Авторская пограмма изучения курса ОБЖ Основы медицинских знаний. Первая помощь при несчастных случаях в 9 классах общеобразовательного учреждения.







Авторская программа
Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровень образования, класс _______9_______
курс «Основы медицинских знаний. Первая помощь при несчастных случаях»





Автор разработки:
преподаватель – организатор ОБЖ
МБОУ «Лицей №8»
Синицын Николай Владимирович
высшей категории

Майкоп 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская педагогическая разработка специального курса «Основы медицинских знаний» предназначена для учащихся 9х классов лицея и рассчитана на 35 часов (1час в неделю). Программа курса предназначена для реализации вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Отличительной особенностью данной программы по сравнению с примерной рабочей ой программой является:
-примерная рабочая программа рассчитана 35 часов и содержит разделы модуля «Основы безопасности личности, общества и государства», в т.ч. «Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи» 8 часов;
-в данную же программу включены темы «Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской помощи» 32 часа. Из них 8 – практические. 3 часа отведены для модуля «Современный комплекс проблем безопасности». При реализации этих тем модуля предусматривается инструктажи по мерам безопасности, правилам дорожного движения, участие обучающихся в проведении тренировок по эвакуации, «Опасный лёд», правила поведения на воде и др;
- программа ориентирована не только на получение обучающимися набора теоретических знаний, но и учит их деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций, умению взаимодействовать в реальных жизненных условиях. Предлагаемый курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении анатомии, физиологии, покровных органов человека и других разделов, входящих в программу биологии в 8 классе. В процессе обучения учащиеся приобретут информацию по основам медицины, общие сведения по медицинскому обслуживанию, первой медицинской помощи.
Теоретический материал курса неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что обеспечивает реализацию системно - деятельностного подхода в обучении. Система занятий ориентирована на формирование активной ответственной личности, обладающей навыками и мотивацией к поиску, анализу и пользованию информацией.
9 класс. ОБЖ Тематический план
Разделы содержат.
линий (модулей)
Содержательные линии (модули)
и темы программы
Колич.часов

Всего Практич..



Модуль 1
Современный комплекс проблем
безопасности.
3 часа



Модуль 2
Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
32 часа


Модуль 1
Современный комплекс проблем безопасности.

Тема 1
Правила безопасного поведения подростка в школе, дома и на улице.
ПДД. Правила безопасного поведения в период школьных каникул

Модуль 2
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


Тема 1
Понятие первой медицинской помощи
Тема 2
Антисептика, асептика. Основные понятия.
Тема 3.
Рана. Раневая инфекция
Тема 4
Профилактика осложнения раны
Тема 5
Перевязочный материал.
Тема 6
Виды повязок. Правила бинтования.
Тема 7
Способы остановки кровотечений
Тема 8
Критические состояния, угрожающие жизни человека
Тема 9
Утопление. Первая помощь.
Тема 10
Искусственная вентиляция лёгких.
Тема 11
Сердечно – лёгочная реанимация.
Тема 12
Автодорожное происшествие. Характерные травмы. Первая помощь







Тема 13
Электротравмы. Первая помощь
Тема 14
Отравления лекарственными и ядовитыми веществами
Тема 15.
ПДД. Правила безопасного поведения в период школьных каникул
ВСЕГО




Поурочный план для 9 класса

Модуль 1
Тема 1 . Правила безопасного поведения подростка в школе, дома и на улице. ПДД.
Тема 1.2. Действия учащихся в случае пожара, стихийных бедствий, угрозы террористического акта и других ЧС. Эвакуация. Правила безопасного поведения в дни школьных каникул.

Модуль 2
Тема 1.. Понятие первой медицинской помощи. Правовой аспект первой медицинской помощи.

Тема 2. Антисептика. Основные понятия.

Тема 2.2. Химические антисептические вещества.
Способы применения.

Тема 2.3. Асептика. Основные понятия. Виды стерилизации. «Руки хирурга».

Тема 3.Рана. Виды ран. Понятие раневой инфекции.

Тема 3.2. Столбняк. Газовая инфекция. Профилактика. Первая помощь.

Тема 4. Профилактика осложнения раны.

Тема 4.2.Способы обработки раны



Тема 5. Перевязочный материал. ИПП.
Перевязочный материал из подручных средств

Тема 6. Виды повязок, правила их наложения.



Тема 6.2 Общие правила бинтования

Тема 6.3. Практическое занятие по наложению повязок.
Тема 6.4. Контрольное занятие по Т.Т. 4 – 6.


Тема 7.Виды кровотечений, способы их остановки.
Тема 7.2. Схема кровообращения человека. Способ остановки кровотечения пальцевым прижатием главных артериальных столбов.

Тема 7.3. Правила наложения жгута

Тема 7.4. Особые случаи остановки кровотечений. Внутренние кровотечения (Лёгочное, желудочно-кишечное, кровотечение в брюшную полость)

Тема 8. Острое малокровие. Первая помощь.

Тема 8.2. Шок. Первая помощь.

Тема 9.Истинное и бледное утопление. ПМП.

Тема 10. Искусственная вентиляция лёгких. Показания. Правила проведения.

Тема 11. Понятие реанимации. Признаки клинической смерти.

Тема 11.2. Основные этапы сердечно – лёгочной реанимации

Тема 11.3. Прекардиальный удар. Наружный массаж сердца. Правила проведения. Ошибки реанимации.

Тема 12. Автодорожное происшествие. Алгоритм действий по оказанию первой помощи при автодорожном происшествии.

Тема 12. 2. Ушиб, растяжение связок, сдавливание. Первая помощь.






Тема 12. 3. Вывихи. Переломы. Признаки. Первая помощь. Правила иммобилизации.

Тема. 12.4. Черепно –мозговая травма. Первая помощь.

Тема 12.5.Травмы позвоночника. Первая помощь.

Тема 13. Электротравмы. (Поражение током или молнией). Особенности оказания первой помощи при электротравме.


Тема 14. Ядовитые растения, грибы. Симптомы отравления, первая медицинская помощь.

Тема 14.2. Отравления лекарственными и ядовитыми веществами. Способы определения характера яда, Первая помощь

Тема 15.
ПДД. Правила поведения на воде. Правила безопасного поведения в дни школьных каникул.






2










1

3

2

2

1

4

4

2


1

1

3

5








1

2


1


35







1

1





1


1

1


1


1


1


1

1



1


1



1

1

1


1

1



1

1



1

1

1

1


1


1


1



1



1







1


1


1


1




1


1




1





1










1



1



1

1








1

1

1
















8









1
























1






1





1










1











1








1















1





























Требования к уровню подготовки выпускников 9 классов


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования ученик должен:

знать/понимать
* основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
* правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
* способы безопасного поведения в природной среде; ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
уметь
* соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств и велосипедистов);
* прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
* действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
* соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
* оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях, отравлениях, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, отравлениях лекарственными препаратами , отравлениями АХОВ, при электротравмах, утоплении;
* оказывать экстренную реанимационную помощь;
* вести себя рационально в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
* действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!». Комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.





использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
* обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, в природной среде;
*соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
* пользования бытовыми приборами и инструментами;
* проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
* обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
* оказания самопомощи и первой медицинской помощи пострадавшим.
* обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
* выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
* обеспечения пожарной и газовой безопасности в повседневной жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, правил поведения на транспорте, дорогах и улицах;
- развитие личностных, в том числе моральных и духовно-нравственных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз;
- усвоение ценностей многонационального государства, своего народа, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной и готовности к ее защите;
- формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, развитие правового мышления и компетентности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со старшими, младшими и сверстниками в процессе жизнедеятельности;
- формирование экологической культуры, воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и личного здоровья;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, знание основных положений семейного кодекса;
- формирование антиэкстремистского, антитеррористического и антинаркотического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты:
- овладение умениями анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций и их влияние на жизнедеятельность человека и сохранение окружающей природной среды;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации с использованием различных источников и новых информационных и коммуникационных технологий;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути их достижения, формировать и ставить перед собой задачи, расширять систематизированные представления о жизнедеятельности человека;
- овладение навыками принятия решений и выбора путей их выполнения, основами контроля и самооценки своей деятельности;
- совершенствование умения выражать свои мысли, чувства и потребности, способности слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение работать в коллективе, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить согласованное решение, разрешать возможные конфликтные ситуации;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности для себя, общества и государства, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Предметные результаты:
- понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотических веществ, курения и нанесения иного вреда здоровью;
- формирование антитеррористической и антиэкстремистской позиции;
- понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- знание правовых основ военной службы, общих положений общевоинских уставов и особенностей воинского коллектива;
- понимание необходимости подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и формирование готовности к выполнению воинского долга;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для жизни человека;
- умение применять на практике полученные знания безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказывать первую помощь пострадавшим и первую самопомощь, включая экстренную реанимационную помощь;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, на основе, полученной из различных источников информации и умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.












13PAGE 15


13PAGE 14615