Доклад на семинаре директоров школ г. Феодосии
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЗМА И ПАРТНЕРСТВА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Докладчик
М.С.Вышковская,
зам.директора школы
Рождение ребенка – долгожданное, очень ответственное событие в жизни семьи, связанное с надеждами и определенными планами относительно будущего сына или дочери. И, естественно, все родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, воспитанным.
Сегодня государство стремится обеспечить право каждого ребенка родиться здоровым, и обеспечить условия для всестороннего развития, быть надежно социально и психологически защищенным. Через нестабильную экономическую ситуацию, чернобыльскую трагедию ухудшилось общее здоровье детей на всей территории Украины. Увеличилось количество детей с особенными образовательными проблемами, в частности, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.
И когда в семье рождается такой ребенок, это становится тяжелым испытанием для родителей. Они растеряны, не знают как его правильно воспитывать, обучать, готовить к жизни в обществе, чтобы он не находился в изоляции от всего света.
В основе государственной политики решение образовательных проблем детей с ограниченными способностями лежат намерения, как можно раньше дойти до каждого ребенка, максимально помочь его семье, обеспечить достойную соответствующую жизнь, социальный комфорт и образовательно-трудовую реабилитацию.
Одним из перспективных направлений помощи детям с особенными потребностями является инклюзивное обучение, которое в свою очередь предусматривает интеграцию учащихся в классах, в которых обучаются дети с нормальным интеллектуальным развитием, на базе массовых школ по специальным или адаптированным программам и специальным учебникам.
Концепция инклюзивного образования отображает одно из главных демократических идей – все дети являются ценными и активными членами общества. Обучение в инклюзивных образовательных классах выгодно как для детей с особенными образовательными потребностями, так и для других детей, членов семей и общества в целом.
Каковы же преимущества инклюзивного подхода для детей с особенными образовательными потребностями:
благодаря целенаправленному общению со сверстниками улучшается моторное, языковое, социальное и эмоциональное развитие детей;
ровесники играют роль моделей для детей с особенными образовательными способностями;
овладение новыми умениями и навыками осуществляется функционально;
обучение проводится с ориентацией на сильные качества, способности и интересы детей;
у детей есть возможность для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участия в общественной жизни.
В свою очередь здоровые дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к детям с отклонениями; налаживать и поддерживать дружеские отношения с детьми, которые отличаются от них; учатся совместной работе.
Инклюзивные подходы также полезны и для семей, так как:
родители получают информацию о типовом и отличительном развитии детей;
семья получает поддержку со стороны других родителей, имеющих точно такую же проблему;
родители берут активное участие во определении учебных целей и задач для детей;
все родители становятся частью школьной общественности.
В инклюзивных классах педагоги создают психологическую атмосферу, в которой семьи считают партнерами в образовании, где поощряется их участие в школьной жизни, через деятельность, которая отвечает их потребностям и возможностям. К родителям относятся как к участникам процесса. которые хотят и могут сделать свой вклад в школьную жизнь.
Семья – это уникальная социальная система, которая тесно связана с социальной системой общества. Традиционно участие родителей осуществляется в разных формах (добровольная работа в классе, участие в родительских собраниях, связь с общественностью, помощь своим детям в выполнении домашнего задания, волонтерская деятельность. Родители могут посвящать свое рабочее время и делиться своими знаниями и умениями как во время учебного процесса, так и во внеурочное время).
В нашей школе функционируют три класса для детей с особенными образовательными потребностями: 1-Б, 5-Б, 7-В.
В 1-Б классе обучаются 9 детей-инвалидов с тяжелыми формами психических и умственных заболеваний, которые раньше не обучались по линии Министерства образования. Благодаря их родителям-волонтерам, которые являются ближайшими помощниками для своих детей, содействию руководителей местных органов власти и управления образования эти дети получили возможность обучаться в школах в инклюзивном классе. Группа детей, никогда не обучавшаяся в школе, сначала не понимала, что такое школа, урок, кто такой учитель. Эти дети были приучены выполнять только простые инструкции. С самого начала обучения дети обнаружили интерес к происходящему. Некоторые дети не понимали, для чего нужны школьные принадлежности, что делать с тетрадями, учебниками, альбомами. Ломали ручки, грызли карандаши, клей и пластилин пробовали на вкус, тетради и книги методично рвали и резали ножницами на мелкие кусочки. Поветкина Диана вообще не понимала, куда ее привели и почему за партой надо сидеть. Она просто бродила по классу, проявляя агрессию, «отбивалась от всех окружающих». Компаниченко Ника (диагноз Даун) отказывалась что-либо делать на занятиях; закрывала ладонями уши, возмущалась, находила причину, чтобы не выполнять работу. Детей с последствиями аутизма было трудно отвлечь от неадекватного сосредоточивания на уроке на каком-то объекте собственного стереотипного поведения: рисовании, игре с водой, перебирания книг. Каждый из перечисленных детей претендовал на полную узурпацию внимания учителя. И только два человека: Горох Виктор и Попов Илья были знакомы с «учебным поведением» и имели учебные навыки, на которые можно было опереться учителю на уроке.
В процессе обучения коллектив детям стал привычным. У них сложился стереотип занятий, приобрелся начальный опыт социализации. Постепенно сглаживается неадекватное поведение на уроке. Аутики в большинстве случаев пунктуально следуют им. Негативного отношения к школе, урокам не наблюдается.
С большими или меньшими трудностями дети постепенно осваивают навыки письма, счета, чтения, а также и самые простые социально-бытовые навыки: умение пользоваться туалетом, завтракать вместе со всеми. Если по какой-либо причине дети не приходят в школу, то очень расстраиваются и ждут, когда родители их вновь приведут на занятия.
Дети начали вступать в контакт не только с учителем и одноклассниками, но и с другими детьми из других классов. У них формируются положительные эмоции и адекватная реакция на происходящее; проявляется сочувствие, забота, благодарность за внимание к ним.
Родители постоянно, на протяжении учебного времени, находятся в школе, так как детям-инвалидам часто нужна физическая помощь; дети боятся остаться без мамы и испытывают панический страх. Все родители с большим вниманием следуют рекомендациям учителя. В этом учебном году в школе проходил семейный новогодний праздник для учащихся 1-Б и 7-В классов и их родителей. Преследовалась цель общения родителей и детей с разными физическими и психологическими особенностями.
В 5-Б классе обучаются дети, не усваивающие программу массовой школы, обследованные в МППК с установленным диагнозом и рекомендованным профильным обучением. В классе 9 человек, у всех детей диагноз олигофрения в степени дебильности. В связи с тем, что они социально адаптированы внутри своего классного коллектива, успешны в учебе, так как учатся по программе соответствующей их способностям. Дети не конфликтуют между собой, адекватно общаются с взрослыми и другими учащимися школы. Реализуя одно из направлений партнерства (а именно, школа для общества) учащиеся 5-Б класса являются самыми активными участниками в кружках «Юные друзья природы», где происходит их сотрудничество и творческое общение со старшеклассниками общеобразовательной школы. Учащиеся 5-Б класса принимают активное участие в общегородских и республиканских программах, таких как: концертная программа для детей-инвалидов, посвященная Дню защиты детей, участие в новогодней программе для детей из многодетных семей совместно с организацией «Мама-86», праздник Святой Николай совместно с учащимися 5-А класса. Принимая участие в Республиканском конкурсе Юный S-мастер на лучшую поделку от фирмы «Сандорик» заняли первое призовое место и получили телевизор.
Таким образом, дети неуспешные в учебе, чувствовавшие себя изгоями; их родители, огорченные учебой детей, зачастую озлобленные на весь мир – видят результаты обучения в специальных условиях. Родители с удовольствием посещают школу, с готовностью откликаются на любую просьбу, помогают классу и школе.
Целью организации такой работы является социальная адаптация детей с особенными образовательными потребностями и развитие их творческих способностей, что является одним из принципов инклюзивного образования.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15