Лесной праздник. (познавательно – игровая экологическая программа)


Лесной праздник.
(познавательно – игровая экологическая программа)
Ситуация «Хоровод деревьев».
Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие по различным странам и посмотрим, как разные народы относились в древности и как относятся к деревьям сейчас.
У каждого народа было своё свящённое дерево, которому поклонялись. Например, у русских – берёза, у поляков – липа. Люди поклонялись тем деревьям, которые росли там, где они живут, деревьям, которые они знали с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тамбовской области берёзу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзу полностью наряжали, ей под юбку забиралась девочка, брала её за ствол и двигались впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что берёза пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёза «ходила» в гости к девушкам. Её ставили в передний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали берёзу своей сестрой и подругой.
В северных районах ветвями берёзы украшали дом во время свадьбы.
На Украине берёзку заменяли тополь или вишня.
У удмуртов роль священного дерева выполняли ель, берёза и сосна, культ которых получил наибольшее развитие, и именно они соответствовали трём верховным божествам. У каждого из них было «своё» дерево:
у Инмара – сосна, у Куазя – ель, у Кылды – осина, берёза.
А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще.
Весёлая пантомима «Лесная Сказка – королева».
Для нашей игры понадобятся: «Сказка-королева», «Замок Сказки-королевы»,
«двенадцать великанов – дубов», «звери», «птицы», «букашки и мошки».
(Учитель предлагает выбрать себе роль, затем представить, как бы они изобразили свою роль без слов – одними жестами рук, мимикой и поведением.)
Я буду читать отрывок из сказки Л. А. Чарской «Дочь Сказки». Каждый из вас, услышав, что речь идёт о нём, должен жестами и мимикой показать своего героя.
«Там, где сплелись ветвями ивы зелёные, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда золотые звёзды заглядывают по ночам робко и пугливо, там живёт Сказка-королева.
Много лет королеве, старая она; не одну сотню тысяч лет живёт она на свете. А по лицу и не подумаешь, что такая старуха – Сказка. Лицо у неё гладкое, юное, свежее и такое прекрасное, что звёзды любуются, глядя на неё, а озёрные волны глухо шумят, красоте её завидуя. Глаза у Сказки тёмные, глубокие и так горят, что глядеть жутко; щёки румянцем пышут; алые губки, как птички, щебечут; волосы у Сказки золотою сверкающей волной спускаются до самой земли.
Одета она всегда пёстро и нарядно, в одежду не то лиловато – красную, не то голубовато – розовую. И белого, и жёлтого, и зелёного много в её наряде. А на голове – венок из цветов, такой душистый, что голова кружится, если близко подойти к Сказке.
Живёт Сказка – королева в самой чаще зелёного леса. Там у неё замок построен, огромный, нарядный…стены замка кружевные, ажурные, из листьев тополей серебристых и плакучих белоствольных берёз и ив, трон – из незабудок и ландышей лесных; стража – двенадцать великанов-дубов. Стоят они караулом вокруг дворца Сказки – королевы и охраняют свою повелительницу.
Днём спит сказка – королева на душистом ложе из полевых цветов, а ночью, когда загораются на небе золотые звёзды, тогда пробуждается сказка, протирает свои тёмные, красивые глазки и начинает говорить, но так, что, кажется, поёт кто-то среди ночной тишины. Всё громче и яснее звучит её плавно текущая речь…и весь лес, всё её зелёное царство пробуждается тогда и сходится к её замку: приходят звери, слетаются птицы, букашки и мошки, приползают, шурша по траве, змеи и гады.
И все слушают, слушают…»
Беседа – диалог «Как относятся к деревьям разные народы».
У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым деревом русских была и остаётся берёза. У украинцев она – «беззащитная дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис, у таджиков – платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис – у греков, сосна – у фригийцев, омела – у кельтов…
«В разных уголках Земли, - пишет французский этнограф Жак
Бросс, - живёт легенда о праотце всех деревьев, дереве – великане, которое поднималось к небесам из центра земли и явилось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердынь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, развившимся у его верхушки, поить землю живительным дождём. Оно было источником жизни и обновления». Неудивительно, что культ дерева был столь распространён в древности.
Действительно, во всех странах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих странах в день рождения ребёнка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки – грушу. А, например, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высаживали дубок, а если дочь – сосну, тополь или берёзу.
Марийцы – охотники спрашивали дорогу у деревьев, просили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовала традиция «усыновлять2 отдельные деревья в священных рощах. Отличительным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на горных перевалах и границах деревень, сооружались защитные каменные насыпи. Нередко семья имела своё собственное дерево, растущее здесь же, возле дома.
Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживёшь долго: он как бы отдаёт часть своей силы. «Хорошим» деревом, дарующим энергию, считалась берёза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее существует поверье, что осина и тополь способны снять излишнее, «чёрное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.
Приведите примеры, если они вам известны, о приметах, связанных с деревьями.
Расскажите случаи особого отношения людей именно к деревьям.
Издавна люди благоговейно относились к старым деревьям. У славян с их помощью лечили детей, к примеру, от грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассвете – считается, что это время, когда у дерева много сил. Ребёнка три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребёнок вырастал, он должен был заботиться о своём спасателе.
К деревьям – долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов. У многих народов было распространено поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украинцев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделавший это обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного человека. На Руси долго охранялись старые усадебные деревья. «Такие деревья рубить нельзя», - передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует до сих пор и в Азербайджане.
Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного отношения к деревьям, к самой природе, ко всему, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зелёные массивы от бездумной и жестокой вырубки.
В наше время человек оказался не только отъединён от природы, но и противостоит ей, и это неравное противодействие, хотя и с опозданием осознанного, грозит ему гибелью. Что же, ситуация безнадёжная? Хочется верить, что это не так.
В завершении нашего заочного путешествия я вам предлагаю мысленно отправиться на лесную опушку и поиграть в весёлую игру.
Загадаю вам, ребятки,
Очень милые загадки.
Лесной барабанщик,
Длинноухий трусишка, обожает морковку.
Кто это? (Зайчишка.)
Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики…
Тра-та-та! Тра-та-та!
Молодцы, ребята!
Всю зиму он в берлоге спал
Да сладко лапу сосал,
Весной затопал спросонок.
Ребята, кто это? (Медвежонок.)
Потопаем, как молодые Топтигины…Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
На дворе в кадушке
Заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…
Кто же это? (Лягушата.)
А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Тучки в небе побежали,
Я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали.
Это значит…(Дождик.)
Как же мы его покажем? А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить : «Кап-кап-кап!»
Сейчас я спою для вас песенку, а вы мне будете помогать. Как? Движениями.
Утром рано на лесной поляне,
Звонко, звонко заяц барабанит.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Из берлоги вылез медвежонок,
Топать начал он спросонок.
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Лягушата делают зарядку,
Пляшут, пляшут весело вприсядку.
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Сразу стало пусто на полянке,
Звонко, звонко дождик барабанит.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Вот такая песенка, песенка – чудесенка!
Подведение итогов.