«Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и в формировании культуры здорового образования учащихся»
Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и в формировании культуры здорового образования учащихся.
Автор Ковтун Т.А.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения является одной из самых важных социальных, медико-педагогических, экономических и политических задач, стоящих перед современным обществом. Успешность обучения и воспитания школьников во многом обуславливается состоянием здоровья, функциональными и адаптивными возможностями организма.
К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока главного места в системе ценностей человека в нашем обществе. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт система образования. Современная школа призвана решать разнообразные и сложные задачи, связанные с обучением и воспитанием, при этом педагогическая деятельность должна быть скорректирована с требованиями сохранения здоровья школьников. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье, если мы будем своим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля».
Такая озабоченность вполне понятна. В последние годы резко ухудшается здоровье детей. По официальной статистике, сейчас в России живут около 30 млн детей в возрасте до 18 лет, а всего лишь 15 лет назад детей в стране было на 11 млн больше. Здоровыми можно считать лишь 27 % маленьких россиян, 5 млн детей имеют серьёзные заболевания, около 600 тыс. из них – инвалиды. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
По данным медиков, менее 20 % приходящих в школу первоклассников только имеют первую группу здоровья. Увеличение объёма учебного материала, и его сложности, что характерно для современной системы образования, требуют мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка. Переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к системному обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма. Именно поэтому учителю очень важно знать, как правильно организовать жизнь школьника с первого года обучения. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «А что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Закон Российской Федерации «Об образовании» уточняет: «Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам материнства и детства».
Вот почему в настоящее время одной из главных проблем является моделирование новой системы здоровьесберегающего образования.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Составляющим звеном здоровьесберегающего образования являются здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные данные в повседневной жизни. Каждый урок должен быть приятным для ребёнка, поэтому при планировании и проведении своих уроков я всегда помню заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»
Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребёнка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма. Необходимо:
- внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его
настроение и эмоциональные реакции;
- следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и
индивидуальным возможностям школьников;
- соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
- создать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещённость, школьное оборудование и др.), которые соответствуют
гигиеническим нормативам и требованиям;
- организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной
работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;
- обеспечить и поддержать двигательную активность ребёнка; правильную
рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха.
Не следует забывать и о создании благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона обучения.
В своём классе я веду календарь здоровья детей, который позволяет каждому ученику видеть проблему своего здоровья. В него я включила основные параметры развития организма - «мой рост», «моё зрение, «мой вес», «моя осанка», что позволяет сделать соответствующие выводы. В результате этого дети стали внимательнее относиться к своему здоровью, принимать активное участие в мероприятиях по укреплению здоровья.
Одним из важных условий организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который способствует удовлетворению физической потребности в движении, развитию основных двигательных качеств, поддержанию работоспособности в течение всего учебного дня. Ежедневно перед уроками провожу утреннюю зарядку. Выполняя упражнения, дети заставляют работать различные мышцы, развивают силу, ловкость, приобретают красивую осанку.
Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки
«Великан»
Встать на цыпочки, подтянуть руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягивается всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперёд.
«Военный на параде»
Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытянув носок вперёд и ставя ногу на всю ступню.
Упражнение на релаксацию (мышечное расслабление)
Расслабляем мышцы:
- роняем руки,
- трясём кистями,
- стряхиваем воду с пальцев,
- поднимаем и опускаем плечи,
- твёрдые и мягкие руки,
- мельница.
Каждый день я сталкиваюсь с одной из проблем – утомляемостью детей. Школьникам младшего возраста приходится, сидя за партой, ограничивать себя в движении. Стараюсь постоянно контролировать посадку детей, следить за их осанкой. Присутствие на уроках оздоровительных моментов: физкульминутки, физкультпаузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз снижают утомляемость, повышает работоспособность каждого ученика, способствуют сохранению и укреплению здоровья. На 15-20 минут по одной минуте из трёх лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
«Весёлые физкультминутки»
○ Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.(Выполняются движения по тексту)
○ Скачет шустрая синица,
(прыжки на двух ногах на месте)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на одной ноге)
Прыг-скок, прыг-скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень,
(прыжки на месте на левой ноге)
Тири - тири,
(прыжки на месте на правой ноге)
Тень – тень - тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющих в ряде регионов России до 40 %. Охрана зрения школьников должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и сдерживания её прогрессирования.
Гимнастика для глаз
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
2. Медленно переводить взгляд вверх, вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
4. Положить ладони одну на другую, так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.
Шуточные физкультпаузы для пальчиковой гимнастики○ Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
○ Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики: Ура!
В школу нам идти пора!
○ Наши ушки на макушке,
Как у зайки на опушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – снова всё начать,
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз приседаем,
Девять – потягиваемся и отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем
Основным структурным звеном здоровьесберегающих технологий в учебном процессе является урок. При построении своих уроков учитываю следующие требования:
1. Обстановка и гигиенические требования в классе должны соответствовать норме (чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие или наличие монотонных, неприятных раздражителей).
2. Число видов учебной деятельности на уровне 4 – 7 видов за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, практические занятия). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Необходимо только помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7 – 10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трёх. Чередование видов преподавания не позже 10 – 15 минут.
5. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).6. Смена поз учащихся, которые соответствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7. В урок включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
Вставки о здоровье на уроках в начальной школе
Русский язык
Предлагаю детям правильно списать с доски слова.
Спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи, здравствуйте.
- Что общего между этими словами?
- Продолжите список.
Объясняю, что слова, которые записаны на доске, называются волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорить их надо чаще друг другу. Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья, а желания рано или поздно сбываются. Давайте все вместе скажем: «Я хочу быть здоровым! Я могу быть здоровым! Я буду здоровым!».
Математика
○ Сколько раз ударю в бубен
Столько раз дрова нарубим;
Присядем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько покажу кружков,
Столько сделаем прыжков.
Для проведения физкультминутки использую наглядные пособия.
○ Раз, два, три, четыре, пять.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Дети выполняют прыжки.
Сказочные истории
(Физкультпаузы на уроках и классных часах)
«Голова и мяч»
Голова зевнула, закрыла глаза и легла отдохнуть на Правое плечо. «Ну, вот ещё!» - фыркнуло Правое плечо и подтолкнуло Голову. Подскочив, Голова осторожненько приземлилось на Левое плечо. И опять скачок – назад на Правое плечо. Так Голова летала, как мяч, с одного плеча на другое. Выспаться ей так и не удалось.
«Птичка»
«Летать – это так здорово!» - сказала Правая рука Левой руке. Обе вздохнули и соединились. Взмахнула Правая рука – не выходит, взмахнула Левая рука – безуспешно.
А если вдвоём? Раз, два, три и полетела птичка: вверх, в сторону, вниз, то быстро летит, то медленно парит. Самое главное – вместе.
8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
9. Благоприятный психологический климат на уроке, который служит одним из показателей успешности его проведения.
10. Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок, улыбок, уместных остроумных шуток, использование поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, небольших стихотворений.
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки
○ Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.(мыло)
○ Резинка Акулинка Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спинку до красна.(мочалка)
○ Вафельное, полосатое
Гладкое, лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое?(полотенце)
○ Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовёшь меня – бегу,
От болезней берегу.(вода)
○ Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
○ Жизнь дана на добрые дела.
○ Шутка минутка, а заряжает на час.
○ Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
○ Мыла Мила мишку мылом
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло.
Мишку мылом не домыла.
11. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся могли иметь возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми. Не забываю и про начало урока. Провожу тренинг-настрой перед уроком:
Тренинг настрой в начале первого урока
○ Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
○ Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку «5»!
В условиях четырёхлетней начальной школы первые два года обучения можно считать адаптационными. В этот период учебная и внеклассная деятельность младших школьников должна быть направлена на формирование здоровых привычек, коммуникативных навыков, мотивации обучения и приобретение знаний. Во внеклассной работе большое внимание уделяю духовно – нравственному, физическому, экологическому и этическому воспитанию.
Особое внимание надо уделять формированию учебно-познавательной мотивации. От того, насколько будут сформированы мотивы учения, в значительной мере зависит успешность дальнейшего обучения детей. Эффективным средством для развития учебно-воспитательных мотивов является игра.
Весёлые игры
Игра «Солнечный зайчик»
Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Одновременно выполняют хлопки над головой. Затем учитель зеркальцем пускает «зайчика» и говорит:
Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут,
Были тут, и нет их тут.
Дети следят за лучиком и на вопрос учителя: «А где зайка?» говорят и показывают рукой.
Игра «Радуга»
Дети вместе с учителем произносят:
Радуга – дуга – дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На жёлтенький песок!
Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 секунд.
Широко использую в своей практике нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-концерты, театрализованные уроки. Особенно моим детям нравятся уроки-экскурсии, на которых они имеют возможность общаться с природой, наблюдать за изменениями в природе. Необычность данного типа урока повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру, что благотворно влияет на психику школьника, на его здоровье.
Вся моя работа проходит в тесном контакте с родителями учащихся, которые являются активными участниками воспитательного процесса. Провожу тематические родительские собрания, информационно-аналитические лектории: «Азбука дорожной безопасности», «Режим дня младшего школьника», «Как избавиться от вредных привычек», «Основы личной гигиены» и тд.
Итак, подводя итоги в конце учебного года, я отметила следующие результаты работы:
1.Количество простудных заболеваний сократилось почти на 50 %.
2.Функциональных изменений со стороны зрительной системы нет.
3.Улудшились внимание и сосредоточенность детей на уроках.
4.Отмечена стабилизация эмоциональной среды и адекватность
восприятия.
5.Заметен прогресс успешности в учении.