Анализ моей педагогической деятельности на тему: Роль игры в экологическом воспитании младших школьников.
На протяжении пяти лет я работала над темой «Роль игры в экологическом воспитании младших школьников».
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В. Г. Огородников, В. А. Сухомлинский.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.
Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения – все это обуславливает характер формирующихся отношений школьников к природе.
Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.
Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
На уроке решается три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Воспитательная – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.
Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.
Я считаю, важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования на уроках.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде
является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
воспитательных - формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:
интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),
эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые
вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания
уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как
часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя
ценность для человека.
Исходя из этого, я думаю, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую различного рода игры.
Работая последние пять лет над проблемой «Роль игры в экологическом воспитании младших школьников», я сделала вывод: в играх формируется не только характер ребенка, но и его поведение, уверенность в себе, непринужденность в общении, умение сдерживать свои чувства, вежливость и предупредительность, т.е. все то, что составляет основу хороших манер и хорошего воспитания. Что же необходимо учитывать при подготовке и проведении игры? Планируя игру, я думаю, соответствует ли игра возрасту, количеству учащихся, их подготовленности, целям и задачам обучения, располагаю ли я временем и помещением (если это нужно) для ее проведения. Рассматриваю все возможные варианты проведения и выбираю самый оптимальный, учитываю также и свои возможности и подготовленность, начинаю играть в более «простые» игры, постепенно перехожу к более «сложным», разрабатываю игровое действие, описываю сюжет и роли участников. Для каждого ребенка индивидуально подбираю роль, которая наиболее соответствует его характеру, способностям, физическим данным. Привлекаю детей к планированию игры, подготовке необходимых реквизитов, разработке сюжета. Участвую в игре вместе с детьми.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других
разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно
важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных
началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет мне
расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.
Но важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно
придать экологическую ориентацию, я выделяю праздники и тематические дни
(День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал День здоровья, Тропа испытаний и др.). Содержание натуралистических праздников может быть
различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема
избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на
всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции,
гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в
памяти всех его участников. “Охрана природы - долг каждого” вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела в моей работе.
Большую часть воспитательной нагрузки несет на себе период коллективной
подготовительной работы праздника. В ходе подготовки я стимулирую
творческую инициативу, находчивость, выдумку школьников. Избирается
совет дела, который уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения
праздника, разрабатывает задания и поручения отрядам, звеньям, бригадам.
Каждый коллектив готовит свой добрый сюрприз. А старшие друзья, не подавляя
ребячью инициативу, незаметно “по секрету” помогают воспитанникам.
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые
конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав
традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир
знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего
знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки
одной из ее тайн).
2. Конкурс рисунков
“Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные
природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне
заботы, на экологической тропе).
3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая третьей и т. д.).
4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники
турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе
флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно
предложить и -такие темы: “Самый красивый уголок
нашего края”, “Удивительное растение (животное)”,
“Очевидное невероятное” и т.п.
5. Конкурс знатоков голосов природы (команды
слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 23 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
6. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в
ходе турнира).
7. Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Победителей в личном и командном первенстве определяют по итогам турнира в
целом.
В то же время многие игры я органично включаю в экскурсии, прогулки, в
кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности
младших школьников являются игры-экскурсии.
Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре “Юные
дендрологи”. Задача играющих определить как можно больше растений за
наиболее короткое время. Для игры необходимы кружки с номерами (из фанеры или картона), их заранее развешивают на деревьях и кустарниках, которые потребуется определить. Участники игры разбиваются на команды по несколько человек, получают маршрутные
·листы с указанием исходного и конечного пунктов, направлением движения, а также номеров деревьев и кустарников. Против этих номеров на листах надо оставить свободное место для записи названий растений (для младших старших школьников можно написать список видов, включенных в игру, а ребята должны против них поставить номер, под которым они числятся).
По мере выполнения задания команды сдают маршрутные листы учителю. Он
отмечает время, проверяет соответствие названий растений их номерам и
подсчитывает очки. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время на определение всех предложенных видов растений.
Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме,
например, лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути, школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.
Наиболее заинтересовавшие детей игры.
1. Игры по дороге и на привале.
Любое путешествие в лес может стать познавательным для детей, поможет им ощутить чудо общения с природой, если придумать различные игры, задания и обсуждать их с детьми. Чтобы путешествие не было утомительным, а стало увлекательным, необходимо дать детям задание.
В начале пути разделить детей на группы, каждой группе дать задание. Среди всех объектов живой и неживой природы найдите как можно больше предметов белого цвета, зеленого, коричневого, синего, красного. Обсудить наблюдения на привале.
Запомните все породы деревьев (одна группа), кустарников (вторая группа), травянистых растений (третья группа). Какие из них цветут и плодоносят?
Кто лучше слышит? Какие звуки вы услышали по дороге? Дети обычно называют хруст веточек под ногами, скрип дерева, шелест листвы, пение птиц или хлопанье ее крыльями и т. д. Кто больше?
Возьмите кору какого–нибудь дерева. Прикоснитесь к ней кончиками пальцев, локтем, щекой. Сравните свои ощущения. Внимательно рассмотрите и потрогайте кору различных деревьев. Затем закройте глаза и постарайтесь определить какой кусок коры принадлежит какому дереву.
Отдых на привале. Обращаем внимание на форму облаков. Дети угадывают в них очертания животных или сказочных героев.
Осенью собираю листья, плоды деревьев, иголки. Раздаю их детям. Они должны найти и определить с какого дерева или кустарника они собраны.
Детям даю задание найти в лесу предметы, которые могут сочетать два разных признака. Например: яркий желтый, пушистый зеленый, прозрачный голубой.
2. Где основать город?.
Для игры готовим вымышленную карту, на которой изображены река, лес, озеро, болото и т. д.
Основывая поселения, люди думали о том, как они будут добывать пищу, где будут брать питьевую воду, обеспечивать себя теплом, как будут строить жилища, защищаться от нападения врагов. Размещая поселения, учитываем эти факторы.
В плодородной пойме реки люди будут выращивать сельскохозяйственные культуры, охотиться в лесу, ловить рыбу в озере, реке, на равнинных участках будут пасти скот.
Лес будет давать строительные материалы, дрова. Склон холма будет защищать от врага и наводнений. А сама река будет являться источником питьевой воды, транспортной артерией, связывающей с другими поселениями.
3. Игры с загадками.
Эти игры отличаются рядом особенностей: они носят определенную тематическую направленность, сопровождаются натуралистическими (гербарии, экземпляры объектов природы, во время экскурсий живые растения и животные) и изобразительными (картинки, слайды, книги), наглядными пособиями.
Нетрадиционные уроки, я считаю, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно,
тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока
особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.
1. Целью исследования взаимодействия экологического и нравственного
воспитания является формирование человека с высоким уровнем эколого-
нравственной культуры, сочетающего в себе эколого-нравственные знания и
убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.
2. В целях формирования эколого-нравственной культуры учащихся необходим
комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных
программ с учетом эколого-нравственных вопросов в соответствии с содержанием
образования.
3. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности эколого-нравственного воспитания - познавательную, трудовую, опытническую,
краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы
эколого-нравственного аспекта.
4. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей
по эколого-нравственному воспитанию, необходимо вести спецкурсы
экологического направления.
На этом этапе мною была проведена анкета.
Анкета проводилась в 4 классе.
-----------------------------------------------------------
Вопросы ¦ Ответы
---------------------------+--------------------------------
1.Нужно ли защищать природу Да(4)
Нет (0)
2.Хорошо охотиться на диких Да (0)
зверей? Нет (4)
3.Нравится ли профессия Да(2)
лесника? Нет(2).
4.Нравится ли читать книги Да(3)
о природе? Нет(1)
5.Нравятся ли экологиче- Да(4)
ские игры? Нет(0)
Я думаю, что игра важна для ребенка потому, что дает ему возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Это связано, во-первых, с тем, что ребенок может выражать в игре, любые чувства, не боясь греха или опасности, которые связаны с выражением этих чувств вне игры, и, во-вторых, с тем, что игра дает богатые невербальные средства выражения, более близкие и естественные ребенку, чем речь. Игра -естественный язык детей. Ребенок сам придает своей игре значения.
В.А. Сухомлинский, посвятивший всю свою жизнь детям, писал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры. Без этого он - "засушенный цветок".
Работая над данной темой на протяжении пяти лет, я сделала вывод, что занятия с применением игр в экологическом воспитании наиболее эффективны, дают наибольший результат.
Игры вызывают у детей огромный интерес. Дети принимают активное участие как в подготовке игры, так и в самой игре. Школа у нас с классами с малой наполняемостью, что позволяет принимать участие в игре практически всем детям сразу. Они все являются участниками, а не зрителями, чего собственно я и добиваюсь проводя различного рода игры. Применяя игры на уроках я прививаю интерес у детей к самому предмету.
Также я использую экологическую тематику и на тематических классных часах.
Беседы на тему «природы» детям очень нравятся, т. к. живя в сельской местности, они уже находятся в мире природы. Их окружают поля, леса, реки, рощи и это все так близко им, что позволяет с легкостью беседовать с детьми на данные темы. Они без затруднений отгадывают загадки о животных (как о диких, так и о домашних), птицах, растениях.
Исходя из темы моей работы, можно сказать:
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными и эффективными средствами обучения экологии являются экскурсии и различного рода игры. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие. Я же в свою очередь буду продолжать вести работу в данном направлении в урочное и внеурочное время с использованием различного рода игр.
Задачи на следующие пять лет:
теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха;
приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений;
овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды;
развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности;
сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе;
воспитать трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе.
МОУ Прохоровская основная общеобразовательная школа
Самоанализ учителя начальных классов Нихаевой Т. Н. по теме:
«Роль игры в экологическом воспитании младших школьников»
за период работы с сентября 2004 г. по сентябрь 2009 г.
2009 учебный год