадом, снежинками, снегом (белый, холодный, мокрый, сыпучий, мягкий, липкий), сугробами, птицами (воробей, синицы, снегири, голуби), за прохожими (как одеты), за деревьями, за трудом дворника.
Наблюдение за явлениями природы типичными для зимы: иней, снег, гололед, метель.
Проведение организованной образовательной деятельности на темы:
Зима. Сезонные изменения в природе.
Зима. Изменения в жизни растений.
Зима. Изменения в жизни животных.
Что бывает зимой?
Просмотр презентаций о зимней природе, зимних видах спорта.
Рассматривание отдельных снежинок (фотоальбом). Показать детям многообразие форм снежинок.
Логические задачи: «Волшебные льдинки», «Где снежинки?»и т.д.
Дидактические игры: «Загадки-отгадки», «Зимние слова», «Когда это бывает», «Времена года», «Зимние слова», «Назови признаки зимы», «Ассоциации», «Да – нет», «Какая нужна одежда зимой?», «Угадай, в какое время года проводится данный вид спорта», «Подбери нужное слово к слову «снежинка», «Найди одинаковые снежинки»
Манипулирование со снегом: рассматривание снежинок лупой, удерживание снежинок на рукавичке; удерживание снежинок на ладони;
Экспериментирование. Цель: познакомить детей со свойствами снега: белый, холодный, тает от тепла, не прозрачный, без запаха, рассыпается, легкий, разлетается, тяжелый, липкий, можно лепить.
Учить отвечать на поисковые вопросы, делать предположения,
рассуждать.
«Воздействие температуры»
«Чистота снега» Исследование талой воды.
«Что будет, если снег полить водой?»
«Имеет ли снег запах?»
«Определение прозрачности» (сравнение с водой)
«Снег белый, но его можно покрасить!»
«Тепло ли в снежных сугробах»
«Какой снег растает быстрее: утрамбованный или рыхлый?»
«В какой снег легче погружаются предметы: в рыхлый или плотный?» Почему?
Образовательная область
«Художественное – эстетическое развитие»
Рисование: «Морозные узоры» (зимнее окошко), «Наша ёлочка» (с элементами аппликации), «Снеговики в шапочках и шарфиках», «Зимнее чудо» (нетрадиционная техника: рисование снежинок манкой).
Лепка: «Снегурочка танцует», «Дед Мороз принёс подарки».
Аппликация: «Праздничная ёлочка» (с элементами рисования), «Снеговик», «Узор на зимней шапке».
Знакомство с искусством:«Художники о зиме», «Зимние праздники»
Иван Иванович Шишкин «На севере диком»
Игорь Эммануилович Грабарь «Иней»
Алексей Кондратьевич Саврасов «Зима»
Лидия Исааковна Бродская «Морозное утро»
Образовательная область
«Речевое развитие»
Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей.
Составление описательных рассказов по картинам.
Заучивание стихотворений о зиме, снеге.
Сочинение сказок о снежинках.
Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о зиме.
Загадки
Проговаривание чистоговорок.
Пальчиковая гимнастика « Наряжаем елку», «Елочка», «Снежок», «Снегопад», «Мы во двор пришли гулять»
Чтение художественной литературы.
Л. Рыжова « Про снежинку»
К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
В. Архангельский «Значение снега», «Летят снежные пушинки»
Е. Тринова «Почему снежинки такие разные?»
И. Пивоварова «Письмо зимы»
К. Бальмонт «Снежинка»
В.Фетисов «Зимние краски»
О. Высоцкая «Пришла зима с морозами», «Елочка»
А. Барто «Дело было в январе…»,
р.н.с : «Заюшкина избушка»; «Снегурочка»
Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»
Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима»
З.Трофимова «Снег - что это такое?»
Е. Трутнева «Первый снег», «Стало вдруг светлее вдвое»
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Иванов «Каким бывает снег»
И. Суриков «Зима», «Белый снег, пушистый»
Н. Павлова «Где зимуют почки? », «Под снегом на лугу»
В. Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь»
З. Александрова «Снежок»
А. Бродский "Мороз"
М. Познанская «Снег идет»
М. Дружинина «Сосулька»
Образовательная область
«Физическое развитие»
Подвижные игры, эстафеты и игровые упражнения в зале и на свежем воздухе.
«Снежная карусель»
«Два мороза»
«Льдинки, снежинки, сосульки»
«Берегись, заморожу!
«Ловишки со снежком»
«Мы весёлые ребята»
«Мороз - Красный нос»
«Оленьи упряжки»
«Снежинки и ветер»
«По следу»
«Кто дальше бросит снежок»
«Снежинки-пушинки»
«Перепрыгни – не задень»
«Кто быстрее добежит до снеговика»
«Из следа в след» - ходьба по снегу
Физкультминутки: «Идем в лес за елочкой», «Зимние забавы», «Зимний лес», «Падают снежинки», «По заснеженной дорожке, зашагали наши ножки», «Вьюга сильная мела, много снега намела»
Игры со снегом: «Снежные постройки», «Рисуем на снегу»
Ходьба по снежному валу. Игры в снежки. Катание с горки на санках – «ледянках».
3 этап – Творческий
Обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности.
Организованная образовательная деятельность «Секреты Зимушки – зимы».
Презентация проекта «Зима пришла снег пушистый принесла».
Результаты реализации проекта:
В процессе реализации проекта у детей пополнились знания о времени года зима, расширился и активизировался речевой запас; у них сформировались устойчивые знания и интерес к опытно- исследовательской деятельности;
Знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
Расширили свои знания о свойствах снега и происхождении снежинок;
Дети научились замечать красоту и индивидуальность снежинок;
Начали активно осваивать способность делать выводы, высказывать свою точку зрения;
В ходе проекта заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми.
В результате проведенной исследовательский деятельности у детей появился определенный запас знаний:
снег по цвету белый, но если он растает, то вода грязная, есть его нельзя;
снег от тепла превращается в воду;
снежинки имеют разную форму;
снег может падать тихо, медленно, быстро, отдельными снежинками или хлопьями;
зимние явления природы называются: снегопад, метель, гололёд;
на снегу отпечатываются следы;
снег бывает мягким, пушистым или рыхлым, тяжелым, липким;
из мокрого снега можно лепить, а сухой снег рассыпается;
из твердого снега можно вырезать фигурки.