: ФОРМУЛА ЖИЗНИ Андрея Платонова ( по рассказам Любовь к Родине, или Путешествие воробья и Неизвестный цветок)

Тема урока: ФОРМУЛА ЖИЗНИ
АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА

(по рассказам "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"
и "Неизвестный цветок").

Цель урока: - учить видеть авторскую позицию;

- подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к окружаю-
щему нас миру, уметь видеть в нём не только хорошее, но и плохое, стре-
миться понять других людей и, если это необходимо, помочь им.
(основная идея темы: деятельное сострадание является выражением истинно-
го уважения и к другому человеку, и к самому к себе);

- познакомить учащихся со способами выражения авторского отношения к
персонажу произведения;

- на основе содержания рассказов вывести "формулу жизни" А. Платонова;

- воспитание чувства милосердия, сострадания, любви к Родине, к ближнему.

Оборудование:

1) Словарь:

Формула - краткое и точное словесное выражение, определение;
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека;
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия.
Гуманизм - гуманность, человечность в отношении к людям.
Притча - иносказательный рассказ с нравоучением.

2) Магнитофон.


ХОД УРОКА.

- Без пользы жизнь – безвременная
смерть.
(И. Гёте)

- Жизнь ничего не даёт без тяжких
трудов и волнений.
(Гораций)

- Искусство заключается в том, чтобы
посредством наипростейших средств
выразить наисложнейшее.
(А. Платонов)
1. Слово учителя:
Жизнь. Что это такое? Для чего мы живём? Без чего нельзя прожиь эту жизнь? И эта проблема будет существовать и человек будет мучительно размышлять над ней, пока он живёт.
И я приглашаю вас к серьёзному разговору о том, что такое жизнь и для чего мы живём на этой земле, приглашаю поговорить о сострадании к ближнему. И рассуждать об этом мы будем опираясь на рассказы А. Платонова и наша задача вывести его формулу жизни.

Андрей Платонович Платонов. Имя его нам уже немного известно.

- С какими произведениями писателя мы уже познакомились?

Ребята, вы уже наверно почувствовали, что А. Платонов - писатель удивительный, писатель огромного гуманистического дарования.
Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало писателя до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвременных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры), познать непосильный наёмный труд, участвовать в двух войнах. Все эти "университеты" сформировали душу и характер Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию.
Андрей Платонов обладал талантом слышать чужое горе, ощущать эту великую неустроенность мира. Может быть, поэтому однажды он признался: "Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности."
Книги Платонова несут свет жизни, а умное сердце писателя отзывается в душе каждого из нас добром и любовью к людям. И основным мотивом, который можно проследить почти во всех произведениях Платонова,- это мотив уникательности, единичности всего существующего.
В центре внимания писателя может оказаться камень, лежащий на дороге, растущий среди травы цветок, воробей, человек, облако. Платонов собирает в своих произведениях всё, что ускользает в нашей повседневной жизни от привычного взгляда, более того, он показывает уникальность, глубокую индивидуальность и неповторимость всего существующего.

2. - Нам предстоит разрешить проблемную ситуацию что же, по Платонову, включает в себя
понятие жизнь.

Об этом мы поговорим, анализируя произведение, которое вы прочитали дома.
Дома вы должны были записать вопросы, которые возникли у вас во время чтения.

- Что взволновало вас как читателей?
- О чём хотелось бы поразмышлять?
(Почему умер воробей? Что Платонов хотел сказать гибелью воробья? Почему в конце такое разочарование?)

- Трудно или легко вам было читать это произведение? (Легко)
И мы посмотрим, что же кроется за этим "легко". Ведь недаром сам Платонов писал:
(чтение эпиграфа).


3. Беседа по содержанию.

- О чём этот рассказ? О чём важном, сокровенном хотел поведать читателю автор? Посмотрите на название произведения.
(О любви к Родине, о милосердии, о любви ко всему живому.)

Да, об этом, но не только.
Он о том, как непросто жить на свете. Действительно, сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.
Почему вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного происшествия воробей умирает? Случайна ли его гибель.

Запишем уже названные слагаемые жизни:

Любовь к Родине
Милосердие ЖИЗНЬ
Любовь ко всему живому


Чтобы разрешить проблемную ситуацию, приглядимся к героям, к тому, как они живут.

-Что заставляет старого музыканта ходить на Тверской бульвар и музицировать у памятника Пушкину?
(Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил на бульвар».)

-Почему собирались люди вокруг музыканта?
(потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь).

-Почему музыка звучит плохо в тесноте комнате?
(мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единсвенную душу скрипача, а этого было мало, или душа «его стала бедной от старости лет».)


· Нет, не стала бедной его душа, потому что музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

-Где играет скрипач? Почему он играет именно у памятника Пушкину?
(Не случайно автор подчёркивает, что музыкант стоит «почти рядом с Пушкиным»: в своей «самоотдаче» миру оказываются равновеликими гений и безымянный музыкант).

-Почему он не берёт деньги за своё искусство?
(потому что музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим).

-Почему люди плакали от музыки скрипача?
(может быть у него было своё горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живёт неправильно, или он просто выпил вина)

-Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб? Чему удивился музыкант, когда увидел его в первый раз?
(воробей занят «работой на своё пропитание»).

-Каким был воробей? Найдите его описание?
Взлохмаченный, поседевший, прошедший через невзгоды воробей – душа родственная музыканту. Скрипач думает, что в тепле его комнаты воробей перенёс бы и зиму, как на пенсии.

-Почему музыкант ожидал воробья и тосковал по нём?
(старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала).

-Кому будет дарить свою музыку музыкант после исчезновения воробья?

-А почему он купит именно черепаху?

-Что делал музыкант в жизни?

Вывод: Дополним нашу формулу жизни: способность дарить тепло;
любить бескорыстно.


А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Подробный пересказ эпизода «Воробей в райской стране», прослушав который постараемся понять, почему воробей не счастлив на земле обетованной, почему он «просит бури».

-Почему воробей стал ночевать на высокой скале?
(когда-нибудь настанет буря и она сорвёт его, спящего, с камня и унесёт обратно домой, на Тверской бульвар.)

Вспомните название рассказа (Любовь к Родине).

Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие на Родину попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом. И умирает.
Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока:

-Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?
Но ведь в воле автора было сделать конец рассказа иным.

Пусть финал останется открытым.

Обратимся к сказке «Неизвестный цветок».

-Почему оказалось возможным невероятное – цветок вырос на камне и глине? Отчего он на других непохожий?
(жизнь маленького, незаметного цветка на сухой мёртвой глине – чудо, сотворённое им самим, вовсе не ниспосланное ему свыше. Как настойчиво повторяет Платонов – «жизнь», «жить». Даже запах цветка – «как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.»)

Источник этой жизни – каждодневный труд, преодоление обстоятельств.
( К «Формуле жизни»).

Заметим, цветок не хочет жить печально: непрерывные труды и заботы не лишают его способности радоваться естественной малости: «лишь один раз в сутки цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев».

-А способны ли мы ценить привычные, естественные дары жизни, радоваться им?
(более того – дыханием своего арамата цветок радует детей, они любуются им, как героем).

Через год на пустыре, облагороженном принесённой детьми плодородной землёй, появились травы и цветы. Прошлогоднего цветка меж ними не было, но – чудо! – на его месте появился новый.

-Какой новый?
(«цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».)

Сколько же трудов и сил стоит эта жизнь в камне!

-Почему цветок – сын лучше, прекраснее отца?
Родство, корни делают его таким.

(К «Формуле жизни»).

Теперь самое время вспомнить и поговорить о воробье.
Прочитав рассказ «Неизвестный цветок», мы убеждаемся в том, что смерть воробья отнюдь не случайна.
Воробей из тех кто привык лишь брать от жизни необходимое.

-Вспомним, как воробей первый раз прилетел к памятнику Пушкина?
(воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл Значит, он не даром прилетал – хоть что нибудь, а взял!).

К памятнику он прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждёт его каждый день.

-А как он берёт принесённый скрипачом хлеб?
(воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу).

Мы уже заметили неслучайность повторов в платоновском тексте.

-А как он прилетел в следующий раз?
(он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб).

О старике скрипаче он и не вспоминает, как и не слышит его музыки.

Заметим, «деловой» воробей, наевшись, однажды «кратко проговорил что-то» (Интересно – что?), а в другой раз «пробормотал в воздухе небольшую песню».
-Какую? Кому?

И ещё раз он запоёт, когда приспособится покойно существовать даже в ураганном вихре.

-Почему воробей побаивался, что ветер перестанет дуть?
(он привык жить в буре и обильно питаться из неё. Ему не хотелось больше)

Вывод. Итак, воробей лишён животворных начал, коими по Платонову, являются
труд, а также способность и готовность любить, дарить, отдавать. Именно благодаря им, как мы видели, чудо жизни оказывается возможным.

А сейчас послушайте одну из тех мелодий, которую мог играть скрипач, и дома вы должны будете написать сочинение-миниатюру на тему: «О чём играет старый музыкант?»

Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали на уроке?
-Что включает в себя «формула жизни» Андрея Платонова?
-Согласны ли вы с этой «формулой жизни»?

Д/З. написать сочинение-миниатюру на тему «О чём играет старый музыкант?»


ФОРМУЛА ЖИЗНИ.

Любовь к Родине способность дарить тепло;
любить бескорыстно;
Милосердие жизнь каждодневный труд;
родство, корни.
Любовь ко всему живому

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415