Как построить взаимоотношения ученика и учителя физической культуры в рамках современных требований к образовательному процессу


Как построить взаимоотношения ученика и учителя физической культуры
в рамках современных требований к образовательному процессу.
Современное преподавание физической культуры в школе решает не только традиционные задачи (образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные), к ним присоединились требования нового подхода в принципе к обучению. В числе задач перед нами выдвигается требование приобретения учениками необходимых знаний в области физкультуры и спорта, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привить любовь к физкультуре и в итоге прийти к тому, чтобы занятия упражнениями, подвижными и спортивными играми стали любимым занятием на отдыхе. Прежде всего, следует отметить, что в школе дети обучаются в том возрасте, когда происходит основное морфофункциональное развитие всего организма. Именно в этот период целесообразней всего формировать потребность в постоянном физическом развитии и самосовершенствовании.
В программах основного общего и полного общего образования, среди прочих, представлены разделы, предъявляющие требования к умениям знаниям о физкультурно-оздоровительной деятельности, о физическом совершенствовании с оздоровительной направленностью, о способах физкультурно-оздоровительной деятельности. Даже на первое восприятие названий разделов, трудно усомниться в том, что содержание программы уделяет достаточное внимание укреплению и сохранению здоровья. В содержании разделов оптимально представлены все необходимые знания о правилах личной гигиены, особенностей развития организма человека, факторы, влияющие на здоровье, представлены двигательные умения и навыки, которыми предстоит овладеть.
Важно, насколько вдумчиво и грамотно педагог распорядиться на уроке тем материалом, который он должен донести до ученика. Насколько убедителен он будет в диалоге с учеником о том, как важно овладеть тем или иным двигательным действием, докажет как актуально это может быть в повседневной жизни. Очень важно, дать понять воспитаннику, что учитель искренне заинтересован в успешном результате их совместной работы. Педагогу предстоит сформировать и развивать у ребенка личные мотивы занятия физическим самосовершенствованием. Учить его ставить перед собой задачи, планировать свою самостоятельную деятельность, контролировать и анализировать её. Формируя у ребёнка навыки самоконтроля, а на его основе и самооценку, тем самым учитель повышает успешность ребёнка в овладении двигательными действиями. Ученик становиться на уроке настоящим субъектом учебной деятельности.
В рамках традиционной организации физического воспитания очень затруднена реализация индивидуального подхода, который в данном случае необходим, поскольку речь идет о здоровье ребёнка. Недостатком можно считать то, что традиционная организация физического воспитания не даёт ребёнку выбрать вид двигательной активности. Он должен в равной мере заниматься на уроке со всем классом, порой тем, что ему совсем не интересно. Отсутствие выбора снижает мотивацию к занятиям. И здесь возникает проблема: невозможность разрешить противоречие между единообразием содержания образования в области физической культуры и классной формой организации учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальных интересов и потребностей учащихся, с другой. Решению этой проблемы есть альтернатива – организация школьных спортивных секций. Вести занятия в них могут и приглашенные специалисты из ДЮСШ или спортивных обществ города. Если руководить работой этой секции будет педагог, работающий в школе, то от этого только выиграют и учитель и ученик. Ведь опыт совместной работы у них уже есть. Педагог получит возможность оптимально выстроить тренировочный процесс с учетом знаний о состоянии здоровья ученика, его функциональных и физических возможностей. В свою очередь, ребёнок сможет более полно и быстрей раскрыться, доверившись наставнику, с которым он общается на уроках. Вместе они быстро выявят факторы и причины трудностей, которые могут возникнуть при достижении совместно поставленной цели. Наставник должен создать условия, в которых школьник сам проанализирует свои действия, сам оценит как способ действий, так и результат, помочь ученику увидеть изменения в нём самом и в том, что происходит вокруг.
Количество учебных часов в образовательной области «Физическая культура» доведено до трёх в неделю, проводится мониторинг с целью оценки состояния физической подготовленности школьников, намечено создание многоуровневой структуры всероссийских и региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для учащейся молодёжи. Всё это делается с единой благой целью: воспитать здоровое, в самом полном смысле этого слова, подрастающее поколение. Но реализовать это можно будет при условии, что в школе будет работать грамотный учитель, вооружённый знаниями современных технологий преподавания своего предмета, знаниями возрастных особенностей не только физического развития с учётом половых особенностей детей, но и особенностей возрастной психологии, мотивации потребностей, в вопросах интеллектуального и межличностного взаимодействия учителя и ученика. Неизменным залогом успешной работы педагога, навсегда останется искренняя любовь к своим воспитанникам и преданность своему делу.
Учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 66 г. Иркутска
Петренко О.А.