Урок окружающего мира в 1 классе по УМК ПНШ Органы чувств (участвовал в региональном конкурсе методических разработок от издательства Академкнига)
Урок окружающего мира в 1 классе
по учебнику «Наш мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
УМК «Перспективная начальная школа»
Разработала: Братухина Алена Владимировна учитель начальных классов
МОУ Тарская СОШ № 3 Омской области
Тема: «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств»
Цель: Найти с детьми «инструменты» - органы чувств, которые позволяют человеку познать окружающий мир.
Задачи:
Повторить термин «признаки предмета»;
Познакомить с термином «опыт», ввести правила проведения опытов;
Развивать самостоятельную познавательную активность в процессе работы (опытов);
Развивать умение анализировать уровень знаний, полученных на уроке (рефлексия).
Оборудование:
Фонарь и фонарики;
Мешочек с предметами (каждому ученику);
Карточки с правилами проведения опыта;
3 пакетика чая (каждому ученику);
Блюдце с кусочками лимона, конфеты, соленого огурца (каждому ученику);
Два стакана с водой (холодной и горячей);
Карточки для моделирования;
Таблица для первичного закрепления и самостоятельной работы (каждому ученику).
Учебник «Наш мир»: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
Этап
Цель
Деятельность педагога
Деятельность учеников
Самоопределение деятельности
Включение
детей в учебную деятельность.
Подготовка к самооценке.
Урок начинается с повторения всеми детьми девиза класса:
-Кто всегда идет вперед?
-Светлячки!
-Никогда не устает?
-Светлячки!
-Не боится, кто учится?
- Светлячки!
-Знанье в жизни пригодится!
- Светлячки!
На столах у каждого ученика лежит фонарик без «огонька».
-Ребята, в конце занятия вы сможете зажечь огоньки знаний, если изучите, запомните, сможете рассказать другим то, что узнали.
Ученики выполняют упражнения, которые показывает педагог, проговариваю речёвку - девиз.
Дети рассматривают большой фонарь,
в нем - огонёк «знаний» (ученики в конце работы на уроке раскрасят «зажгут» фонарь или оставят раскрашенным наполовину, совсем нераскрашенным).
Актуализация знаний
Провести работу по пониманию детьми термина «признак предмета», изученному на предыдущем уроке.
1).Игра «Назови предмет по признакам».
Учитель называет признаки:
-холодное, сладкое, тает? (мороженое)
-круглый, кислый, желтый? (лимон)
2).Игра «Назови признаки предмета»
-Яблоко;
Попробуйте описать по-другому яблоко.
-Предложите варианты того, как еще назвать признаки.
3).Игра «Отгадай предмет»
Учителем загадывается предмет. На вопросы детей можно отвечать «да» или «нет».
Пример:
Дети: Предмет мягкий?
Учитель: Нет.
Д: Предмет круглый?
У: Да.
Д: Его можно съесть?
У: Да.
Д: Это яблоко?
У: Нет.
Д: Задуманный предмет апельсин?
У: Да.
Игра самого низкого уровня. Детям предлагается привести 2-3 примера, задать вопросы другим ученикам.
Средний уровень.
Ребенок описывает признаки яблока, другой ученик приводит свое описание.
Высокий уровень
Дети формулируют вопросы самостоятельно, пытаясь узнать, какой предмет загадан.
Этап постановки учебной задачи
Выявление места и причины затруднения.
У: Какая игра была для вас труднее? Ответ поясните.
Варианты ответов детей:
-3-я игра была сложнее, потому что мы не видели ( не слышали)сам предмет, а только угадывали.
У: Давайте представим это так:
предмет
Поясняется, что в круге – человек, а треугольники - окружающие его предметы.
- Чем пользуется человек, когда работает в огороде, строит, шьет? Назовите все эти предметы, одним словом.
- А при чем здесь «инструменты» и «человечек» на модели?
- Попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.
- Тема урока «Мы узнаем (познаем) окружающий мир».
- Наша цель: найти инструменты, которые позволяют человеку узнавать об окружающем мире.
Если дети приходят к выводу, что третья игра была сложнее, могут пояснить, почему так получилось, то педагог продолжает работу дальше. Если же этого не произошло, то можно предложить угадать более сложный предмет.
Детям важно дать понять, что они не могут без чего-то узнать признаки предметов.
Дети должны через рассуждения прийти к слову «инструмент».
Ученики пробуют сами выявить связь.
Варианты.
Возможно, ученики сами назовут тему, цель урока, если этого не произойдет, педагог сам обобщает всё сказанное и определяет тему, цель.
Открытие детьми нового знания
Провести опыты с целью выявления органов чувств, как инструментов познания окружающего мира.
Объяснение правил проведения опытов.
- Ребята, помогать вам, справиться с поставленной целью будут Маша и Миша.
- Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, как вы понимаете. Что делают брат и сестра.
- Выскажите свое отношение к тому, что видите на иллюстрации. (нравится, любопытно, интересно)
- Подумайте, как назвать одним словом то, чем занимаются Маша и Миша?
- Вы тоже будете проводить сегодня опыты. Обратите внимание на значок.
Учитель объясняет значение слова «опыт». Показывает в учебнике знак проведения опытов в классе.
-Это знак обозначает, что опыт вы будете проводить в паре, а не в одиночку.
-Рассмотрите предметы, изображенные на рисунке и подумайте, какой опыт (опыты), можно провести, используя их.
- Ребята, существуют определенные правила, по которым проводятся опыты.
1.Работу можно проводить стоя, но говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.
2.Опыт проводит первым тот ученик, который ближе сидит к двери классной комнаты, во время проведения второго опыта, вы меняетесь местами.
3.После выполнения задания, вы молча беретесь за руки и поднимаете их вверх, показывая этим, что работа завершена.
Опыт 1. (осязание-кожа)
-У каждого из вас по 1 мешочку, попробуйте, не трогая их объяснить смысл первого опыта.
Открывается с.8-9 учебника.
Дети высказывают свои предположения, важно, чтобы они не описывали предметы на иллюстрации, а пытались пояснить действия, их последователь-ность.
Ученики отмечают что Маша пытается на ощупь, с закрытыми глазами определить предметы, а Миша наблюдает за сестрой.
Рассматриваются
Пары предметов: морковь-клубок (мягкое-твердое),соль- мука (соленое-несоленое), соленый огурец-сладкий сок.
Ученики высказывают свои предположения о ходе опытов Маши и Миши.
Рассматриваются знаки:
1.
Тишина
2.
3.
На ощупь определить предметы и назвать их соседу, затем проверяется правильность
выполнения
Обобщение результатов проделанной работы.
Опыт 2. (обоняние-нос)
-Придумайте, какой опыт можно провести с тремя разными сухими пакетиками чая, расскажите свой вариант соседу по парте.
Учитель контролирует и проверяет работу каждой пары учеников.
Опыт 3.(вкус-язык)
-Рассмотрите предметы на салфетке и выполните задание (опыт), который придумайте самостоятельно. Не забывайте, что вы работаете в парах.
Детям предлагается кусочек – лимона, конфеты, соленого огурца.
Опыт 4. (зрение-глаза)
-А теперь посмотрите на мой стол, что вы видите? (Два стакана с водой -горячей (пар) и холодной).
-Можно ли провести какой-нибудь опыт?
Сами ученики это опыт не проводят, но пытаются прийти к выводу, что можно сделать.
Опыт5.(слух-уши)
-Закройте глаза и попытайтесь определить источник звука. (стук по
столу, хлопок, удар по ложке, щелчок, удар тетрадкой).
-Вспомните цель нашего занятия, которую мы ставили в самом начале урока.
-Назовите инструменты, которые помогли нам проделать опыты.
Разбираются опыты, дети предлагают свои «инструменты», заполняется модель.
Вывод: человек познает окружающий мир с помощью: зрения (глаза), обоняние (нос), осязание (кожа), слуха (уши), вкуса (язык). Одним словом – это инструменты, но правильнее, по- научному – органы чувств.
Три одинаковые по форме и цвету , размеру пакетика чая с разными ароматами. Дети пробуют с помощью обоняния определить название (вид) чая, его аромат. (клубничный, мятный, лимонный)
Ученики самостоятельно выбирают свой вариант опыта.
Варианты детей, способ, описание опыта, но самое главное с помощью чего не трогая стаканы определить. где холодная, а где горячая вода.
Дети не называют сразу , а слушают все 5 вариантов. Затем высказывают предположение, что и где звучало.
Варианты детей – цели и описания того, как мы этого достигали.
Вывод, после предложенных детьми вариантов , делает учитель, т.к. первоклассники еще только учатся делать выводы.
Первичное закрепление
Усвоение детьми нового материала, применение при выполнении заданий.
-Перед вами таблица с картинками и знаки (по несколько штук – глаз, ухо, нос, рука, язык).
-Положите на каждый рисунок то орган чувств, который поможет вам узнать признаки предметов. Учитель по мере выполнения задания контролирует ход работы.
Дети выполняют задание индивидуально.
Можно подсказать, что работать может не только один инструмент-орган чувств, а несколько.
Варианты могут быть разными, но по окончании работы, ученики сначала сверяют результаты с результатами соседа по парте, а потом проходит обсуждение со всем классом.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания, в котором ученик перейдет в роль учителя, развитие умения оценивать чужую деятельность.
В вашей таблице остались незаполненные клеточки. Попробуйте нарисовать в этих пустых местах предметы и дайте соседу по парте задание – поставить тот знак, на котором будет нужный орган чувств.
Учитель контролирует каждую пару.
Ученики заполняют пустые клеточки, работают в парах.
Этап –включения в систему знаний.
Включение нового материала в систему знаний.
На предыдущих уроках изучаются темы, связанные с домом, школой, предметами.
-Ребята, мы выполнили на занятии модель познания окружающего мира с помощью органов чувств.
-А какие предметы, уже изученные вами можно поставить вместо треугольников?
-Посмотрите на схему и попробуйте сделать вывод.
Вывод: Дети, школа, все , что мы изучили на прошлых уроках. Тоже познаются с помощью органов чувств.
Рассматривается модель, но к ней очень важно поставить, лучше, если это сделают ученики, знаки, показывающие школу и дом.
Варианты: животные, фрукты, дома, школа.
Рефлексия деятельности
Самооценка результатов.
Соотнесение цели и результата деятельности на уроке.
-Ребята в начале нашего сегодняшнего урока , ваш «фонарик знаний» не светился, покажите закрасив, закрасив наполовину, не закрасив огонек, насколько вы сегодня изучили, запомнили новые знания, полученные на уроке.
Итог урока – игра «Органы чувств», учитель показывает предметы, а дети на себе показывают те органы чувств, которые помогают определить признаки этих предметов.
Ученики дают устную оценку работы на уроке себя и своих одноклассников, кроме этого, они закрашивают свои фонарики желтым цветом полностью, если считают, что они изучили, запомнили, смогут рассказать другим о знаниях, полученных на уроке.
Фонарик раскрашен наполовину, если ребенок не все понял, что-то не запомнил.
Фонарик не закрашен, если ученик не усвоил материал.
15