Урок по литературному чтению А.Барто Требуется друг 
Литературное чтение, 4 класс
Тема урока: А. Барто «Требуется друг».
Урок - практикум
Цели: 
уточнение понятия «интонация»;
обучение выразительному чтению сатирического стихотворения;
развитие творческих способностей;
формирование представлений о юморе и сатире в художественной литературе; 
воспитание нравственных качеств, непринятия фальши, эгоизма 
План урока
1.Положительный настрой
-	Нас ждут открытия!Организация учебной деятельности
2.	 Актуализация знаний
Сегодня хочется начать урок с прочтения стихотворенияА.Л. Барто «Докладчик»
Ваша задача: определить жанр: сатира или юмор?
Чтение стихотворения «Докладчик» учителем
-   Каков характер смеха?
+ Смех недобрый, язвительный
-   Это юмор или сатира?
+ Сатира
-  Докажите
+ Отрицательный герой 
-  Почему вы так думаете? 
+ Высмеивает недостатки
- Какие недостатки?
+ Лицемерие, двуличие, говорит одно, а делает другое 
+ Слова расходятся с делом
- Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны юмора и сатиры
- Прочитайте стихотворение «Требуется друг». Определите жанр.
- Что это юмор или сатира?  + Сатира
- Обоснуйте ответ 
+ Смех недобрый 
+ Настроение язвительное 
+ Героиня отрицательная 
+ Девочка нам не нравится 
+ Нам не хотелось бы с ней дружить, так как она неправильно понимает дружбу 
+ Хочет дружить ради выгоды 
+ Корыстна
-  А что такое дружба?
+ Взаимная симпатия, желание отдавать, а не получать 
+ Дружба должна быть бескорыстна
-	Откликнется кто-нибудь на это объявление? Почему?3. Постановка учебной задачи
-	Как вы думаете, легко ли читать сатирическоестихотворение?
+ ...
-	Как нужно читать сатирическое произведение?+ Чтобы чтение разоблачало героя
+ Чтобы чувствовалось язвительное отношение к герою
стихотворения
- Чтение этого стихотворения сложно еще и оттого, что идет от первого лица. Такое чтение
· - саморазоблачение.
- Что такое «саморазоблачение»? Как вы понимаете слово?
-  Сформулируйте учебную задачу
+ Научиться выстраивать интонацию и выразительно читать сатирическое стихотворение
- Вспомним компоненты интонации: 
+ Тембр 
+ Темп 
+ Дикция
+ Мелодика речи 
+ Логическая пауза
+ Психологическая пауза \ логическое ударение
4. Работа в группах
- Работая в группах, расставьте «партитурные знаки» и
подготовьтесь их прокомментировать 
(Работа с целым стихотворением)
- Объяснение «партитуры» (по частям)
5. Физкультурная пауза
6.	Первичное закрепление
-	Прочитайте индивидуально стихотворение. Доработайтеинтонацию «жужжащим» чтением
7.	Чтение показательное вслух (2 - 3 человека)
Была ли передана чтением сатирическая интонация?
У меня тоже есть свой вариант чтения этого стихотворения
8.	Чтение учителя
9. Итог урока
-	Каковы интонационные особенности сатирическогостихотворения?
+ Надо читать так, чтобы через чтение был понятен смысл 
+ Чтобы чувствовалась язвительная насмешка над героем 
+ Чтобы стало понятно - такой друг нам не нужен
10. Рефлексия
Кому удалось прочитать так, что мы поняли замысел автора?
-	Выполнили мы учебную задачу урока?
11. Домашнее задание
-	Если вы успешно справились с учебной задачей,подготовьте выразительное чтение стихотворения«Докладчик», если нет, то поработайте над выразительнымчтением стихотворения «Требуется друг».
Филимонова Снежана Эдуардовна,
учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Костромы