Рабочая программа предмета «Физика 9 класс», учебник А. В. Перышкин системы «Вертикаль»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
учителей естественно-научного цикла и математики
Протокол № 1
От 20.08.2016 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ /М. А. Губарев
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Анновская ООШ
___________/Т. В. Гладышева/
Приказ № 6.4 от 29.08.2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФИЗИКА
(указать учебный предмет или название курса)
для 9 класса/классов
один год
срок реализации рабочей программы
ФИО учителя:
Т. В. Гладышева
учитель физики
село Анновка
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 9 класса основной школы разработана в соответствии:
ст. 12, 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 840 от 27 июля 2012 года «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Основная образовательная программа МКОУ Анновская ООШ;
Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.);
Учебным планом МКОУ Анновская ООШ.
Рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика 9 класс» системы «Вертикаль» (Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2014.)
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и учебного плана МКОУ Анновская ООШ, в соответствии с которым на изучение курса физики на ступени основного общего образования выделено 210 часов из расчета 2 часа в неделю с 7 по 9 класс.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 210 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 56 классах возможно преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Основное содержание курса 9 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (23 ч)
Материальная точка. Система отсчета.
Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.
Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механическое колебание и волны. Звук (12 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания].
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и
периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука]
Фронтальные лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Электромагнитное поле (16 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.
[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальные лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел
Экспериментальные методы исследования частиц.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада
Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.
Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
Планеты и малые тела Солнечной системы.
Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд.
Строение и эволюция Вселенной.
Частными предметными результатами изучения темы являются:
представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,
знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
Резервное время 3 ч.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
УМК
Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник
Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник
Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. В. И. Лукашик.
Электронное приложение к учебнику.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.
Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.
2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.
3. Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
№ раздела
Наименование раздела
Форма текущего контроля
1
Законы взаимодействия и движения тел.
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление
структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.
2
Механические колебания и волны.
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление
структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.
3
Электромагнитное поле.
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление
структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.
4
Строение атома и атомного ядра.
устный опрос; письменные задания; собеседование; тесты действия; составление
структурно-семантических схем учебного текста; метод проектов; самостоятельная работа; контрольная работа; тестирование с помощью технических средств; домашнее задание, зачет.
В качестве контрольно-измерительных материалов использован сборник:
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 9 класс / Сост.Н.И.Зорин. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»
Стр. 38
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Стр. 42-50
Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»
Стр.58-62
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
Стр.66-70
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
Стр.74-78
Лабораторные работы курса описаны в тексте учебника (Физика. 9 класс. А.В. Перышкин)
Лабораторная работа №1. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равноускоренном движении.
Лабораторная работа №2. Исследование свободного падения тел
Лабораторная работа №3 Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника.
Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции
Лабораторная работа №5. Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
Лабораторная работа №6. Изучение деление ядра урана
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Анновская ООШ
_______________ /Т. В. Гладышева
Приказ № 6.4 от 29.08.2016 года
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ФИЗИКЕ 9 КЛАСС
Тема урока
Демонстрации
Дата
Примечание
План
(указывается номер недели)
Факт
дата проведения
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (25 ЧАСОВ)
Материальная точка. Система отсчета.
(§1)
Механическое движение, система отсчета, материальная точка, скорость, ускорение. Равномерное и неравномерное движение, графическое представление движения.
Относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, явление инерции, первый, второй, третий законы Ньютона, свободное падение, невесомость, движение вертикально вверх, Закон всемирного тяготения, ускорение свободного падения на Земле и других планетах, движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, искусственные спутники.
Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса, реактивное движение, реактивные двигатели, ракеты.
Колебательное движение, механические колебания, свободные колебания, колебательные системы, маятника. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармонические колебания, превращение энергии при колебательном движении, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс. Распространение колебаний в упругих средах, механические волны, виды волн, длина и скорость волны. Звуковые волны. Высота тона, громкость звука, распространение звука, скорость звука, отражение звука, эхо, звуковой резонанс.
1
Определение координаты движущегося тела
(§2,3)
Перемещение при прямолинейном равномерном движении.
(§4)
2
Ускорение.
(§5)
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.
(§6)
3
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.
(§7)
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
(§8)
4
Лабораторная работа №1. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равноускоренном движении.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости;
(§9)
5
Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
(§10)
6
Второй закон Ньютона.
(§11)
Третий закон Ньютона.
(§12)
7
Свободное падение тел.
(§13)
Лабораторная работа №2. Исследование свободного падения тел
8
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.
(§14)
Закон всемирного тяготения. Центр тяжести тела.
(§15)
9
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
(§16,17)
Движение по окружности. Прямолинейное и криволинейное движение.
(§18-19)
10
Искусственные спутники Земли. (§20)
Импульс. Закон сохранения импульса. (§21)
11
Реактивное движение. Ракеты. Реактивные двигатели. (§22)
Вывод закона сохранения полной механической энергии.
(§23)
12
Решение задач.
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
13
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (9 ЧАСОВ)
Механические колебания. Механические волны. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. (§24,25)
Колебательное движение, механические колебания, свободные колебания, колебательные системы, маятника. Период, частота, амплитуда колебаний. Гармонические колебания, превращение энергии при колебательном движении, затухающие колебания, вынужденные колебания, резонанс. Распространение колебаний в упругих средах, механические волны, виды волн, длина и скорость волны. Звуковые волны. Высота тона, громкость звука, распространение звука, скорость звука, отражение звука, эхо, звуковой резонанс.
13
Период, частота, амплитуда колебаний. Измерение физических величин: периода колебаний маятника.
(§26 ,27)
14
Лабораторная работа №3 Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
(§28,29,30,)
15
Наблюдение и описание механических колебаний и волн; объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.
(§31,32)
Длина волны. Скорость распространения волны.
(§33)
16
Звук. Громкость звука и высота тона. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
(§34-36)
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: динамика, микрофона
(§37-40)
17
Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»
(§41)
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (15 ЧАСОВ)
Магнитное поле и его графическое изображение. Опыт Эрстеда. Однородное и неоднородное магнитное поле.
(§42,43)
Опыт Эрстеда, магнитное поле тока. Магнитное поле, свойства магнитного поля, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитная индукция, линии магнитной индукции, графическое изображение магнитного поля, действие магнитного поля на проводник с током, сила Ампера, правило левой руки ,опыт Фарадея, явление электромагнитной индукции, самоиндукции. Конденсатор, энергия электрического поля конденсатора. Получение и передача переменного тока, электрогенератор. Трансформатор. Электромагнитное поле и электромагнитные волны, получение электромагнитных колебаний, колебательный контур, принципы радиосвязи и телевидения, свет-электромагнитная волна, оптические спектры, поглощение и испускание света атомами, влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Преломление света, дисперсия света, цвета тел.
18
Магнитное поле тока. Направление тока и направление линий его магнитного поля . Правило левой руки.
(§44,45)
Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.
(§46-48)
19
Наблюдение и описание электромагнитной индукции, объяснение этих явлений. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
(§49,50)
Лабораторная работа №4. Изучение явления электромагнитной индукции
20
Переменный ток. Передача электрической энергии на расстояние. Электрогенератор. Трансформатор.
(§ 51)
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.
(§52,53)
21
Конденсатор. Энергия электростатического поля конденсатора. Колебательный контур. Полупроводниковые приборы.
(§ 54)
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электрогенератора, электродвигателя.
(§ 55)
22
Принципы радиосвязи и телевидения.
(§56)
Свет - электромагнитная волна. Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений
(§58)
23
Дисперсия света.
(§59,60,)
Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. (§62-63)
24
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
(64)
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
25
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
(20 ЧАСОВ)
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада.
(§65)
Радиоактивность, опыт Резерфорда, альфа-, бета- и гамма- излучение, методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике, планетарная модель строения атома, зарядовое и массовое число, ядерные реакции, деление и синтез ядер, сохранение заряда и массового числа в ядерных реакциях. Состав атомного ядра, энергия связи атомных ядер, источники энергии Солнца и звезд, ядерная энергетика, влияние радиоактивных излучений на живые организмы, дозиметрия. Закон радиоактивного распада, период полураспада. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
25
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома.
(§66)
26
Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
(§67)
Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц.
(§68)
27
Открытие протона. Открытие нейтрона.
(§69, 70)
Лабораторная работа №5. Наблюдение и описание оптических спектров различных веществ, их объяснение на основе представлений о строении атома.
28
Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные реакции.
(§71)
Ядерные силы
(§72)
29
Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.
(§73)
Деление ядер урана. Цепная реакция.
(§74, 75)
30
Лабораторная работа №6. Изучение деление ядра урана
Ядерные реакции. Ядерная энергетика.
(§76, 77)
31
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
(§78)
Энергия связи атомных ядер. Источники энергии солнца и звезд.
(§79)
32
Практическое применение физических знаний для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
33
Элементарные частицы. Античастицы.
(§80)
Резерв времени
34
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 515