Методическая разработка циклов уроков по изобразительному искусству по теме Декор-человек, общество время
Попова Ольга Владимировна
Преподаватель изобразительного искусства
Организация учебного проекта на уроках художественного цикла (методические рекомендации).
Презентация «Организация учебного проекта на уроках художественного цикла».
Методическая разработка уроков по изобразительному искусству в пятом классе.
Презентации уроков:
1 урок - О чём рассказывают гербы и эмблемы. Герб ремесленного цеха.
2 урок - О чём рассказывают гербы и эмблемы. Рыцарский герб.
3 урок - Одежда говорит о человеке. Образ дамы в период средневековья.
4 урок - Одежда говорит о человеке. Образ мужчины в период средневековья.
5-6 урок - Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Приложения к урокам:
Приложение 1 урок.
Приложение 2 урок.
Приложение 3 урок.
Приложение 4 урок.
Приложение 5-6 урок.
Приложение словарь 1-6 урок.
Цикл уроков по изобразительному искусству в пятом классе
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что в настоящее время урок – является основной формой проведения занятий в школе. Но в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения всё чаще мы видим, что особое внимание уделяется участию учащихся в проектной деятельности и опыту её успешной реализации. В своей работе я предлагаю цикл занятий по изобразительному искусству в пятом классе по теме «Декор, человек, общество, время». Данная тема может быть разбита на следующие занятия:
1 урок: О чём рассказывают гербы и эмблемы. Герб ремесленного цеха.
2 урок: О чём рассказывают гербы и эмблемы. Рыцарский герб.
3 урок: Одежда говорит о человеке. Образ дамы в период средневековья.
4 урок: Одежда говорит о человеке. Образ мужчины в период средневековья.
5 – 6 урок: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Ещё перед началом изучения темы детям даётся установка, что результатом изучения темы будет выполнение проекта. На уроке предшествующем групповой работе, они подробно информируются о предстоящей работе: ставится цель работы, формируются группы, рассматриваются правила коллективной работы, проговариваются основные этапы выполнения проекта и требования к работе.
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Тема: О чём рассказывают гербы и эмблемы. Герб ремесленного цеха
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с гербами ремесленных цехов и с особенностью организации городского быта в средневековой Западной Европе; с основными производствами в средневековье; закрепить знания о компоновке рисунка, построении; воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат новые знания об основных занятиях и производствах в средневековом городе Западной Европы, о предназначении гербов ремесленных цехов и важности изображения на нём для людей средневековья, об организации средневекового города;
научатся составлять композицию средневекового герба ремесленного цеха в средневековой Западной Европе; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные : научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/38.htm;
http://www.bibliotekar.ru/polk-8/139.htm;
http://wikibit.me/video/7F1nH5wwJYE;
http://studopedia.ru/6_2702_razvitoe-srednevekove.htmlОборудование: гуашь, акварель, карандаш, бумага, кисть.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Гербы ремесленных цехов», изображения средневекового города, учебные рисунки, плакат «Ремесленные цеха в период Средневековья»
Основные понятия и термины: Западная Европа, средневековье, герб, ремесло.
Организационная структура (сценарий) урока
І. Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроения. Проверка готовности детей к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Каждый из вас хотя бы раз смотрел один из фильмов «Робин Гуд», «Властелин колец», «Кольцо Нибелунгов», «Хоббит» и другие, в которых хоть и с художественным вымыслом, но рассказывается о жизни в период средневековья. Давайте и мы с вами окажемся на улицах средневекового города.
Беседа с элементами дискуссии.
ІІ. Изучение нового материала.
Своё объяснение учитель сопровождает презентацией к уроку.
Учитель: Какие представления у вас о средневековье? (Ответы учащихся)
Эта эпоха продолжалась с конца пятого века до конца XV века. За это время на территории Европы появились величественные города, были положены дороги. Торговые пути соединяли все эти города и страны в единое целое. Многие из городов средневековья существуют, и по сей день: Берлин, Копенгаген, Амстердам и т.д. Для данного периода характерно существование феодала-землевладельца и наполовину зависимого от него крестьянина; ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды); идеалы рыцарства; расцвет средневековой архитектуры – готики (в искусстве в том числе).
Учитель: Каким вы представляете средневековый город? (Ответы учащихся)
В период классического Средневековья быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии, пожары уносили жизни горожан. Однако в города всё равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день. Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося доходы в виде налогов с ремесла и торговли.
Учитель: Как вы думаете, какие ремёсла были развиты в средневековье и чем могли торговать на улицах средневекового города? (Ответы учащихся)
(Открыть плакат с перечислением ремёсел: «Ремесленные цеха в период Средневековья»)Основную массу горожан составляли бюргеры (от нем. Burg - Крепость). Они были полноправными жителями города, производили и торговали мелочи, необходимые горожанам и крестьянам из окрестностей, значительную часть населения составляли погрузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, то есть те, которые были заняты в сфере обслуживания. Производство товаров располагалось в мастерской, на первом этаже помещения ремесленника. Все изготавливалось вручную, с помощью простых орудий труда, одним мастером от начала и до конца. Обычно мастерская служила и как лавка, где ремесленник продавал производимые им вещи: сукно, шелк, меха, кожу, железо, олово, медь, дорогие ювелирные изделия, оружие. Кроме того, в лавках торговали пряностями, красителями, солью, скотом, и т.д. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных — даже сотни цехов.
Учитель: Представьте себе, что вы идёте по средневековым улицам, где торгуют пекари, сапожники, стеклодувы, и т.д. Вывесок, на которых были бы, названия лавок нет, так как большинство людей в средневековье читать не умело. Поэтому выполнять названия на вывесках лавок смысла нет. Тогда было принято выполнить вывеску-герб, которая рассказывала бы о том, что в данном месте производили, так и появились гербы ремесленных цехов. Изображали на них обычно то, чем занимались ремесленники.
(Герб - отличительный знак (комбинация знаков, эмблема) государства, города, сословия, рода и др., изображаемый на флагах, печатях, монетах и др.)Учитель: Например, что могло быть изображено на гербе сапожника? (Ответы учащихся).
Учитель: Или на гербе кузнеца? (Ответы учащихся).
Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свой герб ремесленного цеха.
Показ приёмов выполнения эскиза герба:
1.Выбрать форму герба, не забывать про компоновку на листе.
2.Продумать композицию, для этого вы должны выбрать себе любую профессию ремесленника.
3.Завершить рисунок красками.
ІV. Практическая работа.
Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков.
Учитель: Всё ли вам удалось в этом задании?
Что не удалось?
Почему?
Определите, кому из ремесленников принадлежит данный герб?
Тема: О чём рассказывают гербы и эмблемы. Рыцарский герб
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с рыцарскими гербами в средневековой Западной Европе, закрепить знания о компоновке рисунка, построении, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат новые знания о символики средневековых гербов (история создания гербов, их форма, знакомство с понятиями: геральдика, геральдическое животное);
научатся составлять композицию рыцарского герба; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://sigils.ru/heraldic/arms.html;
http://copypast.ru/2010/10/05/rycarskie_gerby_i_ikh_simvolika_14_foto.html;
http://militera.lib.ru/h/malov_v/03.html;
http://www.excurs.ru/pravila/armature/Armature.htm;
http://journal-shkolniku.ru/geraldika.htmlОборудование: гуашь, акварель, карандаш, бумага, кисть.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Рыцарский герб», изображения средневекового города, учебные рисунки, плакаты «Символические изображения на рыцарском гербе», «Символическое значение цвета на рыцарском гербе».
Основные понятия и термины: рыцарь, рыцарский герб, геральдика, герольд, девиз, доблесть.Организационная структура (сценарий) урока
І. Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроения. Проверка готовности детей к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами окунулись в период средневековья, прошлись по улицам средневекового города, познакомились с бытом горожан, с основными ремёслами, которыми занимались ремесленники, и выполнили герб ремесленного цеха. Но, в средневековье гербом владели не только ремесленники. Вспомните, у кого ещё в средневековье был герб?
Беседа с элементами дискуссии.
ІІ. Изучение нового материала.
Своё объяснение учитель сопровождает презентацией к уроку.
Учитель: Что вам известно о рыцарях? (Ответы учащихся)
Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе.
Рыцарство, привилегированная часть средневекового общества, держатели феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у своего феодала или короля. Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в 9-10 вв. на основе военных отрядов раннефеодальной эпохи. Первоначально рыцарство, будучи военной повинностью вассалов, не давало никаких прав на сословное преимущество. Однако в эпоху Крестовых походов слой рыцарей, служивших за жалование, но на самых почетных условиях, стал довольно многочисленным. Каждый рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом меча плашмя по плечу. Одетый в доспехи рыцарь мог быть опознан лишь по особому знаку-гербу. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнире они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак. Герб может изображаться малым, средним или большим. Малый герб состоит только из щита с гербом. Средний герб изображается в сопровождении шлема с навершием и намёта. Большой герб включает в себя все геральдические атрибуты – шлем и нашлемник, намёт, щитодержателей, мантию, корону и девиз.
Учитель: Как вы думаете, что могло быть изображено на рыцарском гербе? (Ответы учащихся).
Гербы различались расцветкой и рисунком. Присутствие на гербе креста означало, что владелец участвовал в крестовом походе. Лев был символом силы. Журавль с камнем в лапе – бдительность. Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; лев - символ силы, мужества, великодушия; ворон – долголетие. Всё в композиции герба имело значение и несло информацию о владельце. Выбранный цвет имел символическое значение: золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости; серебро - символ невинности и чистоты; червленый (темно-красный) - символ любви, смелости; голубой - символ красоты и величия; зеленый - символ изобилия, надежды, свободы; пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство; черный - скромность, мудрость и печаль.Открыть плакат «Символические изображения на рыцарском гербе», «Символическое значение цвета на рыцарском гербе».
Учитель: Повсеместное распространение гербов требовало, конечно, какого-то упорядочения, специального свода правил для составления гербов, их применения и толкования. Так появилась геральдика, особая научная дисциплина, описывающая и изучающая гербы. Нужны были и люди, специалисты, владеющие геральдическими знаниями и применяющие их на практике. Такими стали в средние века герольды. По-сути, они были церемониймейстерами, стоящими, правда, на разных ступенях иерархической лестницы, при дворах королей и крупных феодалов, распорядителями на всевозможных торжествах и рыцарских турнирах. Очень непростой, даже головоломной наукой все больше и больше становилась геральдика.
Герольды строго отслеживали изображения на гербах. Но к какому роду или виду не относился бы герб, он мог быть передан наследникам видоизмененным или без изменений. Полностью, без дополнений или "сокращений", герб переходил к старшему в роде и сохранялся таким во всех старших поколениях. На гербах младших членов рода видоизменялись фигуры или цвета. Герб мог, наконец, меняться и в том случае, если его владелец был уличен в каких-либо неблаговидных поступках. Еще в те времена, когда герб был только на боевом щите, рыцари хранили обычай срезать правый угол щита у того, кто проявлял трусость. Нижнюю часть щита укорачивали тому, кто убивал сдавшегося ему на милость пленника. Такой обычай перешел потом и на сами гербы — однажды, например, французский король Людовик IX Святой распорядился, чтобы его приближенный Жан д`Авен, жестоко оскорбивший свою мать, изменил герб. Изображение льва на нем сохранялось, но лев утратил когти и длинный высунутый язык.
Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свой рыцарский герб.
Показ приёмов выполнения эскиза герба:
1.Выбрать форму герба, не забывать про компоновку на листе.
2.Продумать композицию, для этого вы должны представить достоинства, которыми обладает ваш рыцарь (используйте символические значения предметов и цвета).
3.Завершить рисунок красками.
ІV. Практическая работа.
Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков.
Учитель: Легко ли вам было разработать эскиз герба для рыцаря?
Посмотрите внимательно на представленные гербы, что вы можете рассказать об их владельцах?
Домашнее задание: познакомиться с материалом учебника стр.134-139, ответить устно на вопросы стр.139 (№1-4) .
Учебник Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Тема: Одежда говорит о человеке. Образ дамы в период средневековья
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с женским образом средневековой Западной Европы, закрепить знания о компоновке рисунка, построении, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат новые знания о том, как одевались женщины в средневековой Западной Европе;
научатся выполнять и узнавать женский костюм в средневековой Западной Европе; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://www.referat.star-info.ru/info_87396;
http://afield.org.ua/fashion/fashion22_1.html;
http://ageiron.ru/category/istoriya-kostyuma;
http://ageiron.ru/istoriya-kostyuma/zhenskiy-srednevekovyiy-golovnoy-ubor-obzor;
http://bestdress.com.ua/2412-v-stile-zhozefiny.html;
http://langedoc.narod.ru/costumes/13century.htm;
http://www.thingshistory.com/moda-i-stil/srednevekovyj-kostyum/
Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, бумага, кисть.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Образ дамы в период средневековья», изображения средневекового города, учебные рисунки, плакаты «Образ дамы в период средневековья».
Основные понятия и термины: романский и готический период в искусстве, туника, котт, сюркоОрганизационная структура (сценарий) урока
І. Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроения. Проверка готовности детей к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомиться с периодом средневековья. Вы уже знакомы с гербами ремесленных цехов и рыцарскими гербами. Имеете представление о средневековом городе, но вы, же понимаете, что город не может быть безлюдным и потому вам необходимо познакомиться с тем, кто жил в городе и как одевались его жители.
ІІ. Изучение нового материала.
Своё объяснение учитель сопровождает презентацией к уроку.
Учитель: Обратимся к женскому образу. По описаниям поэтов XI-ХII вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы - цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений. Для того чтобы лучше понять, почему так одевались необходимо обратить внимание на архитектуру средневекового города. Удлиненные пропорции, легкие, изящные, уходящие ввысь линии готической архитектуры оказывают влияние на формы костюма средневековья. В женском костюме создают покатые узкие плечи, чтобы показать хрупкость и красоту молодой девушки. От талии книзу силуэт расширялся, длина и ширина нижней части одежды значительно увеличивались за счет юбки клеш. В этот период в одежде знати увеличивается количество одновременно надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. Женское сюрко в начале периода ХIII в. решалось в прямом широком силуэте, имело огромные овальные вырезы проймы. В противоположность сюрко котт было узкого, прилегающего по линиям груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение линии талии в котт резко занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое решение такого ансамбля яркое, контрастное: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.
В XV в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт и создает определенную постановку фигуры — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигала 70 см. Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма. Женскому готическому костюму присуща искусственная вытянутость форм, в линиях сказывается общая стилевая особенность «готической кривой», фигура приобретает г-образный силуэт. Контрастное соотношение короткого узкого лифа и длинной широкой юбки, видимое в фас, достигает в профиль и со спины еще большей выразительности благодаря длинному шлейфу. В период готики прическа в женском костюме отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убор — чепцы различной формы, венцы, обручи. Огромное внимание уделяется ювелирным украшениям — пояса, цепи, ожерелья, пряжки, бубенчики. Драгоценные безделушки подчеркивают изысканность, изощренность бургундской моды: на пальцах до 20 колец, на груди — массивные цепи, в руке носовой платок с уголком — золотым сердечком. На шее — ожерелье из крошечных золотых сердечек и эмалевых слезок. К поясу прикреплены четки, зеркало, восковой амулет, позолоченный соколиный коготь-зубочистка.
Беседа с элементами дискуссии.
(Ответы учащихся)
Учитель: Продумайте свой вариант женского образа в период средневековья. Нарисуйте карандашом фигуру в парадном платье и выполните работу в цвете красками. Украсить одежду мелкими деталями можно гелиевыми ручками, фломастерами.
Учитель: Как вы выберите формат листа и почему? (Ответы учащихся)
Учитель: Каким должен быть размер изображения? (Ответы учащихся)
ІV. Практическая работа.
Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков.
Учитель: Как вы считаете, легко ли вам передать образ прекрасной дамы в средневековье? (Ответы учащихся)
Можем ли мы встретить женщину в средневековом костюме в современное время и где? (Ответы учащихся)
Тема: Одежда говорит о человеке. Образ мужчины в период средневековья
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с мужским образом в средневековой Западной Европе, закрепить знания о компоновке рисунка, построении, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.
Тип урока: изучение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: получат новые знания о том, как одевались мужчины в средневековой Западной Европе;
научатся выполнять и узнавать мужской костюм в средневековой Западной Европе; использовать выразительные возможности художественных материалов.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://www.referat.star-info.ru/info_87396;
http://ageiron.ru/category/istoriya-kostyuma;
http://ageiron.ru/istoriya-kostyuma/zhenskiy-srednevekovyiy-golovnoy-ubor-obzor;
http://www.thingshistory.com/moda-i-stil/srednevekovyj-kostyum/;
http://langedoc.narod.ru/costumes/13century.htm;
http://top-voprosov.ru/articles/chto-nosili-muzhchiny-v-srednevekoveОборудование: гуашь, акварель, карандаш, бумага, кисть.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Образ мужчины в период средневековья», изображения средневекового города, учебные рисунки, плакаты «Образ мужчины в период средневековья».
Основные понятия и термины: романский и готический период в искусстве, шоссы, жиппон, или дублет, гардкорп, котт, сюрко, пулены.
Организационная структура (сценарий) урока
І. Организационный момент.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроения. Проверка готовности детей к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Костюм - один из важнейших символов социального статуса на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде имели университетские и цеховые корпорации, городской патрициант, представители свободных профессий. Стили одежды, обуви, головных уборов стали намного разнообразнее, люди одевались со всей экстравагантностью, до которой только могли додуматься, в зависимости от толщины своих кошельков.
ІІ. Изучение нового материала.
Своё объяснение учитель сопровождает презентацией к уроку.
Учитель: Мужчины одевались в это время в трико - узкие, плотно обтягивающие ноги шоссы - панталоны (штаны - чулки). Верхняя и нижняя одежда мужчин стала узкой и плотно облегала тело - нижняя была на шнуровке, а верхняя застегивалась на мелкие пуговицы. Плотно облегающая куртка у мужчин и лиф с застежкой или со шнуровкой спереди или сзади стягивали талию. Рукава были также узки, шились разрезными и после одевания зашнуровывались. Между шнурками виднелась белая рубашка, сшитая из тончайшего полотна. Верхняя наплечная одежда получила вид узкой (в обтяжку) куртки с короткими полами, едва прикрывавшими нижнюю часть туловища. В такой куртке - талию предельно затягивали, грудь подбивали округло ватой, окат рукава становился еще выше (вздутым), рукав мог быть узким или бочкообразным от оката до локтя. Короткие плащи носили при всех случаях, однако во время торжеств полагалось быть в длинном плаще. Готический костюм, плотно обтягивая фигуру, подчеркивал ее пластические свойства, одновременно удлинял ее и «утончал», создавая подобие архитектурным формам. Необычайно длинная (до полуметра), оканчивающаяся острым носком, мягкая, без каблука готическая обувь придавала походке вкрадчивость, эластичность, своеобразную остроту линий. Обувь изготовляли из кожи, войлока, сукна, шелка, бархата на завязках или шнуровке. Носочная часть была вытянутой – раза в 1,5 – 2 больше стопы. Носок обуви иногда подвязывали под колено или к щиколотке. Головные уборы: конусообразные шляпы с узкими полями или без полей, плоские береты с твердым околышем. Были в употреблении кошельки, кольца, запястья, перчатки, длинные трости. Часто в украшении одежды и обуви применялись бубенцы. Одежда была многоцветной. Костюм высшего сословия шили из тканей ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы простонародья - из тканей более темных: серых, коричневых. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как он считался цветом измены и ненависти.
Каждому цвету придавали определенное значение:
белый цвет символизировал чистоту, веру;
черный - скорбь, верность;
голубой - нежность и т.д.
Всю одежду красного цвета - цвета крови, начиная со Средневековья, носили только палачи.
Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, поэтому костюмы у них были пестрые и, как поле герба, состояли из двух - четырех цветов. Из «гербовой одежды» вассалов произошли ливреи слуг дворянства.
Одежда, разделенная в соответствии с цветами герба по вертикали на две половины, называлась мипарти. Правая и левая сторона были разных цветов. Обувь соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь и пажи.
Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняет картину средневекового мужского костюма. На смену рубахам пришли очень тяжелые боевые костюмы для рыцарей, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов. Те рыцари, которые отменно показали себя во всех сражениях, которых участвовали, получали право именовать свой меч, но почему-то эта традиция не получила широкого распространения и признания рыцарями. Сам рыцарь был защищен броней на теле, которой была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались панцири. Средневековые панцири были двух видов, первый вид собирался на теле рыцаря, и состоял из двух металлических пластин, а второй - собирался из металлических чешуек. И тот, и другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги (чаще сделанные из брони). Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который часто украшали рогами или перьями. Рыцарь экипированный таким защитным костюмом был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять свои доспехи. За время существования рыцарей экипировка конного рыцаря потерпела некоторые изменения, такие как замена трех видов оружия (вначале рыцарь должен был иметь в своей экипировке секиру, булаву и пращу) на щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был незаменим. Аксессуаром исключительно рыцарства были шпоры.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе.
В наряде состоятельных людей преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна.
Беседа с элементами дискуссии.
(Ответы учащихся)
Учитель: Продумайте свой вариант мужского образа в период средневековья. Нарисуйте карандашом мужчину в костюме средневековья и выполните работу в цвете красками. Украсить одежду мелкими деталями можно гелиевыми ручками, фломастерами.
Учитель: Как вы выберите формат листа и почему? (Ответы учащихся)
Учитель: Каким должен быть размер изображения? (Ответы учащихся)
ІV. Практическая работа.
Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных рисунков.
Учитель: Как вы считаете, легко ли вам передать образ мужчины в период средневековья? (Ответы учащихся)
Учитель: Что объединяет стили архитектуры и одежду Средних веков? (Ответы учащихся)
Домашнее задание: поискать в книгах и посмотреть в Интернете информацию по особенностям организации жизни в период средневековья. Подготовиться к работе в группах над созданием проекта «Средневековье». Подготовить художественные материалы, рисунки с прошлых уроков, ножницы, клей, формат А1 (один на группу, в группе не более пяти человек)
Тема: Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (2часа).
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с пониманием роли декоративного искусства в жизни человека в средневековой Западной Европе, закрепить знания о компоновке рисунка, построении, воспитывать интерес к предмету, художественный вкус. Развивать способность видеть и передавать в своей творческой работе (при помощи цвета, формы, пластики линий) и в речи (при помощи эпитетов, речевых оборотов) единство стиля в декоративном решении интерьера, предметов быта и одежды людей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: создание стилевого единства декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды в коллективной композиции «Средневековье»; отображение в речи (описание, объяснение) содержания совершенных действий, анализ авторской концепции художественного образа; развитие творческой фантазии, интереса к искусству и его истории.Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной ситуации, научаться оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности: участие в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы (коллективного панно) и её защитой; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, определяют общие для всех правила поведения, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-sze.html;
http://artiques.ru/content/iskusstvo-srednevekovya;
http://bibliotekar.ru/culturologia/26.htm;
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st002.shtml;
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=16733&ob_no=17648;
Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, бумага формата А1, кисть, ножницы, работы учащихся с прошлых уроков, клей, вырезки из журналов и из интернета с изображением человека в средневековье.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества», изображения средневекового города, учебные рисунки, плакаты «Образ мужчины в период средневековья», «Образ дамы в период средневековья», памятки по работе учащихся в группах.
Основные понятия и термины: романский и готический период в искусстве.
Организационная структура (сценарий) урока
І. Организационный момент.
Организация рабочего места (во время перемены).
Учащиеся под руководством педагога, организовывают рабочие места для выполнения группового задания, для этого сдвигают парты так, чтобы расположить на них необходимые принадлежности.
ІІ. Изучение нового материала.
Своё объяснение учитель сопровождает презентацией к уроку.
Учитель: Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV – XVII вв. Средневековью Западной Европы присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней и грязи. Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века).
Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин, так же не стоит забывать о рыцарях и их подвигах ради прекрасной дамы или короля. Большую роль в жизни общества играла церковь, основные архитектурные сооружения храмы, монастыри, крепости, выполненные в романском и готическом стиле.
В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура. Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека. В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы, здесь пасли стада, собирали ягоды, грибы, охотились на дичь, собирали мёд, лекарственные растения, заготавливали дрова и т.д. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных – земледелие.
Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги. Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век), европейцы становятся «домоседами».
Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых. Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой. Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди. Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать.
Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, но это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся нам необычными, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».
Учитель: На прошлых уроках мы с вами плавно погружались в эпоху средневековья. Сегодня на уроке вам предстоит, используя материал пройденных уроков выполнить групповую работу по созданию образа средневековья на формате А1 (ватман).
Подготовка к выполнению группового задания:
постановка задачи;
(создать образ средневековья в западной Европе)
инструктаж о последовательности работы; правила работы в группах, (важным условием проведения групповой работы является наличие дисциплины. Следовательно, необходимо применять различные способы для установления дисциплины. Следует следить за четким исполнением школьниками правил, норм работы в группе.
Правила работы в группах: (раздать учащимся по одной на группу)
Слушать того, кто говорит.
Говорит только один человек.
Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку.
Нельзя прерывать того, кто говорит.
Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека.
Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой).
Менять воду при необходимости тихо, никому не мешая и никого не отвлекая.
Надо вовлекать в обсуждение работы всех.
ІІІ. Практическая работа.
Учитель: 1. Выбрать тему, будущей коллективной работы: «В замке рыцаря или феодала», «Рыцарский турнир», «Крестовые походы», «Быт средневекового человека» и т.д.
2. Из подготовленного материала, подобрать необходимые изображения, при необходимости вырезать их.
3. Выполнить набросок работы, используя готовые изображения, вклеив их в коллективное панно.
4. Завершить работу в цвете (при работе использовать правила групповой работы).
Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
подведение итогов группового задания (внутри группы).
Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся, подведение итогов.
В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение выполненных проектов.
Каждой группе предоставляется возможность защитить свою работу.
Во время защиты можно задать вопросы:
Учитель: Как вы считаете, легко ли вам было передать период средневековья? (Ответы учащихся)
Учитель: Что в вашей работе у вас получилось лучше всего? (Ответы учащихся)
Учитель: Что в вашей работе у вас не получилось? (Ответы учащихся)
В своей работе критериями оценки выполнения проектов на уроках изобразительного искусства выделяю следующие:
общая культура представления итогов проделанной работы;
интерес к изобразительному искусству и к художественной деятельности;
оригинальность, творческое своеобразие полученных результатов.
содержательность и художественная ценность собранного материала;
владение основными, ключевыми знаниями по предмету;
последовательность, логика изложения собственных мыслей;
художественная грамотность и эстетичность оформления представленной работы.
эмоциональность, выражение своего отношения к созданному художественному образу;
владение художественными материалами и средствами художественной выразительности;
умение импровизировать и создавать оригинальные художественные образы.
анализ познавательной задачи, рефлексия;
общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи. Важно, что бы учащиеся понимали, за что стоит та или иная оценка.
выполнения проекта скорее связан с формулами типа «Я это сделал(а)!», «Я сумел(а)!», «У меня получилось!»
Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; при этом учителю необходимо быть образцом отношения к другим людям, к их мнению, уметь предотвращать конфликты, создавать благоприятную психологическую атмосферу. Таким образом, повышенное внимание, которое уделяется проектной деятельности, объясняется тем педагогическим эффектом, который она оказывает на реализацию и достижение требований к подавляющему большинству личностных и метапредметных результатов. Этот факт, в свою очередь, задаёт и определённые ориентиры в оценке проектной деятельности.
Вывод
Благодаря данному циклу занятий получается коллективная работа, в которой ребята воссоздают образ «Средневековья», каждый из учеников является важной составляющей будущей работы. Только благодаря усилиям всех членов группы и тщательно спланированной работе, учащиеся успевают выполнить проект. Педагог должен тщательно контролировать данный процесс, так как бывают ученики, которые стараются «отсидеться» за счёт других, в результате работа не будет выполнена в срок.