Технологическая карта урока Шляпочные грибы
Технологическая карта урока
Предмет
Биология
Класс
5
Тип урока
Изучение нового материала
Тема
Шляпочные грибы
Цель
сформулировать понятие шляпочные грибы, выделить типы шляпочных грибов,
характеризовать каждый тип шляпочных грибов.
Задачи
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Формирование УУД
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью шляпочных грибов.
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.
Методы методические приемы
Рассказ, беседа: постановка проблемы, демонстрация маринованных и муляжей шляпочных грибов, лабораторная работа: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.
Образовательные ресурсы
В.В. Пасечник. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2012. – 141, (3) с.
Е.М.Бенуж. Тесты по биологии. 6 класс
Ю.Насимович. Стихи о грибах. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
Оборудование
ПК, медиапроектор, маринованные грибы, презентация по теме «Шляпочные грибы»
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
1.Организационный момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р)
2. Актуализация
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные н™дочёты.
Проверка домашнего задания.
Биологический диктант.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы.
Утверждения:
1. Грибы растут всю свою жизнь.
2. Все грибы - многоклеточные организмы.
3. Хитин – это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов.
4. Грибы – это живые организмы, которые, занимают промежуточное положение между растениями и животными.
5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека.
Читают утверждения и ставят «+» или «-»
Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата
( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?)
Оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р);
Оценка действий партнёра (К).
3. Мотивация
Сегодня мы с вами совершим прогулку по лесу и отправимся на так называемую «тихую охоту».
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»?
Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков:
«В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».
Предполагаемый ответ:
охота ходить по грибы.
Самоопределение (Л);
Смыслообразование(Л);
Внутренняя позиция школьника (Л);
Учебно-познавательная мотивация (Л).
4. Изучение нового материала.
Физминутка
Формулируем тему и цель урока.
На доске опорные глаголы: сформулировать, перечислить, характеризовать, выделить, доказать. Учитель предлагает учащимся глаголы использовать для того чтобы составить цель урока.
Лабораторная работа №7 «Строение шляпочного гриба» (Приложение №1)
Образование спор.
Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки плодовые тела будущих грибов. (Рассказ)
Симбиоз грибов и растений
Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.
Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)
Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)
Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)
Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.
Устали? Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Как вы понимаете народную поговорку:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»
Шляпочных грибов встречается более 200 видов, но употребляют в пищу около 40, а местами 15-20 видов.
Остальные грибы, если и не считают ядовитыми, то по их пищевым качествам относят к несъедобным. В народе их называют «поганками» и не собирают. Но вкусы у разных народов отличаются. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые грибники собирают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными.
Прочитайте информацию о ядовитых грибах. (Приложение №2)
- Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?
- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
- Какой гриб считают самым ядовитым?
- Как можно в тетрадях представить информацию о съедобных и ядовитых грибах?
Грибы
/ \
Съедобные ядовитые
? ?
Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнить схему.
Внимательно прочитайте текс об оказании первой помощи при отравлении и составьте список правил «Оказание первой помощи при отравлении грибами» (Приложение №2)
Каждый учащиеся работает над целью. Через 2-3 минуты цель
озвучивается несколькими учениками и каждый рабочем листе дополняет свою цель. Предлагают план достижения цели.
Анализ текста в учебнике стр.70-71
Лабораторная работа.
Слайд
Анализ рис.43
Проговаривают определение вслух
слайд
Предполагаемый ответ:
Не все грибы можно употреблять в пищу. Некоторые из них ядовиты.
Составить схему
Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполняют схему.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
Владение монологической и диалогической формами речи (К) Синтез как составление целого из частей (П)
Поиск и выделение необходимой информации
(П)
Определение основной и второстепенной информации (П);
Подведение под понятие (П);
Построение логической цепи рассуждений (П)
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
Постановка вопрос (К)
Выдвижение гипотез и их
обоснование (П);
Познавательная инициатива (Р)
Поиск необходимой информации (П);
Моделирование и преобразование текста в схему (П);
Определение основной и второстепенной информации (П);
Подведение под правила (П);
Владение монологической и диалогической формами речи (К)
5. Первичное закрепление
Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. (Тест Приложение №3)
Выполняют тест
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)
6. Рефлексия учебной деятельности
Слайд:
Сегодня я узнал.
Было интересно
Я научился
Я понял, что
Меня удивило
Выбирают начало фразы и формулируют ответ
Внутренняя позиция школьника (Л);
Самооценка на основе критерия успешности (Л);
Рефлексия способов и условий действия (П);
Контроль и оценка процесса и результата деятельности (Р)
7. Домашнее задание
1. В учебнике п. 14, ответить вопросы стр. 77;
2. Составить сравнительную таблицу «Съедобные и ядовитые грибы»;
3. Творческое задание: составить «Памятку грибнику», презентацию «Интересное о грибах»
4. Вырастить плесень по инструкции стр. 78-79, принести на следующий урок.
Записывают домашнее задание
Выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з (П)
Приложение №1
Рабочий лист
Лабораторная работа №7
Тема: Изучение строения тел шляпочных грибов.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оборудование:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход работы:
Рассмотрите внешний вид шляпочного гриба. Опишите его внешнее строение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Зарисуйте строение шляпочного гриба, обозначив его части:
Плодовое тело;
Шляпка;
Ножка;
Грибница;
Споры.
Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы: пластинчатые и трубчатые. (Лисичка, масленок, сыроежка, ложный опенок, подосиновик, грузди, шампиньон, желчный гриб, подберезовик, волнушки)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заполните таблицу:
Примеры пластинчатых грибов
Примеры трубчатых грибов
1.
2.
3.
4.
В чем сходство и различие трубчатых грибов?___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Грибные отравления.Первая помощь пострадавшим
Отравление может быть вызвано употреблением в пищу ядовитых грибов, таких как бледная поганка, мухоморы белый и вонючий, мраморный, красный, и некоторых других. Они очень опасны, так как сохраняют свои ядовитые свойства после вымачивания, отваривания, сушки, засола, маринования и других способов переработки. Чтобы уберечься от отравления этими грибами, надо научиться хорошо распознавать их по внешним признакам, безошибочно отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Наиболее тяжелым является отравление бледной поганкой. Этот гриб содержит ядовитое вещество, которое, проникнув в кровеносную систему человека, разрушает и растворяет красные кровяные тельца, вследствие чего в организме происходят необратимые изменения. Достаточно проглотить часть шляпки бледной поганки, чтобы получить смертельное отравление. Признаки отравления бледной поганкой проявляются спустя 7 – 40 ч. Начинается головная боль, головокружение, возникает чувство беспокойства. Затем ощущаются боли в желудке, появляются понос, рвота, судороги и похолодание конечностей. Все это сопровождается общей слабостью, замедлением пульса, появлением обильного холодного пота.
Мухоморы (красный, пантерный и др.) содержат яды, отравление которыми проявляется через 0,5 – 2 ч, иногда через 10 ч. Признаки отравления: тошнота, рвота, жажда, кровавый понос, обильные потоотделение и слезотечение, общая слабость. Иногда появляются состояние опьянения, головокружение, бред, галлюцинации. Пульс замедленный, одышка, зрачки сужены, могут возникнуть судороги. Особенно сильно действуют мухоморы на детей, стариков и людей, страдающих болезнями сердца и почек.
Отравление возможно и условно съедобными грибами, например сморчками, строчками, а также другими, если нарушена технологиях приготовления. В сморчках и строчках могут содержаться ядовитые вещества. Попав в организм человека, они вызывают отравление, иногда со смертельным исходом.
Отравиться можно также и съедобными грибами, если они старые или долго хранились. В старых и лежалых грибах начинается процесс разложения и появляются ядовитые продукты распада белков. Часты случаи отравления недоваренными или неусолившимися грибами.
При первых признаках отравления, даже легкого, надо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь либо отправить пострадавшего в больницу. До прибытия врача больному следует оказать первую помощь. Прежде всего необходимо очистить желудок и кишечник больного от пищи, дав пострадавшему выпить 4 – 5 стаканов холодной кипяченой воды или содового раствора (1 чайная ложка питьевой соды на 1 стакан кипяченой воды). После этого необходимо вызвать рвоту, раздражая обратным концом чайной ложки или пальцем корень языка и глотку. Эту процедуру надо повторить несколько раз. Наряду с промыванием желудка больному следует дать слабительное. После этого больного надо уложить в постель на живот, к ногам положить грелку. При появлении судорог икроножных мышц рекомендуется на голени положить горчичники. До осмотра врачом отравившемуся нельзя употреблять пищу. Категорически противопоказаны любые спиртные напитки, так как алкоголь способствует ускорению всасывания в организм ядовитых веществ. Остатки использованных в пищу грибов, а также очистки от них надо обязательно сохранить до прихода врача, что поможет выяснить причину отравления и назначить правильное лечение.
Приложение №3
Тестовый контроль
При симбиозе растения:
паразитируют на гифах грибницы;
Создают микроклимат, необходимый для жизни грибов;
снабжают гриб органическими веществами.
Микориза – это:
плодовое тело;
болезнь растений;
грибокорень (сожительство мицелия гриба и корней высших растения).
Плодовое тело грибов состоит из:
плотно переплетенных гифов;
отдельных клеток;
неклеточного вещества.
Признаки, сближающие грибы с растениями:
неподвижность;
постоянный рост;
питание растворенными веществами.
Ядовитый гриб:
сыроежка;
бледная поганка;
трутовик.
]ђЗаголовок 1]ђЗаголовок 2]ђЗаголовок 3nђЗаголовок 4nђЗаголовок 5nђЗаголовок 615