Рабочая программа по ФГОС Технология. Индустриальные технологии. 5 класс.
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
______________/Никитина Г.А./
Протокол №____ от
«____» _______________ 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________/Пивоварова Т.Г./
«____» _______________ 2016 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
_______________/ В.М.Неверов/
Приказ № ____ от
«___» ______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Технология. Индустриальные технологии»
(70 часов)
5 класс
Составитель: Черняков Леонид Иванович,
учитель технологии
1 квалификационной категории.
село Смоленское, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка. стр.3
1.1.Цели и задачи основного общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
2. Результаты освоения учебного предмета «Технология». стр. 6
3. Содержание учебного предмета стр. 10
4. Тематическое планирование . стр. 14
5. Календарно-тематическое планирование стр. 15
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса стр. 18
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология. Индустриальные технологии» для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897), программы Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2013 год. Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
1.1. Цели и задачи преподавания предмета.
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Задачами курса являются:
сформировать у учащихся необходимые в повседневной жизни базовые приемы ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин;
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
научить применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Материальная культура, в отличие от духовной, охватывает всю сферу человеческой деятельности и его развития. Это орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, пища и т. д. Материальная и духовная культура тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого бытия.
Технология формирует у учащихся осознанную потребность в сохранении своего здоровья путем организации здорового питания, обустройства удобного жилища и т. п.
К задачам учебного предмета «Технология» в системе общего образования относятся формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности полученные знания.
Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности декоративно-прикладного творчества, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Соответственно, независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Технология» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями:
потребности, предметы потребления, потребительная стоимость продукта труда, материальное изделие или нематериальная услуга, дизайн, проект, конструкция;
устройство, сборка, управление и обслуживание доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, машин, механизмов);
механизация труда и автоматизация производства; технологическая культура производства; научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда; технологическая дисциплина; этика общения;
информационные технологии в производстве и сфере услуг; перспективные технологии;
функциональные стоимостные характеристики предметов труда и технологий; себестоимость продукции; экономия сырья, энергии, труда; производительность труда;
экологические последствия производственной деятельности, безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов.
В процессе обучения технологии учащиеся овладеют:
навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными массовыми профессиями.
Основой учебной программы «Технология. Индустриальные технологии» являются разделы «Деревообработка», «Металлообработка», «Создание изделий из конструкционных материалов». Программа включает в себя также разделы «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные и творческие работы».
В зависимости от потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки конкретный учебный материал для включения в программу отбирался с учетом следующих положений:
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся;
распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений и художественного стиля;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой, доступной, безопасной практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов.
Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением элементов творческой проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года, не заменяя этим системное обучение.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение творческих работ.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.
1.3 Место предмета в учебном плане.
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология» в 5 классе отводит 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
2. Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов (50 часов).
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 часов)
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь»; Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов!
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (24 часа).
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам И технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление с образцами тонколистового металла И проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6 часов)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства (6 часов)
Тема 1.Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (4 часа)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухо да за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища (2 часа)
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения, в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходив семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных Приборов. Раз¬работка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел 3. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 часов)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
4. Тематическое планирование
№
количество часов
Наименование раздела, темы.
кол-во практических работ
1.
20
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.
13
2.
22
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.
14
3.
2
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов.
1
4.
6
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
2
5.
6
Технологии домашнего хозяйства.
2
6.
12
Технология исследовательской и опытнической деятельности.
-
7.
2
Резервные уроки
-
ВСЕГО
70
32
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Дата проведения
Тема урока
Примечание
Раздел 1. «Творческий проект» (2 ч)
1
О предмете «Технология» в 5 классе.
2
Творческий проект. Этапы выполнения проекта.
Раздел 2. «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов» (20 ч)
3
Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы.
4
Практическая работа №1. Распознавание древесины и древесных материалов.
5
Графическое изображение деталей и изделий.
6
Практическая работа №2. Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
7
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Практическая работа №3. Организация рабочего места для столярных работ.
8
Последовательность изготовления деталей из древесины. Практическая работа №4. Разработка последовательности изготовления детали из древесины.
9
Разметка заготовок из древесины.
10
Практическая работа №5. Разметка заготовок из древесины.
11
Пиление заготовок из древесины.
12
Практическая работа №6. Пиление заготовок из древесины.
13
Строгание заготовок из древесины
14
Практическая работа №7. Строгание заготовок из древесины.
15
Сверление отверстий в деталях из древесины.
16
Практическая работа №8. Сверление заготовок из древесины.
17
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.
18
Практическая работа №9. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей.
19
Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.
Практическая работа № 10. Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов).
20
Соединение деталей из древесины клеем.
Практическая работа №11.Соединение деталей из древесины с помощью клея.
21
Зачистка поверхностей деталей из древесины.
Практическая работа №12. Зачистка деталей из древесины.
22
Отделка изделий из древесины.
Практическая работа №13. Отделка изделий из древесины.
Раздел 3. «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч)
23
Выпиливание лобзиком.
24
Практическая работа №14. Выпиливание изделий из древесины лобзиком.
25
Практическая работа №14. Выпиливание изделий из древесины лобзиком.
26
Выжигание по дереву
27
Практическая работа №15. Отделка изделий из древесины выжиганием.
28
Практическая работа №15. Отделка изделий из древесины выжиганием.
Раздел 4. «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч)
«Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч)
29
Понятие о машине и механизме.
Практическая работа №16. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями.
30
Рабочее место для ручной обработки металлов. Практическая работа № 17. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков.
31
Тонколистовой металл и проволока.
Искусственные материалы.
32
Практическая работа №18. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс.
33
Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов
34
Практическая работа №19. Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки.
35
Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.
36
Практическая работа №20. Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
37
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Практическая работа №21. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
38
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки и
пластмассы.
Практическая работа№22. Разметка заготовок из металла и искусственных материалов.
39
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
40
Практическая работа № 23. Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
41
Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы.
42
Практическая работа № 24. Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и пластмассы.
43
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
44
Практическая работа №25. Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
45
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
46
Практическая работа №26. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
47
Устройство настольного сверлильного станка.
48
Практическая работа №27. Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке.
49
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
50
Практическая работа №28.Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
51
Практическая работа №28.Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
52
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки и пластмассы.
Практическая работа №29. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Раздел 5. «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
53
Интерьер жилого помещения
54
Интерьер жилого помещения
55
Эстетика и экология жилища
59
Практическая работа № 30. Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей (из древесины или металла).
57
Технология ухода за жилым помещением, одеждой, обувью.
58
Практическая работа №31. Изготовление полезных для дома вещей (из древесины или металла).
Раздел 6. «Технологии исследовательской и опытнической деятельность» (12 ч)
(2 ч темы вынесено на первый урок)
59
Выбор творческого проекта из «Банка объектов для творческих проектов» Обоснование темы проекта.
60
Выполнение эскизов деталей изделия. Составление технологической карты.
61
Изготовление деталей изделий.
62
Изготовление деталей изделий.
63
Изготовление деталей изделий.
64
Изготовление деталей изделий.
65
Сборка и отделка изделия.
66
Сборка и отделка изделия.
67
Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов.
68
Защита проекта.
Резервные уроки (2 ч)
69
Резервный урок. Презентация проекта.
70
Резервный урок. Презентация проекта.
Учебно-методическое обеспечение.
предмет
класс
кол-во часов
учебник
авторская программа
методический комплект
Технология
5
70
Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.
Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Технология. Индустриальные технологии:
5 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 144 с.
Материально-техническое, информационное обеспечение
образовательного процесса.
№ п/п
вид средства обучения
наименование средства обучения / учебного пособия
1
Печатные пособия
Стенды и плакаты по т/б
Таблицы:
Правила по технике безопасности при работе с ручным инструментом
Правила по технике безопасности при работе на станках
Породы древесины
Разновидности металлов и сплавов
Санитарно-гигиенические правила
Организация рабочего места
Раскрой ДВП, ДСП
Шиповые соединения
Заточка режущего инструмента
3
Компьютерные и коммуникативные средства
Компьютерные слайдовые презентации:
Диск с программой «Технология» В.Д.Симоненко
Интернет-рессурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4
Технические средства обучения
Компьютер
5
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам программы
6
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор ручных инструментов и приспособлений
7
Натуральные объекты
Коллекции пород древесины
Аптечка первой медицинской помощи
Набор заготовок из древесины
Макеты, шаблоны
8
Оборудование кабинета (мастерской)
Стулья ученические
Стол учительский
Стенды с выставкой ученических работ
Сверлильный станок
Слесарный верстак
Столярный верстак
Слесарный инструмент
Столярный инструмент
Электровыжигатель по дереву
Лобзик
13PAGE 15
13PAGE 141715
Заголовок 515