Методическая разработка на тему ««Шоковая терапия» — ошибка или единственный выход?»
Аннотация: Технология «дебатов» является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию. Обобщая тему урока: «Российская экономика на пути к рынку», в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?». Обсуждение происходит по следующим вопросам: экономика, политика, криминализация, социальная политика, альтернативы экономического развития. Данная разработка поможет учителям истории проводить не традиционные уроки.
(
«Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Учитель истории и
социально-политических дисциплин
Власенко Людмила Валерьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Учитель истории и социально-политических дисциплин
Власенко Людмила Валерьевна
Аннотация.
Последнее десятилетие прошлого века оказалось тяжелым в истории нашей страны и в первую очередь ее экономики. Материальные потери, которые понесла она в ходе шоковой терапии, сопоставимы, пожалуй, лишь с ущербом от Первой мировой войны и распадом Российской империи или от нашествия фашистской Германии на Советский Союз. Не случайно наследие 90-х годов остается в центре общественных дискуссий. Некоторыми авторами и сегодня используется для оправдания беспрецедентного в мирное время обвала экономики и падения уровня жизни людей в 90-е годы, мотивируется ошибочностью горбачевской политики перестройки, с тем, чтобы попытаться переложить вину «с больной головы на здоровую».
Это диктует необходимость вернуться к анализу шоковой терапии - того, что ей предшествовало, как она проводилась и к чему привела.
Необходимость внедрения инновационных образовательных технологий продиктована современным состоянием системы образования и появлением в педагогической среде новых возможностей и средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
На основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и учащихся. Технология «дебатов» является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию. Обобщая тему урока: «Российская экономика на пути к рынку», в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?». Обсуждение происходит по следующим вопросам: экономика, политика, криминализация, социальная политика, альтернативы экономического развития. Данная разработка поможет учителям истории проводить не традиционные уроки.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
Учитель истории и социально-политических дисциплин
Власенко Людмила Валерьевна
Введение
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. «Дебаты» можно рассматривать как образовательную технологию, направленную на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков. В процессе модернизации образования необходимо реализация ряда условий, базовыми из которых являются: расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности, в которых учащиеся могут принять участие как индивидуально, так и коллективно. Особую привлекательность «дебатам» придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.
При обобщении темы «Российская экономика на пути к рынку», в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?».
Цель урока состоит в том, чтобы закрепить полученные знания о социально-экономических преобразованиях в России в 1990-е годы.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Формы:
Сочетание практической и лабораторной работ в группах, презентации, сообщения, информационные ролики.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный.
Средства: Учебник А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.Ф.Филиппова История России 1945-2008, М.»Просвещение» 2008, рабочий материал для работы в группах; видеозапись телепередачи; ресурсы Сети, библиотека, выставка периодических изданий.
Место проведения: школьная библиотека.
Оборудование:
Презентация на электронном носителе, которая содержит базовую информацию по теме урока.
Компьютер
Проектор
Ожидаемый результат
1.Учащиеся должны знать: причины проведения социально-экономических реформ в России в 1990-х годах.
- основное содержание данных реформ.
- последствия проведения социально-экономических реформ для дальнейшего развития России.
2.Учащиеся должны уметь:
- отбирать необходимый материал для подготовки к дебатам;
-способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.;
- анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;
-прогнозировать варианты развития исторических событий;
-учащиеся должны уметь аргументировано защищать свою позицию, оппонировать собеседнику;
- правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
- работать в команде;
- учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
-находить противоречия в рассуждениях.
3.Разработа кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов. Кейс – совокупность материалов, раскрывающих позицию команды, участвующей в дебатах. Структура кейса:
Тезис - основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов. Обоснование его актуальности. Определение понятий, поясняющих содержание тезиса.
Критерий - суждение, связывающее тезис и аргументы, задает «коридор», по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает цель, на которую команда обращает тезис.
Аргументы - общие положения, приводимые для доказательства или опровержения тезиса.
Доказательства - совокупность логических приемов обоснования аргумента. Поддержки - свидетельства, подкрепляющие аргумент
(статистика, мнения специалистов, выдержки из документов и др.).
Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:
- Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
- Подбор, изучение и анализ основной литературы.
- Распределение ролей.
- Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
Сначала учитель знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов. Следующим этапом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Затем распределяются роли, и ход игры.
Основная часть
Предварительная подготовка: класс делится на 2 рабочие группы.
Основные позиции в дебатах:
Спикер - непосредственный участник дебатов, член команды. Как правило, в команде по 4 спикера.
У 1- первый спикер, У 2-второй спикер, У 3-третий спикер, У-4-четвертый спикер.
Спикеры отрицающей команды:
О 1- первый спикер, О 2 - второй спикер, О 3-третий спикер, О -4-четвертый спикер.
Судья – лицо, оценивающее выступления спикеров в дебатах, их умение задавать и отвечать на вопросы. Оценивание строится по системе трех «С».
Тайм-кипер («хранитель времени») – лицо, следящее за соблюдением регламента. За 1 и 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и судьям. Ведет учет времени при тайм-аутах.
Ведущий (учитель) - лицо, открывающее и закрывающее дебаты. Может вести игру, поочередно предоставляя слово ее участникам.
Порядок выступлений спикеров
Команда Время Функции спикеров.
У-1 5 Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса
О-3 2 Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1
О-1 5 Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)
У-3 2 Задают вопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1
У-2 4 Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса
О-1 2 Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию
О-2 4 Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса
У-1 2 Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию
У-3 4 Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса
О-2 2 Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения
О-3 4 Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса
У-2 2 Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию
У-4 4 Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме
О-4 4 Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме
Время выступлений спикеров и раундов вопросов-ответов может задаваться произвольно.
Спикеры обычно выступают 5-6 минут.
Раунд вопросов-ответов длится 3-4 минуты. Неиспользование
отведенного времени «карается» судьей также строго, как и его перебор.
Допустимые отклонения во времени – менее 0,5 минуты.
Каждая команда имеет право на тайм-аут для подготовки к
выступлениям и перекрестным вопросам.
Общее время тайм-аута – 6-8 минут. Его можно брать частями, но не
более 2 минут сразу.
Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и
представлять информацию. Для этого необходимо встать с места,
поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация".
Выступающий и председательствующий могут в любой момент
остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.
Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих
спикеров. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу – еще
одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы
зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами
в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным,
конкретным, достаточно обоснованным.
Протокол экспертаЭксперт (фамилия, имя)
Тема дебатов. «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?»
Дата Спикер Содержательность Структурированность Общая культура Всего.
У -1 У-2 У -3 У -4 О -1 О -2 О -3 О -4 Лучший спикер:
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью. Для обсуждения «дебатов» предложены следующие задания и вопросы: Оцените активность каждого из участников дебатов.
Чьи выступления вам понравились? Почему?
Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
Достигнута ли главная цель дебатов?
Как показывает мой опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
Заключение
Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология «дебатов». Как образовательная технология «дебаты» позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.
Проведение уроков по технологии «дебаты», позволяет учителю и учащимся совместно решать поставленные задачи. Задумываясь о историческом прошлом, учащиеся предполагают уроки на будущее. В результате таких уроков все учащиеся становятся успешными.
Данная разработка учебного занятия была представлена на заседании МО учителей истории МБОУ «Федоровская СОШ.№5», протокол №5 от 6.04.2012 г.
Список литературы
1.Л.Н. Вахрушева, канд. пед. наук, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров 2.С.В. Савинова,канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров
3.Логинова А.Н. Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов depedu.yar.ru›exp/predprofil/materl/disk_…
4.О.Л.Петренко, О.В. Польдяева Дебаты на уроках
mioo.edu.ru›kaf…2011-11-07…tehnologiya-qdebatyq-i…5.Н.Е.Петрова. Использование практических занятий со студентами образовательной технологии «Дебаты» , учебно-методическое пособие Самара -2002г.