Рабочая учебная программа по МХК 10-11 класс
Пояснительная записка
Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития. Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно- образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.
В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география, краеведение, граждановедение и т.п.).
Программа охватывает широкий спектр явлений мировой художественной культуры. Одна из ведущих идей данного курса, его принципиальное отличие от других заключается в том, чтобы через творчество одного художника, может быть, даже через одно произведение искусства, показать социокультурные доминанты эпохи, основные художественные идеи, воссоздать е неповторимый образ. Эго позволит сформировать у учащихся представление о культуре и цивилизации во всем их многообразии, понять межкультурные связи, объединяющие, а не разъединяющие человечество, научит их лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире современной художественной культуры.
Важным является раздел программы, посвященный художественной культуре XX в. Как показывает опыт, именно этот период, в особенности вторая половина XX в., наиболее слабо разработан в плане преподавания художественной культуры в школе. Эго обусловлено рядом причин, в частности сложностью языка современного искусства. Но, тем не менее, именно она составляет тот мир, в котором взрослеет и приобретает жизненные ориентиры и ценности подрастающее поколение. Поэтому в этом разделе представлены произведения современного и постмодернистского искусства.
Изучение различных этапов в художественном развитии человечества, постижение художественного опыта помогают развитию у школьников творческих способностей, формированию гуманистических установок и высоких нравственных ориентиров.
Рабочая программа по МХК для 10-11 кл. создана на основе следующих документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Программа по МХК для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.\ Авторы – составители: Данилова Г.И. 5-9, 10-11 классы.М. Дрофа. 2008г.
Цели и задачи рабочей программы:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширениякругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Основное содержание программы.
Раздел I.Введение.
Культурология как наука. Общее понятие культуры. Научные представления о феномене художественной культуры. Художественная культура и система искусств. Роль языка разных искусств в передаче культурного наследия от поколения к поколению. Единство и многообразие художественной культуры. Ее динамика, историко-социальные, национальные и природно-географические факторы развития. Нормы и ценности личностей, этносов, наций, обществ и государств и их роль в возникновении и развитии искусства и художественной культуры.
Типология художественной культуры, преемственность в ее развитии. Взаимодействие разных типов художественных культур: традиционных восточных, евразийских и европейских.
Основные категории анализа художественной культуры. Понятия «художественная картина мира и «художественный стиль эпохи; их роль в периодизации исторического развития художественной культуры.
Понятие художественного образа. Самоценность искусства. Представление о художественной реальности. Основные научные направления культурологических и искусствоведческих школ.
Роль религиозного мироощущения в рождении и развитии художественной культуры.
Общие закономерности и социально-культурные доминанты развития художественной культуры в каждую эпоху.
Раздел II. Художественная культура древнего мира: основные черты
Космически-природная картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифологические представления. Единство мира человека и мира природы. Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах. Первобытный синкретизм искусств.
ТЕМА № 1: Древний Египет – страна сфинксов и пирамид.
Открытие древнеегипетской цивилизации учёными XIX в.. Загадка иероглифов. Зооморфные божества – покровители древних египтян. Пирамиды – памятники бессмертию фараонов. Сфинкс как символ вечности в искусстве. Чудо красоты – Нефертити. Попытка Эхнатона (Аменхотепа IV) ввести единобожие. Открытие сокровищ гробницы Тутанхамона. Эстетический канон древнеегипетского искусства, его религиозные основы и символика.
ТЕМА № 2: Великое наследие эллинской цивилизации. Духовные и художественные открытия искусства античности.
Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Лабиринт и Минотавр - миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве. Куросы и Коры - «улыбки архаики».
Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции. Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме «Илиада». Странствия Одиссея - фантазия и мечты о неизведанном.
Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.
Дионис и греческая трагедия. Человек против рока («Прикованный Прометей» Эсхила, «Антигона» Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Синтез искусств в театре.
Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили - ордера. Гармония греческого храма - божество, природа, человек (афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон). Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.
Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер. Воспитательная роль музыки.
Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуры.
ТЕМА № 3: Культура Древнего Рима.
Загадка культуры этрусков. Греки и Рим. Преемственность и новаторство римской античности. Проблема человека в древнеримской культуре. Искусство этого периода и его особенности. Свобода и культура. Основные памятники древнеримской архитектуры (триумфальные арки, Колизей, Пантеон), скульптуры («Капитолийская волчица», Статуя Октавиана Августа, конная статуя Марка Аврелия скульптурные портреты - реализм в изображении конкретного человека) и живописи (помпейские росписи). Архетипы античной культуры в мировой культуре. Значение римской античности.
Раздел III. Художественная культура стран Востока.
Современные представления о восточных культурах. Образ Востока в европейском искусстве. Европоцентризм и востокоцентризм.
Художественная культура Индии, Китая и Японии. Образы индуизма и буддизма в художественной культуре.
ТЕМА № 1: Открытие Индии.
Культура и искусство Индии: вчера и сегодня. Единство в многообразии - парадигмы индийской культуры. Цивилизации долины Инда. Древние арии и священная поэзия Вед. Герои «Махабхараты» и «Рамаяны» - идеал древних и современных индийцев. «Правда - добро – красота» - магическая формула индийской культуры. Индийские храмы - «каменные цветы» Южной Индии. Тадж-Махал - великий памятник любви и красоты.
Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль индуизма и буддизма в художественной культуре Индии.
Древнеиндийская музыка: связь пения, инструментальной музыки и танцев. Язык индийского танца. Народные драмы-мистерии. Особенности лада, мелодики, ритма народной музыки, их взаимосвязь с религиозным мировоззрением и бытовыми традициями.
ТЕМА № 2: Художественная культура Китая: по пути Дао.
Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. «Книга перемен» как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись. Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней.
Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. «Книга песен». Китайские народные музыкальные инструменты.
ТЕМА № 3: Художественная культура Японии.
Синтоизм и ·искусство Древней Японии. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.
Влияние японской художественной культуры на искусство и литературу Запада.
Раздел IV: Культура средневековья.
ТЕМА № 1: Культура Византии и Западной Европы в раннее средневековье.
Возникновение христианства и судьбы художественной культуры. Новое понимание смысла жизни и становление новой художественной картины мира. Роль Библии в развитии художественной культуры.
ТЕМА № 2: Византия: место встречи Востока Запада.
Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика образа, света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй монументальной живописи в Византии (мозаики в церкви Сан Витале в Равенне).
Синтез искусств в православном храме. Развитие гимнографии как особого рода религиозных песнопений. Роль Иоанна Дамаскина в становлении средневековой теории музыки. Идея ангелоподобного пения.
ТЕМА № 3:Художественная культура европейского средневековья.
Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Формирование художественного канона в храмовом искусстве. Романский стиль, его связь с римской базиликой. Архитектурные черты и особенности построек романского стиля.
Народная музыка европейского средневековья. Странствующие музыканты (ваганты, менестрели, трубадуры). Профессиональная музыка в храме: григорианский хорал, гимны, псалмодия. Месса, её духовный смысл. Становление многоголосия. Разные формы нотации. Романский стиль в профессиональной музыке. Средневековые образы в музыке XIX-XX вв. (Д.Верди, Р.Вагнер, к.Орф)
ТЕМА № 4:Расцвет средневековой художественной культуры.
Средневековая культура мира и место в ней человека. Ведущая роль архитектуры в художественной культуре средневековья. Образ средневекового храма. Эволюция архитектурных стилей: от романского стиля к готике. Образ мира и готический храм. Характерные особенности готической архитектуры. Скульптурное убранство храма (Шартрский собор и его статуи). Собор Парижской Богоматери. Химеры Нотр-Дама и их аллегорический смысл. Виктор Гюго и собор Парижской Богоматери.
Роль собора в жизни средневекового города. Многоцветность витража и праздничность внутренней отделки (витражи Шартрского и Кентерберийского соборов, собора святого Витта в Праге). Евангельские образы как идеал готической скульптуры (Мария и Христос-странник Реймского собора).
Религиозное и светское искусство средневековья. Книжная миниатюра как отражение религиозной и светской жизни. Народная смеховая культура. Формирование светской литературы и дальнейшее развитие религиозной литературы. Героический эпос как выражение идеалов рыцаре («Песнь о Роланде»).
Куртуазная любовь и ее отражение в поэзии и литературе.
Карнавал и мистерия - синтетические формы средневекового театрального действа.
РазделV: Художественная культура эпохи Возрождения .
Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения. Античность и Возрождение. Человек - мера всех вещей. Предшественники Возрождения. Данте, Петрарка, Боккаччо. Периодизация культуры: Проторенессанс, ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Джотто как выразитель нового ощущения человеческого достоинства. Фрески Джотто в Падуе и Флоренции. Особенности гуманизма в искусстве эпохи Возрождения. Становление светских жанров.
ТЕМА № 1: Возрождение в Италии.
Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции (Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи. Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (С. Боттичелли). Становление принципов гуманизма в философии и литературе (П. делла Мирандола).
Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан. Универсальность гения Леонардо да Винчи (шедевры живописи: «Тайная вечеря», «Мадонна в гроте», «Мона Лиза»). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.
Идеал красоты в живописи Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Фрески Рафаэля в Ватикане. Афинская школа как воплощение ренессансных представлений об античности.
Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. «Давид» воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи (гробница Л. Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл «Сотворения Адама». Завершение строительства собора святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры Возрождения в работах Микеланджело.
Соотношение архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства в культуре Ренессанса.
Развитие региональных школ и стилей. Своеобразие Возрождения в Венеции и его связь с последующим развитием европейской живописи. Романтическая живописность венецианской архитектуры. Венецианская школа живописи: П. Веронезе, Б. Джорджоне, Я. Тинторетто.
Музыка итальянского Возрождения: народные истоки, жанровое многообразие (баркарола, баллада, мадригал). Многоголосная профессиональная музыка. Господство строгого стиля. Полифонический жанр мессы. Творчество Дж. Палестрины. Рождение оперы.
ТЕМА №2: Северное Возрождение.
Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. «Пламенеющая готика» Гер мании (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные Фантазии И. Босха. Народный колорит П. Брейгеля старшего.
Развитие театра и его особая роль в культуре Англии. Предшественники Шекспира (К. Марло и Б. Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У. Шекспира. Человек перед лицом бытия - трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории - хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы - комедии Шекспира.
Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство Эль Греко.
Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество О. Лассо.
Раздел VI: Западноевропейская культура XVII-XVIII вв.
Новые стили в искусстве: барокко, рококо, классицизм. Художественная культура эпохи Просвещения. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни. Развитие эстетической мысли.
ТЕМА №1 Барокко.
Многоохватность видения мира в искусстве барокко: соотношение средневековых и возрожденческих традиций. Драматизм мироощущения. Повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства в барочной архитектуре. Шедевры итальянского барокко (собор и площадь святого Петра в Рим скульптура Л.Бернини). «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. Барок в искусстве Флоренции .
Барокко в северных странах Европы. П. Рубен Ван Дейк. Творчество Рембрандта и реализм. Его роль в мировой художественной культуре.
Музыка в художественной культуре барокко Стремление к воплощению внутреннего мира человека. Тенденции синтеза искусств.
Интенсивное развитие инструментальных жанров. Расцвет итальянской скрипичной музыки. А. Вивальди.
ТЕМА № 2: Классицизм.
Абсолютизм и развитие нормативных эстетических воззрений: преобладание общественных начал над личными, долга над чувством; канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов.
Франция - родина классицизма. Эстетическая программа классицизма в творчестве Н. Буало. Теория жанров.
Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
Н. Пуссен - основоположник классицизма в живописи.
Музыкальное искусство классицизма. Ж. Люлли - создатель французской оперы. Оперная реформа К. Глюка.
ТЕМА № 3: Художественная культура эпохи Возрождения.
Значение творчества энциклопедистов д.ля художественной культуры. Новое понимание отношения «человек и природа». Вольтер и Ж. Ж. Руссо. Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм.
Творчество художников А. Ватто, Ф. Буше, Т. Гейнсборо.
Творчество И. Гете и Ф. Шиллера (веймарская школа в литературе).
Симфоническое и фортепианное наследие Л. ван Бетховена. Классицистские и романтические тенденции, героика в его музыке.
Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры
Раздел VII: Вершины художественной культуры XIX России.
Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления. Западники, славянофилы философы Серебряного века об источниках русской самобытности. Проблема «русской европейскости» и евразийства. Взаимодействие художественного и духовного в русском искусстве доминанты художественной культуры. Идеалы Соборности, Истины, Любви и Красоты в искусстве России, их место в системе общечеловеческих ценностей.
ТЕМА №1:Истоки древнерусской культуры
Восточные славяне, их нравы, традиции, обряды. Художественная культура языческой Руси. Русь и Византия. Значение принятия христианств для формирования эстетического идеала и художественного канона Древней Руси. Семантика право славного храма, синтез искусств в храме. Русская иконопись и ее особенности. Своеобразие русского деревянного и каменного зодчества (Софийскийи Успенский соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Дмитриевский и Успенский соборы древнего Владимира, Боголюбово и храм Покрова на Нерли).
Музыка в православном храмовом действе. Учение об ангелоподобном пении и его влияние на развитие древнерусского знаменного распева. Взаимодействие слова и звука в хоровом знаменном одноголосии.
ТЕМА № 2: Становление древнерусской культуры.
От Киевской Руси к Московской. Развитие школ архитектуры и живописи в Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале. Роль Новгорода в создании самобытных традиций русской художественной культуры. Развитие летописания, распространение грамотности, деловой и книжной письменности. Берестяные грамоты Новгорода. Новгородское зодчество.
Расцвет самобытности в русской иконописи. Иконы северного письма. Творчество Ф. Грека. Искусство колокольного звона.
ТЕМА № 3: От Руси к России: искусство Предвозрождения.
Формирование единой художественной культуры. Подъем Московского княжества, формирование идеи «Москва - третий Рим». Русское Предвозрождение в зодчестве, иконописи, музыке и литературе. Усиление гуманистического начала.
Житийная литература Древней Руси. Осмысление Бога и человека в литературе. «Житие Сергия Радонежского. Епифания Премудрого («плетение словес»).
Вершины русской национальной школы иконописи (А. Рублев, Дионисий с сыновьями).
Московский Кремль - великий памятник нашего Отечества.
Развитие образования. Первые печатные книги. Расцвет храмового певческого искусства. Явление многораспевности. Рождение кантилены. Творчество братьев В. и С. Роговых и Ф. Христианина.
ТЕМА №4:Искусство «бунташноro века».
Особенности культурной ситуации XVII в. Борьба между церковной и светской властью. Церковные реформы Никона и раскол. Рождение художественной культуры «переходного периода».
Барокко в зодчестве «восьмерик на четверике». Рождение русского барочного стихосложения. Творчество С. Полоцкого. Многообразные школы иконописи; творчество мастеров оружейной палаты. Теоретические идеи С. Ушакова, усиление светского начала в его иконописи. Рождение парсуны
ТЕМА №5: Век Просвещения.
Петровские реформы и их значение для становления «русской европейскости» в художественной культуре. Просвещение и русское искусство. Развитие новых светских жанров во всех видах искусства. Освоение классицизма, его трактовка в русском искусстве.
Развитие архитектуры от барокко (Б. Растрелли к классицизму (в. Баженов, М. Казаков, Д. Кваренги, К. Росси, И. Старов). Петербург как памятник новой русской художественной культуры. Садово-парковое искусство.
ТЕМА №6: Расцвет русской художественной культуры в XIX в.
Эволюция стилей в русской художественной культуре XIX в. Нравственно-философские искания, формирование различных направлений в исторической науке, философской мысли, литературной критике. Роль слова в русской культуре, развитие русского литературного языка. Диалог классицизма и романтизма в поэзии (в. Жуковский, А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов).
Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А. Островский и русский театр.
Рождение критического реализма. Творчество Н. Гоголя.
Становление русской музыкальной классики. М. Глинка - родоначальник классической национальной оперы. Искание «музыкальной правды» в творчестве А. Даргомыжского.
Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К. Брюллов, о. Кипренский). Критика несправедливости общественного устройства в творчестве Д. Федотова, В. Перова, художников-передвижников, И. Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И. Репина и др. Осмысление русской истории в искусстве и литературе.
Возникновение славянофильства. Борьба правлений в художественной критике. Жизнь и творчество В. Белинского. Расцвет русского романа. Творчество И. Тургенева. Нравственные искания и философское осмысление действительности (Ф. Достоевский, Л. Толстой). «Горький смех М. Сaлтыкова-Щедрина. Лиризм и психологи в творчестве А. Чехова.
Творчество композиторов «Могучей кучки» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков). Гений П. Чайковского. Оперы «Евгсний Онегин» и «Пиковая дама». Симфоническое творчество. Балеты.
Раздел VIII: Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре ХIХ – начала ХХ века.
ТЕМА № 1: Введение.
Путь развития мировой художественной культуры. Отголоски теорий позапрошлого столетия в последующей мировой истории. Знаковые особенности европейской культуры, её ценности, нашедшие отражение в творчестве русских мастеров.
ТЕМА № 2: Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.
Возникновение «классического импрессионизма», его истоки. К.Писсаро, К.Моне – мастера пейзажа. Творчество О.Ренуара – мир чистых, радостных красок, где человек – часть природы. Женские портреты в творчестве художника.
К. Дебюсси – яркий выразитель импрессионизма в музыке. Цикл из 24 прелюдий, симфонические картины «Ноктюрны». М.Равель. Новаторство композитора. Произведения «Игра воды», «Ночной Гаспар», «Болеро».
ТЕМА № 3: Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.
Глубочайший пессимизм экспрессионизма, своеобразие позиции мастеров европейского экспрессионизма. Э.Мунк, Э.Кирхнер, О.Кокошка, О.Дикс. разрушение традиционных представлений о красоте, стремление к обострённому самовыражению – важнейшая черта художников-экспрессионистов.
Экспрессионизм в литературе. Г.Тракль, Г.Кайзер. Фантасмагория зла в поэзии экспрессионистов
Бунт против абсурдности мира, иррациональные состояния души – в музыкальном искусстве. А.Шёнберг, Альбан Берг.
ТЕМА № 4: Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца ХIХ – начала ХХ века.
Глобальные изменения в миропонимании европейского общества на рубеже веков. Реализм, натурализм в литературе. Э.Золя, А.Франс, Р.Роллан, Р.Киплинг.
Становление новой художественной образности. «Декадентство».
Ш.Бодлер – автор поэтического сборника «Цветы зла». Символизм как первое из декадентских течений. П.Верлен, А.Рембо, С.Милларме.
Тотальное отрицание и неверие в творчестве Э.Верхарна. Морис Метерлинк. Своеобразие драматургических произведений.
Постимпрессионизм как предтеча модернизма в живописи. П.Сезанн, В.Гог, П.Гоген, А.Тулуз-Лотрек.
Фовизм как течение во французской живописи. А.Матисс, А.Модильяни.
Кубизм. Отход от традиционных форм искусства, отказ от «условностей оптического реализма». П.Пикассо, Ж. Брак.
Абстракционизм как крайнее течение модернизма. П.Мондриян – яркий представитель абстракционизма.
Сюрреализм. Источник искусства – подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума. Теоретик сюрреализма - А.Бретон. Открытия З.Фрейда.
Подсознательное, иррациональный смысл в сюрреалистической живописи. С.Дали. Своеобразие творчества.
ТЕМА № 5: Художественная культура России пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.
Участие искусства в социальных и культурных борениях. Изобразительное искусство – проводник политических идей и нравственных установок. В.Перов. «Товарищество передвижных выставок». И.Крамской, Н.Ге. В.Маковский, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Поленов, И.Репин, В.Суриков.
Архитектура как воплощение культурных веяний пореформенного периода. К.Тон.
Искусство скульптуры. А.Опекушин, М.Антокольский.
Особая роль кружка «Могучая кучка» в музыкальной культуре пореформенного периода. Претворение в музыке образа народа, его истории, его нравственных идеалов и духовных установок. В. Стасов, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский.
ТЕМА № 6: Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.
Серебряный век – период противоречий, многочисленных художественных течений, творческих школ, нетрадиционных стилей.
Символизм – самое яркое явление художественной культуры «серебряного века».
Символизм в живописи. М.Врубель, В.Борисов-Мусатов.
Символистский театр. Творчество В.Мейерхольда.
Символизм в музыке. творчество А.Скрябина.
Воплощение различных состояний человеческого духа – главное в музыке композитора.
ТЕМА № 7: Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.
Авангард – собирательное понятие самых «левых» экспериментальных творческих направлений в искусстве «серебряного века».
Общее в авангардных течениях, проблемы преемственности. Художественные объединения «Ослиный хвост», «Бубновый валет». Пример «русского кубизма» - творчество П.Кончаловского.
Н.Гончарова, П.Филонов, В.Кандинский, К.Малевич. Абстракционизм как воплощение идеи беспредметности.
ТЕМА № 8: В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.
Второе дыхание романтизма. Неоклассицизм в поэзии. Содружество «Цех поэтов». О.Мандельштам, Н.Гумилёв – яркие представители акмеизма.
Неоклассицизм, модерн – как результат поисков нетрадиционных конструктивных решений в архитектуре. Ф.Шехтель.
Художественное объединение «Мир искусства». В.Серов, А.Бенуа, Н.К.Рерих, Борис Кустодиев, И.Ф.Стравинский, И.И.Левитан, К.Коровин, М.Нестеров.
Творчество Сергея Рахманинова – вершина русской художественной культуры «серебряного века». Религиозно – философские проблемы в творчестве композитора.
ТЕМА № 9: Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 годов.
Понимание истории как неустанной классовой борьбы во имя конечной цели – установления власти народа. Рождение «пролетарской культуры». Основные группировки в изобразительном искусстве.
Художники – «ахровцы» - Г.Ряжский, Исаак Бродский.
Общество станковистов. А. Дейнека, К.Петров-Водкин, М.Сарьян.
Всплеск новаторства в архитектуре.
Конструктивизм как направление в советском искусстве 1820х. А.Щусев, В. Татлин.
Развитие кинематографа. Фильм С.Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин».Национализация театров.
Изменения в развитии живописи и скульптуры, связанные с официальной идеологией. В.Мухина, С.Герасимов.
Конструктивизм и традиционализм – основные направления в архитектуре 30 годов.
Утверждение социалистического реализма в киноискусстве.
ТЕМА № 10: Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины ХХ века.
Военное лихолетье в изобразительном искусстве. П.Корин, А.Пластов.
Кинематография военного времени.
Творчество В.Соловьёва-Седого, Д.Шостаковича. Музыкальное искусство военной эпохи.
ТЕМА № 11: Общечеловеческие ценности и «русская» тема в советском искусстве периода «оттепели».
Разоблачение сталинского режима, кардинальные перемены в общественном сознании, обновление художественной образности.
Натурфилософские миниатюры М.Пришвина, повести К.Паустовского. Творчество А.Тарковского, Э.Рязанова.
Искусство как возможность гражданского высказывания для Е.Евтушенко, А.Вознесенского.
Творчество А.Эфроса, О.Ефремова, Ю.Любимова. обновление советского театра, нестандартные режиссёрские решения.
Возвращение исторической памяти в живописи и в музыке. И.Глазунов, И.Шилов, Г.Свиридов.
ТЕМА № 12: Противоречие в отечественной художественной культуре последних десятилетий ХХ века.
Освобождение от иллюзий построения коммунизма. Концепция конвергенции академика А.Сахарова.
Разнообразие литературной жизни. А.Солженицын, И.Бродский, Э.Радзинский.
Литература позднего постмодернизма.
Музыкальное искусство. А.Шнитке.
Смена поколений в советской исполнительской культуре. Молодёжные массовые музыкальные жанры. Глубокий кризис в отечественной архитектуре и изобразительном искусстве.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
попыток самостоятельного художественного творчества.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Учебно-методическая литература:
Рапацкая Л.А., Мировая художественная литература. 11 класс, - М.:ВЛАДОС, 2006.
БродскаяН.В., Анри Руссо. – Л., 1977.
Иконников А.В. Зарубежная архитектура от «новой архитектуре» до постмодернизма.- М., 1982.
Кантор – Гуковская А.С., Поль Гоген. – Л., М., 1965.
Куликова И.С., Сюрреализм в искусстве. – М., 1978.
Матисс: Сб.статей о творчестве. – М., 158.
Модернизм: анализ и критика. – М., 1987.
Полевой В.М. Искусство ХХв. Сер. «Малая история искусств». – М., 1991.
Полевой В.М. Двадцатый век. – М., 1989.
Пикассо: Сб.статей о творчестве. – М., 1957.
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре 10 класс (35 часов)
№ п/п
Дата
Откор-
ректи-
рованная дата
Тема урока
Цели урока
Задачи урока
Домашнее задание
Примечание
1.
Культура человека и общества.
познакомить учащихся с целями и задачами изучения курса «МХК», а также основными проблемами, к-рые будут рассмотрены на уроке.
проанализировать понятия «культура», «ценность», «искусство», «художественная деятельность»;
формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.
написать мини-сочинение «Человек и культура» или «Цепь веков не прервется голосами поэтов»
2.
Культура Древней Греции.
выявить типологические особенности культуры Древней Греции.
охарактеризовать эстетику древнегреческого искусства;
выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры.
подобрать дома высказывания об античной культуре и т.д., проанализировать их и составить на этой основе собственную характеристику античной культуры.
Опережающее задание: познакомиться с жизнью и идеями Сократа(1 вариант) и Платона(2 вариант); составить презентацию своего выступления.
3.
Великие мыслители Древней Греции.
через анализ философии Сократа и Платона раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.
рассказать о великих философах Древней Греции;
представить и проанализировать философские идеи Сократа и Платона.
сформулировать «вечные вопросы-проблемы» Сократа, к-рые волновали его, и к-рые актуальны и сегодня;
ответить на в. «Чем вы можете объяснить их столь долгую жизнь?»
Опережающее задание:
прочитать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
4.
По страницам поэм Гомера.
через анализ поэм Гомера раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.
рассказать о жизни и творчестве Гомера;
представить и проанализировать поэмы Гомера как исторические источники.
рассказать, о каких ремеслах мы узнаем, читая произведения Гомера и какими из них занимаются люди, а какими – боги;
рассказать, как выглядели: дворец Приама, дворец Менелая, дворец Алкиноя, кресло Пенелопы, кубок Нестора, спальня Париса, спальня Одиссея.
Опережающее задание:
вспомнить сюжеты мифов о Прометее (1 вариант), используя произведения Эсхила; и миф об Эдипе (2 вариант), используя произведения Софокла «Эдип-царь» и «Антигона»; о произведениях Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки»(3 вариант); о комедиях Аристофана «Птицы» (4 вариант).
5-6.
Древнегреческий театр.
через анализ произведений драматургов Древней Греции раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.
рассказать о выдающихся драматургах Древней Греции;
представить и проанализировать произведения древнегреческих драматургов.
подберите отрывки из известных вам произведений великих драматургов Древней Греции, к-рые наиболее ярко, на ваш взгляд, раскрывают картину мира и систему ценностей древних греков и аргументируйте свой выбор.
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах сообщения о жизни и творчестве Фидия, Мирона, Праксителя и Лисиппа.
7-8.
Зодчество и ваяние древних греков.
через анализ произведений скульпторов и зодчих Древней Греции раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.
рассказать о великих скульпторах и зодчих Древней Греции;
представить и проанализировать их произведения.
вспомнить выражения «крылатой латыни», к-рые употребляются нами и сегодня.
9.
Зрелища Древнего Рима.
характеризуя зрелища Древнего Рима, раскрыть особенности картины мира и системы ценностей древних римлян.
охарактеризовать зрелища древнего Рима (бои гладиаторов и травля диких зверей);
рассказать о театре в Древнем Риме.
подготовить рассказ о наиболее понравившихся комедиях Плавта и Теренция;
определить, что же почерпнули римляне из греческого театра, а в чем проявили самостоятельность.
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах сообщения о жизни и творчестве Вергилия, Горация и Овидия.
10.
Певцы Римской империи.
на основе анализа жизни и творчества великих поэтов Древнего Рима раскрыть систему ценностей и картину мира древних римлян.
рассказать о жизни и творчестве Вергилия, Горация и Овидия;
охарактеризовать их произведения как исторические источники;
формировать у школьников умение адекватно воспринимать и оценивать произведения античного искусства.
сравнить творчество Вергилия, Горация и Овидия и выявить национально-исторические корни и личное своеобразие их произведений в виде эссе «Певцы римской империи»;
привести примеры обращения русских поэтов XVIII-XIX веков к творчеству Вергилия, Горация и Овидия;
представьте, что вы журналист, к-рому дали задание написать очерк о памятниках античного Рима. Выберите по своему усмотрению, о чем будете писать. Найдите описание выбранного вами объекта в литературе. Вспомните известные вам факты из истории Рима и напишите свой репортаж.
11.
Римская архитектура.
охарактеризовать эстетику римской архитектуры.
рассказать о развитии римской архитектуры и ее выдающихся памятниках;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения архитектуры.
подготовить рассказ с места действия на римском форуме, в Колизее, в частном доме (характеризуя быт, образ жизни, нравы и обычаи римлян).
12-13.
Защита творческих проектов «Экскурсия в Древний Рим».
14.
Римские портреты.
охарактеризовать эстетику римского скульптурного портрета.
охарактеризовать основные этапы эволюции римского скульптурного портрета;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
заполнить таблицу;
написать сочинение-размышление на тему «Свет античной культуры»;
подготовиться к контрольной работе.
15.
Знаешь ли ты античную культуру?
обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся об античной культуре;
создать условия для ценностного самоопределения учащихся.
формировать умения анализа и синтеза полученных знаний;
формировать ценностное отношение к произведениям античной культуры.
конспект в тетради по теме «События XVI века в историческом развитии русских земель».
16.
Художественная культура средних веков.
охарактеризовать восприятие христианских ценностей в художественной культуре европейского средневековья.
охарактеризовать эстетику романского стиля;
охарактеризовать эстетику готического стиля.
найти и выписать в тетрадь описание собора Нотр-Дам де Пари в романе В.Гюго.
Опережающее задание:
подготовить сообщения в проблемных группах на темы:
героический эпос средневековья («Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве»);
рыцарская литература средневековья (лирика Прованса, «Тристан и Изольда»);
смеховая литература средневековья (русская и западноевропейская).
17-18.
Литература средних веков.
охарактеризовать роль и специфику литературы в средние века.
выявить роль и значение литературы в системе средневековой культуры;
раскрыть классификацию литературных произведений средних веков;
охарактеризовать основные жанры литературных произведений средних веков.
прочитать трагедии В.Шекспира «Гамлет» и «Король Лир» и комедия «Двенадцатая ночь»;
прочитать трагедию А.С.Пушкина «Борис Годунов».
19.
Народная культура средних веков.
охарактеризовать роль и специфику народной культуры в средние века.
охарактеризовать шута и юродивого как ярких представителей народной культуры средних веков;
выявить роль и значение народной культуры в системе средневековой культуры;
дать сравнительный анализ русской и западноевропейской народной культуры.
закончить составление таблицы.;
составить презентацию «Эстетика средневекового карнавала».
20
Праздники и зрелища средневековья.
охарактеризовать роль и специфику праздников и зрелищ в средние века, сравнить эстетику русских и западноевропейских праздников.
рассказать об эстетике средневекового карнавала;
раскрыть восприятие христианских ценностей в русских народных праздниках.
подготовиться к контрольной работе.
21.
Знаешь ли ты средневековую культуру?
обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о средневековой культуре;
создать условия для ценностного самоопределения учащихся.
формировать умения анализа и синтеза полученных знаний;
формировать ценностное отношение к произведениям средневековой культуры.
написать эссе на тему «Человек в средневековой культуре»;
прочитать и иметь на парте Д.Алигьери «Божественная комедия» и томик сонетов Ф. Петрарки.
22.
Литература Ренессанса.
раскрыть гуманистические ценности итальянского Возрождения на основе анализа «Божественной комедии» Данте Алигьери и сонетов Ф.Петрарки.
рассказать о жизни и творчестве великих поэтов Возрождения;
проанализировать тексты «Божественной комедии» Д.Алигьери и сонетов Ф.Петрарки и выявить особенности гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения.
выявить, как воплощаются идеалы эпохи Возрождения в «Божественной комедии» Данте (в форме мини-эссе).
Опережающее задание:
Подготовить репортажи из музеев мира, в к-рых хранятся полотна мастеров эпохи Возрождения:
- из капеллы дель Арена в Падуе;
- из галереи Уффицы в Италии;
- из Парижа, из Лувра;
- из Ватиканского дворца в Риме;
- Санкт-Петербурга, из Эрмитажа.
23-24.
Живопись эпохи Возрождения.
раскрыть гуманистический идеал эпохи Возрождения на основе анализа выдающихся произведений итальянской живописи.
рассказать о жизни и творчестве великих итальянских мастеров Возрождения (Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Леонардо до Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Баонарроти, Тициана);
на основе анализа полотен этих мастеров охарактеризовать гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения;
формировать у школьников умение адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства.
подготовить рассказ о жизни и творчестве Эразма Роттердамского и его произведении «Похвала глупости», Себастьяна Бранта и его произведения «Корабля дураков», Франсуа Рабле и его произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль».
25-26.
Художественное творчество мастеров Северного Возрождения.
выявить характерные особенности Северного возрождения;
сравнить восприятие идеалов гуманизма в итальянском и Северном Возрождении.
охарактеризовать эстетику художественного творчества мастеров Северного Возрождения на примере произведений литературы, живописи и музыки;
раскрыть восприятие идеалов гуманизма мастерами Северного Возрождения.
провести сравнительный анализ средневековой и ренессансной культур в виде таблицы;
написать эссе на одну из тем: «Эстетика ренессансного искусства», «Влияние эпохи Возрождения на развитие мировой культуры», «Человек эпохи Возрождения».
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах сообщения по предложенным учителем темам.
27-28.
Культура Западной Европы XVII века.
охарактеризовать развитие европейской культуры в XVII веке, проследить эволюцию эстетики европейского искусства в этот период.
рассказать о развитии европейской литературы в XVII веке (В. Шекспир, Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпио, Мольер);
охарактеризовать творчество европейских художников XVII века («золотой век» испанской живописи, фламандскую школу живописи, творчество голландских и французских художников);
проанализировать развитие музыкального искусства Европы XVII века (Монтеверди, Скарлатти, Вивальди, Люлли, Куперен, Гендель, Бах).
подготовить сообщения в проблемных группах по заданию учителя.
29-30.
Эпоха Просвещения в Западной Европе.
раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в эпоху Просвещения.
охарактеризовать эстетику стиля рококо;
раскрыть особенности эстетики просветительского реализма;
провести сравнительный анализ развития идей Просвещения в странах Западной Европы.
написать сочинение на тему «Человек эпохи Просвещения»; подготовить сообщение по теме «Венская классическая школа».
31.
Музыкальная культура эпохи Просвещения.
раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения.
охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы;
рассказать о творчестве композиторов «Венской классической школы»;
формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.
подготовить репортажи о памятниках культуры эпохи Возрождения из Москвы и Санкт-Петербурга.
32-33.
Развитие идей Просвещения в России.
раскрыть особенности восприятия и развития идей Просвещения в России.
рассказать о развитии русской архитектуры, живописи и музыки в России XVII века;
сравнить эстетику искусства Просвещения стран Западной Европы и России.
подготовить рефераты на темы «Быт и нравы русского дворянства XVIII века» (на материале работ Ю.М.Лотмана);
«А.Н.Радищев».
34.
Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Художественная культура Европы».
35.
Систематизация и обобщение изученного материала по теме «Русская художественная культура в эпоху Просвещения».
Календарно-тематическое планирование по мировой художественной культуре 11 класс (34 часов)
№ п/п
Дата
Откор-
ректи-
рованная дата
Тема урока
Цели урока
Задачи урока
Домашнее задание
Примечание
1-2.
Эстетика импрессионизма.
раскрыть особенности восприятия гуманистических ценностей в искусстве импрессионистов.
охарактеризовать эстетику импрессионизма;
рассказать о выдающихся художниках и музыкантах-импрессионистах;
представить произведения художников и музыкантов-импрессионистов и формировать умение учащихся их воспринимать и оценивать.
подготовить сообщения в проблемных группах (по выбору учащихся) о зарождении экспрессионизма, живописи, литературе и музыкальном искусстве экспрессионизма.
3-4.
Художественные образы импрессионизма.
охарактеризовать особенности восприятия гуманистических ценностей экспрессионистами.
выявить и охарактеризовать стилевые особенности экспрессионизма;
рассказать о выдающихся мастерах-экспрессионистах и проанализировать их произведения;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения мастеров экспрессионизма.
написать сочинение о творчестве экспрессионистов, используя в качестве эпиграфа фразу «Эта жизнь проклятая, невыносимая» (А.П.Чехов «Три сестры»).
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах сообщения на темы:
- «Реализм во французской литературе»;
- «Английская литература конца XIX века»;
- «Реалистическая литература Германии».
5.
Эстетика реализма.
проанализировать стилевые особенности реализма.
рассказать о жизни и творчестве выдающихся писателей-реалистов;
проанализировать их произведения и выявить стилевые особенности реализма;
сравнить развитие реализма в различных странах Европы.
подготовить рассказ о наиболее понравившемся произведении реалистической литературы конца XIX века – начала XX века.
6.
Символизм.
охарактеризовать эстетику символизма.
рассказать о жизни и творчестве поэтов-символистов;
рассмотреть тематику произведений символистов и особенности используемых ими художественных приемов;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения символизма.
подготовить рассказ об одном из представителей символизма и его творчестве;
проанализировать, какие черты эстетики символизма нашли отражение в его произведении.
7.
Эстетика постимпрессионизма.
раскрыть стилевые особенности постимпрессионизма.
рассказать о жизни и творчестве художников-постимпрессионистов;
проанализировать их произведения и используемые художественные приемы;
формировать умения учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения постимпрессионизма.
подготовить рассказ о наиболее понравившемся произведении постимпрессионизма.
Опережающее задание:
подготовить презентации о жизни и творчестве С.Дали.
8.
Нетрадиционные направления в искусстве конца XIX века – начала XX века.
охарактеризовать эстетику фовизма, кубизма, абстракционизма и сюрреализма.
рассказать о стилевых особенностях фовизма;
проанализировать произведения художников-кубистов;
раскрыть стилевые особенности абстракционизма;
рассмотреть произведения художников-сюрреалистов;
сравнить нетрадиционные направления в искусстве конца XIX века – начала XX века.
составить сравнительную таблицу «Нетрадиционные направления в искусстве конца XIX века – начала XX века».
Опережающее задание:
подготовить репортажи о памятниках Москвы и Петербурга первой половины XIX века.
9-10.
Русская культура первой половины XIX века.
на основе анализа произведений отечественного искусства охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре первой половины XIX века.
рассмотреть историко-культурное развитие России в первой половине XIX века;
рассказать о выдающихся деятелях русской культуры первой половины XIX века и проанализировать их произведения.
написать эссе на тему «Два мира в русской художественной культуре первой половины XIX века».
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах рассказы о жизни и творчестве
- Н.А.Некрасова
-И.С.Тургенева
- И.А.Гончарова
А.П.Чехова
- Ф.М.Достоевского
-Л.Н.Толстого.
11.
Русская культура второй половины XIX века.
раскрыть специфику восприятия гуманистических ценностей в русской литературе второй половины XIX века.
рассказать о жизни и творчестве русских писателей второй половины XIX века;
раскрыть особенности внутреннего мира героев русской литературы второй половины XIX века;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать эти литературные произведения.
написать эссе на тему «Образ пореформенной России в произведениях русских писателей второй половины XIX века».
12-13.
Развитие отечественной живописи в пореформенный период.
раскрыть особенности эволюции отечественной живописи в пореформенный период.
рассказать о жизни и творчестве художников второй половины XIX века;
раскрыть тематику и художественные приемы русской живописи второй половины XIX века;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать эти художественные произведения.
написать сочинение «Образ России в русской живописи второй половины XIX века».
14-15.
Русское музыкальное искусство второй половины XIX века.
охарактеризовать развитие русского музыкального искусства во второй половине XIX века.
рассказать о выдающихся русских музыкантах второй половины XIX века;
раскрыть тематику и специфику художественных приемов русских композиторов этого периода;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения, способствовать развитию у них эстетического вкуса.
составить сравнительную таблицу «Развитие отечественного изобразительного и музыкального искусства во второй половине XIX века».
Опережающее задание:
подготовить презентации о жизни и творчестве Валерия Брюсова, Андрея Белого и Александра Блока.
16-17.
«Серебряный век» русской культуры.
раскрыть особенности «освобождения духовной культуры» в творчестве мастеров русской культуры Серебряного века.
охарактеризовать особенности эстетики символизма;
рассказать о жизни и творчестве деятелей русской культуры Серебряного века;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения символистов.
написать эссе на тему «Символы и звуки Серебряного века».
18-19.
Русский авангард.
охарактеризовать особенности восприятия действительности в работах авангардистов.
охарактеризовать эстетику авангарда;
рассказать о жизни и творчестве мастеров русского авангардного искусства;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения художников-авангардистов.
заполнить таблицу «Объединения художников Серебряного века».
20-21.
Неоклассицизм и романтизм в русской культуре начала XX века.
охарактеризовать эстетику русского неоклассицизма и позднего романтизма.
рассмотреть неоклассические и романтические традиции Серебряного века;
рассказать о жизни и творчестве отечественных мастеров неоклассицизма и позднего романтизма;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения русского неоклассицизма и позднего романтизма.
подготовить репортажи из музеев о живописи модернизма или московской архитектуре модерна.
22-23.
Музыкальная культура России начала XX века.
охарактеризовать основные тенденции художественной жизни России начала XX века.
проанализировать художественное наследие В.Серова, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К.Рериха;
раскрыть особенности музыкального языка И.Ф.Стравинского, и С.В.Рахманинова;
выявить традиционные и новаторские черты в русском искусстве начала XX века.
написать сочинение на тему «Образ России в отечественном искусстве начала XX века».
24.
Музыкальная жизнь XX века.
охарактеризовать основные тенденции и направления развития музыкального искусства в XX веке.
рассказать о выдающихся музыкантах XX века;
проанализировать основные жанры, тематику музыкальных произведений и используемые художественные приемы;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать современные музыкальные произведения.
подготовить эссе на тему «Звуки и музыкальные образы XX века».
25.
Театр и кино в XX веке.
охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей и осмысление современности в театре и кино XX века.
раскрыть основные направления театрального искусства XX века;
рассказать о развитии кино в XX веке;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать театральную драматургию и кинофильмы XX века.
подготовить рассказ о наиболее запомнившемся театральном режиссере, кинорежиссере или актере XX века и его спектаклях или фильмах.
Опережающее задание:
подготовить в проблемных группах (по выбору учащихся) сообщения об американской литературе XX века (на примере творчества Т.Драйзера и Э.Хемингуэя);
музыкальной культуре Америки;
искусстве Латинской Америки.
26-27.
Художественная культура Америки.
охарактеризовать систему ценностей американской культуры XX века.
рассказать о выдающихся деятелях американской культуры XX века;
проанализировать тематику и основные художественные приемы в произведениях американской культуры XX века;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения американской культуры XX века.
написать эссе на тему «Американская культура XX века и её влияние на развитие мировой культуры»;
подготовить рассказ о тех мастерах искусства, к-рых «открыла» Америка (в том числе и эмигрантах из СССР).
28.
Социалистический реализм.
охарактеризовать систему ценностей культуры «социалистического реализма».
рассказать об особенностях социокультурной ситуации в советском обществе 20х-30х гг. XX века;
раскрыть особенности эстетики «социалистического реализма»;
формировать умение учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения «социалистического реализма».
написать эссе на тему «Сказка и быль социалистического реализма».
29.
Отечественная культура в военные годы.
проанализировать систему ценностей отечественной культуры в военные годы.
рассказать о деятелях отечественной культуры военных лет;
представить произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны;
проанализировать роль деятелей культуры в жизни советского народа в годы войны.
написать эссе на тему «Искусство и война».
30-31.
Общечеловеческие ценности в советском искусстве периода «оттепели».
раскрыть систему ценностей отечественного искусства в 60е годы XX века.
проанализировать основные тенденции и противоречия развития отечественной культуры в период «оттепели»;
рассказать о деятелях советского искусства 60х годов;
представить и проанализировать произведения «шестидесятников».
подготовить рассказ о наиболее понравившемся деятеле отечественной культуры 60х годов.
32-33.
Отечественная культура на пороге III тысячелетия.
проанализировать основные тенденции и противоречия развития отечественной культуры на пороге III тысячелетия.
охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в отечественной культуре конца XX века;
рассказать о выдающихся деятелях отечественной культуры 80х-90х гг.;
представить и проанализировать произведения отечественного искусства конца XX века.
рассказать о наиболее запомнившемся произведении искусства или деятеле отечественной культуры конца XX века;
подготовиться к итоговой работе.
34.
Мировая культура XX века.
обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о мировой культуре XX века;
создать условия для ценностного самоопределения учащихся.
формировать умения анализа и синтезе полученных знаний;
формировать ценностного отношение к произведениям мировой культуры XX века.
Заголовок 115