Рабочая программа по физике для 7 класса (учебник А.В. Перышкин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 66 г. Томска


РАССМОТРЕНО:
На заседании МО
____________________________
Протокол №__ от _______

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
/________________/
«__» ________ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы _____________ /______________/
«__» __________ 201_ г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
по предмету «Физика» 7 класс



Учебники:. Физика. 7 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.В. Перышкин . – 15-е изд.,доп. - М.: Дрофа, 2010


Количество часов в неделю – 2
Общее количество часов за год – 68


Составил:
Гринева Мария Николаевна, учитель физики







Томск - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), авторской программы Е.М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2004 и учебного плана для ступени основного общего образования МКОУ ООШ № 66 г. Томска.
На изучение физики в 7 классе отводит 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю (из них 2 часа – резерв времени).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
В задачи обучения физике входит:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение учащимися знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Цели изучения физики:
освоение знаний о таких методологических понятиях, как физическое явление, физическое тело, физический закон, физическая величина, физический прибор; о механических явлениях; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и разумного использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики в 7 классе обучающийся должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, величина, единица измерения физической величины, физическое тело, гипотеза, закон, материя, вещество, взаимодействие, физическая модель, молекула, атом;
смысл физических величин: скорость, путь, время, масса, плотность, сила, давление, механическая работа, мощность, механическая энергия, плечо силы, момент силы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
физических правил: правила равновесия рычага, «золотого правила» механики;
физические явления и физические законы, на основе которых характеризуются природные и промышленные объекты Архангельской области;
фактические сведения о природе края;
физические явления, от которых зависят изменения биосферы региона;
связь техники с природой и обществом;
основные виды практической деятельности человека по охране природы региона;

уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: равномерное прямолинейное движение, передача давления жидкостям и газам, плавание тел, воздухоплавание, диффузия, деформация;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы, массы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, выталкивающей силы от объема погруженной части тела, условие равновесия рычага;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний механических явлений;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
предвидеть возможные последствия деятельности для физического состояния региона;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы
(68 часов)
Физика и физические методы изучения природы. ( 3 часа)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Лабораторные работы.
Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа.
Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 часа)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Расчет массы и объема по его плотности. Взаимодействие тел. Сила. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой и массой тела. Вес тела. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Роль трения в технике. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Определение плотности твердого тела.
Градирование пружины и измерение сил динамометром.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (26 часов)
Давление. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Применение. Применение. Устройство Шлюзов, водомерного стекла.. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Мощность и работа. Энергия. (11 часов)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.























Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений, учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы учащимися.

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явлении с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
о приборах, механизмах, машинах:
назначение; принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Физические измерения.
Определение цены деления и предела измерения прибора.
Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. Определять относительную погрешность измерений.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
Оценке подлежат умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планировать проведение опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5» но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки
Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка”5” ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;
-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка).
Оценка “4” ставится, если:
-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
-допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках;
Оценка “3” ставится, если:
-допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка “2” ставится, если:
-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;
- выполнено менее 1/3 части работы.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа – 68
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы – 7
Количество лабораторных работ – 10

Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
Портреты физиков, линейки из дерева пластмассы, железа.
Приборы: термометр, секундомер, набор гирь, весы, разновесы, мензурка, колба, линейка, шарик, металлический желоб, горизонтальная опора, рычажные весы, шарик на нити, деревянный брусок, динамометр, шар Паскаля, барометр-анероид, рычаг, блок, наклонная плоскость, стальной шарик, нитяной маятник, пружинный маятник.
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Измерительный цилиндр (мензурка), колба, весы с разновесами, небольшие тела разной массы, динамометр, штатив с муфтой, лапкой и кольцом, набор грузов по 102 г., рычаг на штативе, доска, измерительная лента.


Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Учебник
Физика.7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /Перышкин А. В. – 15 изд., доп. - М.: Дрофа, 2010

Методические пособия

Пособия для учителя:

Примерная программа основного общего образования по физике.
Физика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. Часть. Учитель-АСТ. Волгоград. 2004.
Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина (М.: Дрофа); С.В.Громова, Н.А.Родиной (М.: Просвещение). 7 класс. – М.; ВАКО, 2005.
Физика 7 класс: поурочные планы по учебнику /авт.-сост. В.А. Шевцов. – Волгоград:Учитель, 2005.
Тесты по физике: 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений» /А.В. Чебатарева. – 6-е изд.перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И.Громцева. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
Сборник задач по физике: к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика 7 класс», «Физика 8 класс», «Физика 9 класс», (М.: Дрофа): 7-9-й кл. /А. В. Перышкин; Сост.Н.В. Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011

Пособия для обучающихся:

Рабочая тетрадь по физике: Учебное пособие к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»: 7-й Кл. /Р.Д. Минькова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ. 7 класс к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. – 6-е изд. Перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Дополнительная литература
Информационно – методическая и Интернет-поддержка:
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Физика в школе»
Приложение «Физика», сайт WWW, prosv.ru (рублика «Физика».
Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия. Методическое пособие с электронным приложением. /Н.А. Янушевская. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Интернет – школа Просвещение.ru
WWW.prsv-ipk.ru