Урок музыки в 4 классе Динамические оттенки в музыке
Урок музыки. 4 класс
Тема: «Динамические оттенки в музыке, прощай масленница» разработан по программе VIII вида для 4 класса автора В.В. Воронковой.
Автор: Первухина Лариса владимировна
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.
Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий. Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить с малыми жанрами русского народного фольклора (потешками, поговорками, закличками).
Коррекционно - развивающие: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Формы и методы:
Частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, практический, иллюстративный, словесный.
Урок проводится в форме беседы с просмотром демонстрационного материала и практического задания. Используется иллюстративно-объяснительный метод, метод опроса и обмена мнениями, индивидуальные формы творчества.
Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Организационный момент.
Мотивировани к учебной деятельности.
Вход под музыку «Веселая песенка»
2. Настрой на урок
Способствовать преодолению снятия эмоционального напряжения.
Настроить на урок, собрать внимание, передать в движении характер музыки
Упражнения на дыхание.
Артикуляционная гимнастика.
Распевка.
Развивать звуковысотный слух.
Актуализация знаний
Осмысление учебной задач
3.Изучение нового матери
Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Работа по теме урока
Сейчас вы послушаете музыку и в характере музыки зайдете в класс. Слайд1
Льется музыка рекою
окружая все вокруг
и караблики мелодий
выплывают из под рук.
Музыкальное приветствие.
- Придумано кем–то просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро! (хором)
- Доброе утро!
- Солнцу и птицам! (хором)
- Доброе утро!
- Приветливым лицам (хором)
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро, длится до вечера (хором).
Времена года «Март» П.И.Чайковскй. Слайд 2
Дыхательная гимнастика «Насос»
Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.
«Шарик» Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.
Учитель: После такой разминки мы готовы к пению?
Что мы должны еще сделать? (распется)
Игра «Придумай Мелодию»
(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).
Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.
Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.
Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.
Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.
Что мы должны еще сделать? (распется)
Распевка «Лиса по лесу ходила» медленно с хрустальным шариком ,быстро с мячиком».
Дети садятсяна места.
Учитель:
- Молодцы, ребята. (произнести тихо и затаённо)— Молодцы, ребята! (произнести громко и торжественно)— Вы заметили в моём голосе, что-нибудь необычное? (ответ детей)
Поздороваться с вами по разному мне помогла интонация голоса. Кто мне ответит с какой интонацией я вас сегодня приветствовала? (Торжественной и затаённой)
Ребята как вы думаете, что ещё помогло мне кроме интонации? (Громкость голоса, мимика). А можно ли прочитать стихотворение используя разную силу голоса? Давайте проверим, я прочту вам стихи а вы определите с какой громкостью голоса и интонацией я их произнесла. Торжественно и громко, или тихо и затаённо.
Чтение стихов.
1) Спать пора, уснул бычокЛёг в кроватку на бочок.Сонный мишка лёг в кровать,Только слон не хочет спать. (Тихо, затаённо)
С какой громкостью голоса прозвучало данное стихотворение?(Ответ детей)
2) Левой, правой! Левой, правой!На парад идёт отряд.На парад идёт отряд.Барабанщик очень рад! (Торжественно, громко)
Правильно менялась, ведь громкость голоса зависит от содержания стихотворения.
Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
Ребята, если музыка будет весёлая и радостная музыкант её исполнит тихо или громко? (Ответ детей). А спокойную и печальную? (Ответ детей)
Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком.
Тема нашего урока: Динамические оттенки в музыке. Слайд 3
Сейчас мы ослушаем музыку а вы скажите какона звучала,какой у нее характер?
Слушают «Колыбельную» Слайд 4.5,6,7,8.9.
А сейчас я расскажу вам маленькую сказку. (Сказка сопровождается игрой на фортепиано) Решили звуки силой помериться:
— Вот какой я сильный — сказал первый звук и прозвучал так громко, как только смог.— А я ещё сильнее, сказал другой и действительно прозвучал ещё громче.— А моя, сила в моей слабости — сказал третий и прозвучал очень тихо.— Если уж слабостью мириться, то попробуйте как, я сказал четвёртый, и прозвучал еле слышно.
Ребята, как вы думаете кто победил? (Ответ детей) Нет не сильнейший, победила дружба. Дружба согласие между тихими и громкими звуками. Сейчас я открою вам один секрет! Существуют специальные слова для обозначения тихой и громкой музыки: тихо — «пиано», громко —
«форте». Слайд 10,11.
Форте — значит громкий звук.Хлопай, не жалея рук!Пиано — тихо, еле-елеСлышен где-то звон капели.Приготовьте ладошки.(игра повторяется 2 раза)
Давайте произнесём «форте» — громко подняв руки вверх, а «пиано» — тихо опустив руки вниз.
Вход под музыку.
Заходят в класс в характере музыки.
Дети пропевают.
Доброе утро
Пропевают «Доброе утро»
Стоя поднимают руки вверх и тихонько опускают вниз.
Делают вдох и медленный выдох
Задерживают дыхание.выдыхают.
Выполняют упражнения языком.
Придумывают мелодиюи пропевают на а--а
Выполняют упражнения.
Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слушают музыку ,отвечают на вопросы.
(Громко, тихо)
f - ФОРТЕ (громко)
p - ПИАНО (тихо)
Выпрлняют движения в характере музыки.
4.Физкульт минутка.
«Веселая разминка» Выполняют движения под музыку.
5. Продолжение изучения материала.
6.Закрепление изученногоматериала
Слушают песню «Ой блины» слайд
Уч.:А какой характер у этой песни?
А как она поется? (громко потомучто музыка веселая)
-Ребята, о чем поётся в этой р.н. песне? (ответы детей)
- А какой праздник связан с этим событием? (ответы детей)
-Отмечают ли его сейчас, и что вы знаете о нем? (ответы детей)
Звучит минус р.н.п. « Коробейники»
Cлайд1.
Уч.: Эй, веселей собирайся, народ! Нынче масленица в гости идет. Спешите! спешите, спешите! Друзей с собой захватите! Зима-ледяна, зима-студена, Пришла и твоя пора уходить со двора! Русскую зиму проводить нужно Задорно, весело, дружно!
Слайд 2.
Уч.: Масленица- старинный праздник проводов зимы. Его отмечают многие славянские народы. Русский народ свою масленицу величает «честная» (ударение на второй слог), то есть почетная.
Праздновали Масленицу неделю, придавая каждому дню своё обрядовое значение.
Слайд 3.
Понедельник – Встреча. В первый день жарили пробные блины, так как в старину блины пекли только на масленицу, то нужно было хозяйке «набить руку», приловчиться. А какая поговорка дошла до нас с тех пор и что она означала? (ответы детей «Первый блин -комом»)
Пробные блины пекли размером с блюдце. Дети разносили их в те дома, откуда в воскресенье ждали гостей. Слайд 4.
Вторник – Заигрыш. Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.
Слайд 5 .
Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры). Слайд 6.
Среда – Лакомка. В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца. Слайд 7.
Четверг – Разгул. В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика.
Слайд 8.
Пятница - Тещин вечерок. Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще.
Слайд 9.
Суббота - Золовкины посиделки. Собирались за один стоп все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери.Слайд 10.
Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. Праздник начинался к полудню на красной горке.
-Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.)
Слайд11.
Игрухи собирали людей в хоровод, шли с песнями по солнцу, происходил обряд сливания людей с природой, а только поле этого начинали петь и веселиться.
Слайд12.
В заключении народного гуляния проводилась игра «стенка на стенку», в которой участвовало практически все мужское население. Дрались мальчик с мальчиком, парень с парнями, мужик с мужиком, а старик со стариком. Бились до первой крови- кровь появилась, драка прекратилась.
Слайд 13.
Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!
-Многие композиторы использовали народные обычаи в своих произведениях. Среди них русский композитор- сказочник Н.А. Римский – Корсаков.
Вопрос перед прослушиванием произведения: -Какое общее настроение господствует в музыке?
Слушание. Н.А. Римский – Корсаков «Проводы зимы» из оперы «Снегурочка»
(ответы на поставленные перед прослушиванием вопросы).
-Вы обратили внимание, что мажорное звучание сменяется минорным с чем это связано?
-Чей образ мы слышим в конце фрагмента?
-Как поступают с Масленицей жители Берендеева царства?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тихо-громко
Когда музыка будет звучать громко мы будем танцевать, а когда тихо осторожно идти на носочках .
Пластический этюд «Тихо-громко».
А сейчас мы с вами разучим песню «Вот уш зимушка проходит»
Работа над р.н.песней «Перед весной» (обработка В. Попова) (интонация, дикция)
1.Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, проходит.
2. Снег и холод прочь уводит.Весну красную приводит.Люли, люли, приводит,Люли, люли, приводит.
3.Прощай, зимушка-старушка,Ты, седая холодушка.Люли, люли, холодушка,Люли, люли, холодушка.
4.Прощай, саночки, конёчки,
Наши верные дружочки.Люли, люли, дружочки,Люли, люли, дружочки.
Знакомятся с новым понятиями. Форте.
Исполняют эмоционально, выразительно движения в характере музыки.
Выполняют движения.
Правильно интонируют мелодию песни.
7.Итог урока
подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке.
Сегодня мы совершили путешествие в мир музыки,
Что нового вы сегодня узнали?
Что вам особенно понравилось?
Всем спасибо, все молодцы. Ответы(форте пиано)
Динамические оттенки.
8.Домашнее задание.
сообщить обучающимся о домашнем задании. Нарисуйте народные масленные гуляния. Запись домашнего задания.
Анализ урока музыки 4 класс
Тема: «Динамические оттенки в музыке, прощай масленница» разработан по программе VIII вида для 4 класса автора В.В. Воронковой.
Автор: Первухина Лариса владимировна
Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.
Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий. Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить с малыми жанрами русского народного фольклора (потешками, поговорками, закличками).
Коррекционно - развивающие: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.
Воспитательные: воспитывать интерес к музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Формы и методы:
Частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, практический, иллюстративный, словесный.
Урок проводится в форме беседы с просмотром демонстрационного материала и практического задания. Используется иллюстративно-объяснительный метод, метод опроса и обмена мнениями, индивидуальные формы творчества.
Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы.
К уроку была приготовлена презентация, фонограммы.
Содержание урока соответствует программе, задачам.
Тип урока – комбинированный урок.
Структура урока соответствует данному типу.
Урок делится на 6 частей: Организационный момент ,пение и распевки . Определение темы. Изучение нового материала .Физкульт минутка. Закрепление. Итог урока. Оценки. Урок начинается со стимулирующего введения, привлечения внимания. Все этапы урока отвечают поставленной теме, осуществлялась межпредметная связь, связь обучения с жизнью.
Чтобы осуществить главную задачу урока, большое внимание уделялось осмыслению прослушанных произведений «Колыбельная» р.н.п, «Корабейники» р.н.п. подробно разбирался характер каждого из них, помимо слушания, рассматривались картины по характеру соответствующих даннымпроизведениям.
Прослушивание произведений дало возможность через движение музыкальной фактуры показать Динамические оттенки в музыке.. Часто создавалась ситуация, когда дети должны были доказать правильность того или иного характера двигаясь в характере музыки, определяя цвет музыки. Осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Много внимания уделялось слушанию, которое развивало познавательную деятельность учащихся. Большая часть урока посвящена эстетическому воспитанию, бережному отношению к традициям русского народа. .Отдельные моменты урока способствовали развитию вниманию , памяти, мышлению.
В ходе урока была осуществлена опора на предыдущие знания. Темп преподавания был нормальным, интерес к уроку поддерживался постоянно .Цели урока достигнуты.