Классный час на тему: Что я знаю о своих правах
«Право уважается:
затруднение состоит только в том,
чтобы знать: кто имеет такое право?»
(А. Тюрго)
Я родилась в одной из самых больших стран мира – России и с самого рождения получила право быть её полноправной гражданкой.
Борьба за мир, жизнь и здоровье всех людей на земле, сохранение всего чудесного, что создает человек, касается каждого, независимо от того, в какой стране он живет.
Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.
В целях формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, а также повышения правовой грамотности в нашей школе регулярно проводятся Дни Права.
Готовясь в будущем получить профессию юриста, я охотно слушаю лекции приглашенных в школу специалистов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Одна из таких встреч была посвящена теме: «Права и обязанности несовершеннолетних». Вот, что мы узнали в ходе этой лекции.
Много создано законодательных актов, которые оберегают наши права, это:
Конституция Российской Федерации;
«Конвенция о правах ребёнка»;
Семейный Кодекс РФ.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН.
В 1996 году по инициативе Франции день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Дети нуждаются в специальной заботе и охране, включая правовую защиту, как до, так и после рождения.
Человек родился на свет! Этим он уже доказал своё первое право – право на жизнь. Ребёнок становится полноправным гражданином совей страны, жителем планеты Земля. С первых минут жизни он уже имеет свои права. Какие же они у малыша? Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем дееспособности (т.е. способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и человек становится совершеннолетним.
Каждый ребёнок имеет право на имя, фамилию, гражданство. Всё это заносится в специальный документ – свидетельство о рождении. Каждый ребёнок имеет право на охрану здоровья. И начиная с момента рождения и далее ,ребёнку всегда будет оказана квалифицированная медицинская помощь. Своих обязанностей малыш ещё не знает. Но его оберегают родные и государство. Ребёнок начинает познавать окружающую действительность так, как ему это преподносят. Каким вырастет малыш во многом зависит от того, как относятся к этой жизни его родители. Поэтому долг родителей- приучать постепенно ребёнка жить в обществе и для общества. Даже в маленьком возрасте ребёнок имеет права на отстаивание своих интересов, своих игрушек, имеет право в выборе места и партнёров для игры. А к обязанностям детей должны приучать родители: убрать за собой то место, где поиграл, не мусорить на улицах города – ведь содержать город в чистоте – это обязанность каждого горожанина, уважать старших, соблюдать правила дорожного движения – от этого зависит жизнь не только самого человека, но и многих других.
В возрасте от 6 лет до 14 лет, с точки зрения законодательства, человека называют малолетний ребенок.
Малолетний ребенок обладает частичной дееспособностью, то есть может совершать не все сделки, а только те, которые необходимы каждый день, - мелкие бытовые сделки. Например, покупать в магазине любые продукты, канцелярские товар, иные вещи и предметы.
С возраста 10 лет малолетнему ребенку добавляются еще некоторые права, расширяющие дееспособность.
Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации)
Права ребенка в семье:
- Право знать своих родителей.
- Право на заботу родителей.
- Право на воспитание своими родителями.
- Право выражать свое мнение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Это значит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
И вот настал момент, когда ребёнок идёт в школу. Он получает следующее право – право на получение бесплатного среднего образования. И действительно, придя в первый класс, мы получили бесплатно учебники, зашли в прекрасный, светлый класс. Нам рассказали о наших обязанностях: носить школьную форму, всегда выглядеть опрятно, беречь школьное имущество, готовить домашние задания, не опаздывать и не пропускать уроки по неуважительным причинам, уважать учителей и весь персонал, работающий в школе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сейчас я учусь в восьмом классе. Я уже понимаю, что учиться трудно, необходимо, но интересно. В школе мы получаем знания из разных областей жизни человека: природы, точных наук, истории, культуры. На любой заданный нами вопрос учителя отвечают и стараются донести до нас знания, которые пригодятся в нашей дальнейшей жизни. А какие же права у школьника? Постараемся разобраться с этим поподробнее. Школьник имеет право на поощрение за хорошую и отличную учёбу. Да, я отлично учусь уже 7 лет. Каждый год на последней линейке мне и другим таким же отличникам вручаются Почётные грамоты. Это очень приятно, когда твоя кропотливая работа и старание замечается и поощряется. И неважно, какой у тебя цвет кожи, какой ты национальности. Неважно, из какой ты семьи, богат или беден – у всех детей есть равные права. Поэтому наша школа многонациональная. Мы учим и русский и английский языки. И ещё одно право школьника-это право ребёнка, как личности. Мне кажется, что ребёнок достоин уважения и имеет право на выражение личного мнения.
Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию. Вступая в какие-либо трудовые отношения, ребенок приобретает статус работника и, следовательно, наделяется соответствующими правами и обязанностями. По общему правилу ребенок не можешь быть принят на работу до достижения возраста 16 лет.
Но из всех правил есть свои исключения. Так, если ребенку:
- 15 лет и он учится в школе или в ином учебном заведении, то ребенок может выполнять легкий труд, если он не вредит его здоровью и не мешает его обучению в школе или в ином учебном заведении.
- 14 лет, то ребенок также может выполнять легкий труд, но только с согласия родителей (попечителей) и органов опеки и попечительства.
Если ребенку нет еще 14, но очень хочется работать, то единственное место, где он может устроиться (с согласия родителей (опекунов), органов опеки и попечительства и если данная работа не будет наносить ущерба его здоровью и нравственному развитию) - в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Кроме того, трудовой договор (документ, в котором указаны все его права и обязанности, в связи с выполняемой работой) будут подписывать родители (или опекуны).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Кроме того, ребенка не могут заставить работать на:
- тяжелых работах;
- подземных работах;
- работах с вредными условиями труда;
- работах в ночное время;
- сверхурочных работах;
- работах, выполняемых вахтовым методом.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Некоторые дети, волею судьбы, теряют родителей. Такие дети имеют право на опёку, на заботу о них со стороны государства. В нашей школе детям , оставшимся без попечения родителей оказывается действенная психолого-педагогическая поддержка.
Дети в нашей стране защищены, они должны знать свои права и неукоснительно выполнять свои обязанности. Только при таких условиях из них вырастет полноценное будущее поколение России. Это нам предстоит создавать историю и судьбу нашей Родины. Так давайте же сделаем её богатой и насыщенной, давайте прославим нашу Родину яркими достижениями и новыми открытиями!
13PAGE 15
13PAGE 14115
15