Разработка урока по биологии на тему Шляпочные грибы(5 класс)
Урок биологии в 5 классе по ФГОС ( УМК Пасечник В.В.)
Шляпочные грибы
учитель биологии Печерская И.М. филиал МОБУ СОШ с. Языково ООШ с. Коб-ПокровкаЦели урока:
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.
2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.
3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, умения самостоятельно оценивать свои результаты и принимать решения, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Предполагаемые результаты:
Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов
Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, презентации.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация по теме «Шляпочные грибы», раздаточный материал (карточки с изображение грибов, оценочный тест, карточки саморефлексии, посылка с грибочком, динамическая магнитная модель «Размножение шляпочного гриба»).
Содержательная часть урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Развиваемые УУД
1.Организационный момент Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. Учащиеся настраиваются на работу на уроке. Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
2. Актуализация и мотивация Ребята, на адрес вашей пришла посылка, а к ней прилагалось письмо.
Здравствуйте, учащиеся 5 Б класса МОБУ СОШ с. Языково! Пишет вам старичок лесовичок из леса дремучего. Случилась у меня беда, не могу не как вспомнить отгадку очень сложной загадки. Помогите мне, пожалуйста! Заранее большое вам спасибо!
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожек,Шляпка есть - Нет головы.
PS. А если отгадали вам от меня подарочек.
Заслушать ответы учащихся.
Пригласить учащегося, чтобы открыть посылку и огласить тему урока. Предполагаемый ответ.
Слайды 1-4. Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что предстоит усвоить.
Коммуникативные: настройка общения по теме с учителем.
3. Изучение нового материала. Формулируем тему и цель урока.
1.Строение шляпочного гриба.
2.Грибы трубчатые и пластинчатые.
Грибы, у которых нижний слой шляпки покрыт многочисленными пластинками, называют пластинчатыми, а у которых нижний слой пронизан многочисленными трубочками – трубчатыми.
3.Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба». Под руководством лесовичка.
4.Размножение шляпочного гриба.
Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.
5. Грибы съедобные и ядовитые. А теперь пора отправляться по грибы с нашим знакомым лесовичком.
- Что вы знаете о съедобных грибах?
- Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?
- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?
- Какой гриб считают самым ядовитым?
6. Перед тем как отправиться по грибы нужно размяться.
Вот у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
7.По грибы.
8.Проблемный вопрос. Как вы понимаете народную поговорку:
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут?»
Знакомство с признаками отравления и первой помощи при отравлении грибами.
9.Симбиоз грибов и растений. Проблемный вопрос.
Грибники знают, что подберёзовики чаще всего можно встретить в березняке, рыжики - в сосновых и еловых лесах, а подосиновики – в осинниках.
Как это можно объяснить?
Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.
Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)
Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза). Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.
10.Установите соответствие. Под каким деревом, какой гриб растет?
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.
(Слайд 5)
(Слайд 6)
Анализ текста в учебнике стр.70-71
(Слайд 7-9)
Выполнение работы в тетради.
Самопроверка и выставление оценки в карточку саморефлексии.
(Слайд 10)
Демонстрация магнитной аппликации на доске
анализ
Рис.43
(Слайды 11-18)
Работа со слайдами презентации, беседа с учителем.
(Слайды 19)
Выполняют зарядку.
(Слайды 20-21)
Выполнение в паре. Самопроверка и выставление оценки в карточку саморефлексии.
(Слайды 22-23)
Работа со слайдами презентации, беседа с учителем.
(Слайды 24-25)
Работа со слайдами презентации, беседа с учителем.
Проговаривают определение вслух
Запись определения в тетрадь.
(Слайды 26-28)
Выполнение самостоятельной работа: по ходу демонстрации слайдов индивидуально. Самопроверка и выставление оценки в карточку саморефлексии. Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.Познавательные, логические: синтез как составление целого из частей.
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации самостоятельная работа с материалом. Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информацииЛогические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации самостоятельная работа с материалом. Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации самостоятельная работа с материалом. 4. Первичное закрепление Раздаточный материал. Тест: «Что я узнал о шляпочных грибах?»
(Слайды 30-31)
Выполнение теста, самопроверка и самооценивание.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала, проверка и самооценка знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности Слайд: 32-33.
Привет от лесовичка.
Выбирают соответствующий «лайк». Коммуникативные: оценка процесса и результата деятельности на уроке.
6. Домашнее задание 1.§ 14 прочитать
2.Подготовить рассказ о разных видах шляпочных грибов.
3.Написать мини-сочинение на тему: «Как я летом собирал грибы». (На выбор).
(Слайд 34)
Запись домашнего задания. Познавательные, общеучебные: выбор наиболее приемлемых вариантов домашнего задания.Приложения
Здравствуйте, учащиеся 5 Б класса МОБУ СОШ с. Языково! Пишет вам старичок лесовичок из леса дремучего. Случилась у меня беда, не могу не как вспомнить отгадку очень сложной загадки. Помогите мне, пожалуйста! Заранее большое вам спасибо!
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы!
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
PS. А если отгадали вам от меня подарочек.Оцените свою работу:
№ Имя и фамилия:
_______________________________________________________ оценка
(2,3,4,5)
1 Лабораторная работа «Строение шляпочного гриба». 2 «По грибы». 3 «Установите соответствие» 4 Тест: «Что я узнал о шляпочных грибах?» 5 Какую оценку Вы поставите себе за урок?
Очень понравился Понравился Не понравился
Выполните проверочный тест по теме: «Что я узнал о шляпочных грибах?»
Выберите один правильный вариант ответа:
1.Как называются тонкие ветвящиеся нити гриба, которые можно обнаружить в почве?
А)плодовые тела; Б)грибница; В)пластинки
2.Какой из грибов является трубчатым?
А)сыроежка; Б)лисичка; В)масленок
3.Как называются особые клетки, с помощью которых грибы размножаются?
А)гаметы; Б)споры; В)поры
4.Какой из грибов является ядовитым?
А)лисичка; Б)опенок; В)желчный гриб
5.Как называется симбиоз гриба и дерева?
А)грибокорень; Б)грибостебель; В)гриболист