Урок по литературному чтению А.Барто Требуется друг

Литературное чтение, 4 класс
Тема урока: А. Барто «Требуется друг».
Урок - практикум
Цели:
уточнение понятия «интонация»;
обучение выразительному чтению сатирического стихотворения;
развитие творческих способностей;
формирование представлений о юморе и сатире в художественной литературе;
воспитание нравственных качеств, непринятия фальши, эгоизма
План урока
1.Положительный настрой
- Нас ждут открытия! Организация учебной деятельности
2. Актуализация знаний
Сегодня хочется начать урок с прочтения стихотворения А.Л. Барто «Докладчик»
Ваша задача: определить жанр: сатира или юмор?
Чтение стихотворения «Докладчик» учителем
- Каков характер смеха?
+ Смех недобрый, язвительный
- Это юмор или сатира?
+ Сатира
- Докажите
+ Отрицательный герой
- Почему вы так думаете?
+ Высмеивает недостатки
- Какие недостатки?
+ Лицемерие, двуличие, говорит одно, а делает другое
+ Слова расходятся с делом
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны юмора и сатиры
- Прочитайте стихотворение «Требуется друг». Определите жанр.
- Что это юмор или сатира? + Сатира
- Обоснуйте ответ
+ Смех недобрый
+ Настроение язвительное
+ Героиня отрицательная
+ Девочка нам не нравится
+ Нам не хотелось бы с ней дружить, так как она неправильно понимает дружбу
+ Хочет дружить ради выгоды
+ Корыстна
- А что такое дружба?
+ Взаимная симпатия, желание отдавать, а не получать
+ Дружба должна быть бескорыстна
- Откликнется кто-нибудь на это объявление? Почему? 3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, легко ли читать сатирическое стихотворение?
+ ...
- Как нужно читать сатирическое произведение? + Чтобы чтение разоблачало героя
+ Чтобы чувствовалось язвительное отношение к герою
стихотворения
- Чтение этого стихотворения сложно еще и оттого, что идет от первого лица. Такое чтение
· - саморазоблачение.
- Что такое «саморазоблачение»? Как вы понимаете слово?
- Сформулируйте учебную задачу
+ Научиться выстраивать интонацию и выразительно читать сатирическое стихотворение
- Вспомним компоненты интонации:
+ Тембр
+ Темп
+ Дикция
+ Мелодика речи
+ Логическая пауза
+ Психологическая пауза \ логическое ударение
4. Работа в группах
- Работая в группах, расставьте «партитурные знаки» и
подготовьтесь их прокомментировать
(Работа с целым стихотворением)
- Объяснение «партитуры» (по частям)
5. Физкультурная пауза
6. Первичное закрепление
- Прочитайте индивидуально стихотворение. Доработайте интонацию «жужжащим» чтением
7. Чтение показательное вслух (2 - 3 человека)
Была ли передана чтением сатирическая интонация?
У меня тоже есть свой вариант чтения этого стихотворения
8. Чтение учителя
9. Итог урока
- Каковы интонационные особенности сатирического стихотворения?
+ Надо читать так, чтобы через чтение был понятен смысл
+ Чтобы чувствовалась язвительная насмешка над героем
+ Чтобы стало понятно - такой друг нам не нужен
10. Рефлексия
Кому удалось прочитать так, что мы поняли замысел автора?
- Выполнили мы учебную задачу урока?
11. Домашнее задание
- Если вы успешно справились с учебной задачей, подготовьте выразительное чтение стихотворения «Докладчик», если нет, то поработайте над выразительным чтением стихотворения «Требуется друг».












Филимонова Снежана Эдуардовна,
учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Костромы