Урок по обществознанию на тему Государство и общество. Парламентаризм
Методическая разработка Парламентского урока -2016 на тему: «Гражданин. Общество. Государство. Парламентаризм в РФ и РТ»
С каждым годом молодые люди в нашей стране все активней участвуют в политической жизни общества. При этом необходимо помнить, что нельзя воспитывать чувство ответственности за свое государство и за свою собственную судьбу, не давая возможности молодежи активно влиять на политическую систему, быть непосредственно причастным к процессу принятия решений, формированию власти. Только таким образом можно эффективно осуществлять взаимодействие между отдельными гражданами, обществом и государством, создавать условия для стабильного развития страны. Это особенно актуально сейчас в сложной международной ситуации, экономического кризиса и подготовки выборов в Государственную Думу РФ, которые состоятся в сентябре 2016 г.. Этому должны способствовать Парламентские уроки, ставшие уже традиционными во многих регионах России, в том числе и в Татарстане. По-существу, это познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся о работе Федерального Собрания РФ, Государственного Совета РТ, особенностях законотворчества, о том, какую большую роль в нашей жизни играет закон. Парламентские уроки направлены на формирование политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников.
Данное занятие является уроком вводной информации, что подразумевает не столько глубокое теоретическое изучение нового материала, но, скорее всего, постановку проблемы и ее обсуждение с последующим анализом, осмыслением и обобщением.
Технологическая карта урока Парламентского выглядит следующим образом:
Основные структурные и содержательные элементы урока
Содержание
Формы и методы деятельности
1. Цель урока
Помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РТ; содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей учеников; способствовать процессу формирования политической культуры и активной гражданской позиции учащихся
Совместное с учащимися конструирование и формулирование на основании анализа источника
2. Структура
Этапы урока:
Организационный
Основной (информационно-деятельностный)
Заключительный
Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка, формирование учебных групп, совместное с учителем конструирование целей, формы проведения и содержания занятия, использование IT – технологий анализ и обобщение.
Общеклассная, групповая и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; заполнение таблицы; самостоятельный поиск информации из различных источников обществоведческих знаний; анкетирование.
Подведение итогов урока, оценивание, фиксирование результатов (проблем), проектирование ближних и дальних ориентиров и перспектив Парламентского урока; объявление домашнего задания.
3. План урока
1. Что такое парламент?
2. Кто такой депутат?
Беседа, работа в группах, обобщение, объяснение, работа со справочным материалом, социологический опрос, контент-анализ, просмотр и обсуждение видеофильма, электронная презентация Microsoft Office PowerPoint.
Самостоятельный поиск политической информации в Интернете и ее презентация информации, анализ правовых источников, социологический опрос, обобщение, выступление депутата с последующей беседой и дискуссией, осмысление материала.
4. Основные понятия
Конституция, парламент, парламентаризм, принцип разделения властей, законы, Государственный Совет, законодательная инициатива, законотворчество депутат, статус депутата, этический кодекс депутата
Повторение, объяснение, теоретическое осмысление, применение, презентация
5. Учебно-методический комплекс и оборудование
1. Символика РФ и РТ.
2. Рабочие листы с заданиями для каждой группы.
3. Конституция РФ, Конституция РТ.
4. Выставка книг и материалов по истории становления и развития парламентаризма в РФ и РТ.
5. Рабочие тетради учащихся.
6. Оформленная переносная доска с планом урока и понятиями и домашним заданием или интерактивная доска, либо компьютер, проектор и экран, электронная презентация Microsoft Office PowerPoint, видеофильм о Государственном Совете Республики Татарстан.
7.Специально подготовленное пространство для удобного расположения учебных групп, гостей, участников обсуждения
8. Учебники (современные действующие пособия в старших классах):
Отечественная история XX – начала XXI века. 11 кл. Под ред. А.О. Чубарьяна. – М., 2007.
История России. 11 кл. Под ред. А.А. Данилова. – М., 2008.
Киселев А.Ф. История России XX – начала XXI века. 11 кл. – М., 2008.
Левандовский А.А. История России XX – начало XXI века. 11 кл. – М., 2008.
Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл. Под ред. Л.В. Полякова. – М., 2008.
Обществознание. 10-11 кл. Под ред. А.Ф. Никитина. – М., 2004.
Обществознание. 10 кл. (базовый уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2006.
Обществознание. 10 кл. (профильный уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.
Право. 11 кл. (профильный уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.
Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А.. История Татарстана. XX - начало XXI века. 9 кл. – Казань, 2006.
Такой вариант планирования позволяет классифицировать данное занятие как урок вводной информации в форме познавательной беседы с последующим проблемным обсуждением, сочетать многие виды учебной деятельности для достижения следующих целей личностно-ориентированного обучения:
Образовательных – содействовать в получении и углублении учащимися знаний о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана.
Развивающих – создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с текстом, источниками политологической и социологической информации, применять компьютерные и Интернет – технологии, делать анализ, сравнивать и обобщать.
Воспитательных – способствовать процессу формирования у учащихся активной гражданской позиции, убежденности в необходимости и важности взаимодействия власти и общества в решении проблем страны, чувства сопереживания за судьбу своей большой и малой Родины.
Ход урока
На организационном этапе учитель объявляет тему, ее актуальность, представляет участников занятия, вместе с учащимися формулируются цели урока и методы их достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся.
Учитель. Сегодня мы проводим весьма необычный урок. Особенности его заключаются в том, что: 1) хотя он проходит на базе 11 класса, который разделен на 4 учебные группы, на нем присутствуют ученики нескольких классов старшей параллели, учителя и гости, которые являются полноправными участниками занятия; 2) проводится не в обычном кабинете, а в большом зале; 3) но, самое главное, нестандартен и сам предмет занятия – «Парламентский урок» и его тема «Гражданин. Общество. Государство. Парламентаризм в России и Татарстане»
Затем учитель задает риторический вопрос: «Что это за урок, откуда взялся данный предмет в школе? Только ли в нас в школе, городе и республике он проводится?».
Для того чтобы выяснить это первая учебная группа получила опережающее задание – выяснить историю Парламентского урока в России.
Далее представитель этой группы докладывает о результатах своей работы
Наша группа получила задание исследовать вопрос об истории проведения Парламентских уроков в нашей стране. Объектом исследования стали гиперссылки по данной теме в сети Интернет. Проанализировав их, мы пришли к следующим результатам:
Регион
Время проведения Парламентских уроков
Темы
1. Пермский край
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Единый открытый Парламентский урок, который стал заключительным этапом и событием в череде мероприятий, организованных Законодательным Собранием Пермской области в рамках празднования 100-летия российского парламентаризма.
Парламентский урок посвящен процессу принятия региональных законов
«Законы Пермского края, их роль в нашей жизни».
Парламентский урок на тему «Как работает закон». В новом учебном году разработчики урока предложили ученикам всех ступеней обучения проанализировать, как работают законы, принятые в крае.
2. Калининград
2007 г.
Парламентский урок, для дипломатического класса гимназии №40.
3. Ульяновская область
2008 г.
«Конституция РФ – основной закон нашей страны».
3. Челябинская область
2009 г.
Деятельность органов законодательной власти Южного Урала.
4. Московская область
2009 г.
Парламентский урок для учащихся-победителей районной интеллектуально-правовой игры.
5. Алтайский край
2009 г.
Тема «Парламентского урока» - «Представительные (законодательные) органы государственной власти в современной России. Молодежь и законотворческая деятельность».
6. Самарская область
2009
Законы Самарской Губернской Думы.
7. Волгоградская область;
Нижегородская область, Республика Калмыкия
2009-2010 гг.
Начало проведения Парламентских уроков
8. Татарстан
С 2009 г.
2009г. – «Где рождаются законы», 2010 г. –«Гражданин и выборы», 2011 г. – «Я-ребенок. Я-гражданин», 2012 г. – «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», 2013 г. – «Государственные символы России и Татарстана. 20-летие Конституции РФ», 2014 г. – «Здесь рождаются законы. К 20-летию Государственного Совета РТ»
Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы: 1) Парламентские уроки стали не локальным, а общероссийским явлением; 2) Татарстан несколько опоздал с началом проведением таких занятий, но в настоящее время является одним из лидеров в их проведении.
Учитель. Парламентский урок-2016 посвящен теме: «Гражданин. Общество. Государство. Парламентаризм в РФ и РТ»
Затем учитель предлагает участникам занятия сформулировать цели «Парламентского урока». Они могут быть следующие:
1) способствовать формированию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников, чувства ответственности за свое государство;
2) содействовать возможности активного участия молодежи в политической жизни, влиять на политическую систему, быть причастным к процессу принятия решений, формированию власти;
3) помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РТ, деятельности парламента.
Далее учитель ставит вопрос о возможной форме проведения данного занятия. Советы на этот счет можно также отыскать в выступлении Председателя Государственного Совета РТ Ф.Мухаметшина «По сути, это познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся о работе Государственного Совета РТ, особенностях законотворчества, о том, какую большую роль в нашей жизни играет закон».
Именно в таком варианте, в форме вводной познавательной беседы с выявлением и постановкой проблем учитель предлагает провести данный Парламентский урок.
Затем ученики по просьбе учителя с помощью наводящих вопросов, исходя из названия темы занятия, формулируют наиболее общие вопросы для обсуждения. Они могут быть следующими:
1. Что такое парламент?
2. Кто такой депутат?
Их можно взять за основу плана занятия.
Учитель говорит о том, что в процессе совместной деятельности были сформулированы все организационные элементы данного урока, и предлагает учащимся занести их в рабочие тетради и перейти к обсуждению первого вопроса плана.
1. Что такое парламент?
Учитель. Чтобы выяснить это обратимся к тексту Основного закона нашей страны Конституции Российской Федерации (ими оснащены рабочие места учащихся), статьям 1 и 10: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» .
Учитель организует беседу с учащимися: «Вспомните из курса обществознания, какие органы в современной политической системе осуществляет исполнительную и судебную власть?» Как правило, ученики без труда называют правительство и различные суды.
Учитель. А высшая законодательная (представительная) государственная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламент (учащиеся заносят определение в рабочую тетрадь).
Парламент (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции. А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом.
Исходя из этого определения, предположите, какова главная задача парламента? (законодательные функции). Таким образом, главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте рождаются законы.
Затем учитель предлагает учащимся задание: на основании статьи 11 Конституции РФ «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» и соответствующей схемы: «Система органов государственной власти в РФ» определить место и название российского парламента:
Система органов государственной власти в Российской федерации
Президент
Федеральное собрание
Правительство
Суды
Учащиеся, как правило, легко называют орган власти, который можно определить как парламент РФ – Федеральное Собрание.
Учитель. «Что же оно собой представляет и какие функции выполняет?». Давайте, исходя из имеющихся знаний по обществознанию и работая с текстом Конституции РФ (статьи 94-109) вспомним о месте Федерального Собрания в системе органов государственной власти и его основных функциях по схеме :
Федеральное Собрание –
парламент Российской Федерации - представительный и законодательный постоянно действующий орган Российской Федерации.
Государственная Дума – нижняя палата
Совет Федерации – верхняя палата
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума:
1) дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
3) объявляет амнистию;
4) выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности;
5) принимает федеральные законы;
6) принимает постановления.
Совет Федерации:
1) утверждает изменения границ между субъектами Российской Федерации и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
2) назначает выборы Президента Российской Федерации;
3) принимает решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности;
4) рассматривает и одобряет законы.
Председатель Государственной Думы -Нарышкин Сергей Евгеньевич
Председатель Совета Федерации – Матвиенко Валентина Ивановна
·
Учащиеся отражают схему а своих рабочих тетрадях.
Учитель. Структура, функции, деятельность парламента РФ достаточно широко раскрыта в учебниках по обществознанию, истории России, правоведению в профильных классах, кроме того, вопросы по этой теме включены в материал ЕГЭ, поэтому весьма глубоко рассматриваются на учебных занятиях.
А сейчас давайте посмотрим, как освещены в учебных пособиях проблемы деятельности парламента Республики Татарстан – субъекта РФ.
С этой целью вторая учебная группа получила задание провести контент-анализ учебников, задействованных в учебном процессе в 9-11 классах для выявления наличия в них подобного материала. Группа приводит результаты своего исследования:
Представитель группы. Наша группа получила задание изучить материал современных школьных учебников по социально-гуманитарным предметам в старших классах федерального и регионального уровня, чтобы в форме контент-анализа выяснить, как в них раскрываются вопросы деятельности современного татарстанского парламента. Результаты работы представлены в таблице:
Название учебника
Количество упоминаний о парламенте современного Татарстана
Количество строк о парламенте современного Татарстана
1. Отечественная история XX – начала XXI века. 11 кл. Под ред. А.О. Чубарьяна. – М., 2007.
нет
нет
2. История России. 11 кл. Под ред. А.А. Данилова. – М., 2008.
нет
нет
3. Киселев А.Ф. История России XX – начала XXI века. 11 кл. – М., 2008.
нет
нет
4. Левандовский А.А. История России XX – начало XXI века. 11 кл. – М., 2008.
нет
нет
5. Обществознание. 10 кл. (базовый уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2006.
нет
нет
6. Обществознание. 10-11 кл. Под ред. А.Ф. Никитина. – М., 2004.
нет
нет
7. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл. Под ред. Л.В. Полякова. – М., 2008.
нет
нет
8. Обществознание. 10 кл. (профильный уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.
нет
нет
9. Право. 11 кл. (профильный уровень). Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2008.
нет
нет
10. Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А.. История Татарстана. XX - начало XXI века. 9 кл. – Казань, 2006.
4
20
На основании контент-анализа учебников можно сделать следующие выводы: 1) в федеральных учебниках как базового, так и профильного уровня не приводится никаких упоминаний о парламенте Татарстана; 2) в региональных учебниках этому вопросу отводится очень мало места; 3) в целом в имеющихся учебных пособиях данная проблема рассматривается крайне не достаточно.
Учитель. В этой связи возникает вопрос о степени осведомленности старших школьников о парламенте Татарстана. С этой целью второй учебной группе было поручено провести социологический опрос учащихся 9-11 классов, результаты которого она представляет.
Представитель группы. Наша группа получила задание выяснить степень осведомленности учащихся старших классов о современном парламенте Республики Татарстан. Мы решили сделать это путем социологического опроса учащихся методом интервьюирования. Для этого необходимо было ответить на самые простые вопросы. Интервьюирование проводилось в 9-11 классах и охватило 85 человек. Были получены следующие результаты:
Вопрос
Кол-во и % правильных ответов
1.Есть ли в Республике Татарстан свой парламент
78 (92%)
2. Как называется современный парламент Татарстана
43 (50,5%)
3. Кто возглавляет парламент Татарстана
29 (34%)
4. Назовите законы, принятые парламентом Татарстана
18 (21%)
По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы: 1) подавляющее большинство опрошенных считает, что Республика Татарстан имеет свой парламент; 2) около половины из них не знает точно, как называется современный парламент Татарстана; 3) примерно две трети опрошенных не осведомлены о том, кто является Председателем татарстанского парламента; 4) только пятая часть старшеклассников сумела назвать хотя бы один закон, принятый парламентом Республики Татарстан.
Учитель. Результаты опроса выявили важную проблему - значительная часть учащихся не достаточно осведомлена о деятельности парламента РТ. А это означает, что уровень политической культуры школьников весьма не высок, и в таких условиях вряд ли можно говорить о сформированности активной гражданской позиции и возможности влияния молодежи на разработку и принятие республиканских законов, на серьезное взаимодействие общества и власти. Поэтому Парламентский урок и получение знаний об основах регионального парламентаризма, месте и роли парламента в системе органов государственной власти Республики Татарстан представляется крайне актуальным.
С целью ознакомления с историей татарстанского парламентаризма, структурой и деятельностью парламента по заказу его руководства был подготовлен специальный видеофильм, который демонстрируется на экране. Перед этим учитель ставит перед участниками занятия задачу – по итогам просмотра видеофильма и урока в целом ответить на те же вопросы, которые были заданы им накануне Парламентского урока, заполнив анкету, подготовленную второй учебной группой (раздается всем присутствующим учащимся представителями этой учебной группы).
Учитель (после просмотра видеофильма). Итак, мы узнали, что собой представляет парламент Республики Татарстан - Государственный Совет, чем он занимается, и где рождаются республиканские законы, но теперь возникает другой вопрос: кто разрабатывает и принимает эти законы?
Затем выслушиваются ответы учащихся, которые определенно высказываются, что этим занимаются парламентарии (депутаты).
Этот ответ дает возможность логического перехода к рассмотрению второго пункта плана.
2. Кто такой депутат?
Учитель. Депутат (от лат. deputatus – посланный) – лицо, избранное в законодательный или представительный орган.
Давайте посмотрим, кто был избран 14 сентября 2014 г. в ныне действующий состав Государственного Совета четвертого созыва. Эту информацию подготовила третья учебная группа (ученики заносят определение и данные таблицы в рабочую тетрадь).
Представитель третьей учебной группы. Нам было поручено найти и проанализировать информацию о составе парламента Татарстана пятого созыва, мы отыскали сведения о депутатском корпусе на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан в Интернете, классифицировали и обобщили их, представив данные в виде таблицы:
Критерии
Характеристика
1. Количественный состав
1) общее количество - 100 депутатов;
2) 50 депутатов – по партийным спискам, 50 – по одномандатным округам;
3) 20 депутатов работают в парламенте на постоянной основе, а остальные совмещают депутатские обязанности с основной работой.
2. Срок полномочий
5 лет
3. Возрастной состав
1) до 35 лет – 6 депутатов (6%);
2) от 36 до 50 лет – 30 депутатов (30%);
3) от 50 до 65 лет – 55 депутатов (55%);
4) старше 65 лет – 9 депутатов (9%)
4. Национальный состав
1) татары – 64 депутатов (64%);
2) русские - 33 депутата (33%);
3) другие – 3 депутата (3%)
5. Гендерный состав
1) мужчины – 85 депутатов;
2) женщины – 15 депутатов;
6. Образовательный уровень
1) высшее образование – 99 депутата;
2) среднее специальное образование 1 депутат
7. Партийный состав
1) «Единая Россия» - 83 депутата;
2) КПРФ – 3 депутата;
3) ЛДПР – 1 депутат
3) независимые - 13 депутатов
8. Профессиональный и должностной состав
1)руководители предприятий и организаций– 42 депутата;
2) работники нефтяной и газовой отраслей -15 депутатов;
3) работники образовательной и научной сферы -8 депутатов;
4) работники культуры – 4 депутата;
5) банковские работники – 3 депутата;
6) медицинские работники -1 депутат;
7) спортсменов - 1 депутат
По итогам изучения состава депутатского корпуса можно сделать следующие выводы:1) только для пятой части депутатов парламент является постоянным местом работы, а парламентская деятельность – профессией; 2) в парламенте представлено очень мало молодежи - всего 6%; 3) больше половины всех парламентариев имеют предпенсионный и пенсионный возраст – около 60%; 4) в парламенте очень мало женщин – менее 15%; 5) национальный состав депутатского корпуса недостаточно полно отражает национальную структуру населения Республики Татарстан; 6) более трех четвертей депутатов относится к партии власти, а другие политические силы представлены в Государственном Совете недостаточно; 7) подавляющее большинство депутатов представлено руководителями, а простых граждан очень мало.
Далее учитель организует беседу: «Как вы считаете, в чем заключается главная задача депутата?» Затем выслушиваются ответы учащихся, которые, как правило, верно ее определяют как разработку и принятие законов.
Таким образом, хотя главная задача депутата – законотворческая деятельность, его работа не ограничивается только этими рамками, она многообразна, важна и крайне ответственна. Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий парламентарий? Давайте попробуем нарисовать словесный «портрет» идеального депутата. Это поможет сделать четвертая учебная группа.
Представитель группы. Перед нашей группой стояла задача создать «портрет» депутата, чтобы он получился целостным, представленным со всех сторон, поэтому сначала необходимо было выбрать критерии для его характеристики. Мы отобрали четыре такие позиции – внешний вид, профессиональные качества, черты характера, морально-ценностные ориентиры. В итоге у нас получился такой «портрет» идеального депутата:
Внешний вид
Профессиональные, деловые качества
Черты характера
Морально-волевые, ценностные качества
1. Аккуратный
2. Подтянутый
3. Прилично одетый в строгий деловой костюм
4. Хорошая прическа и макияж
5. Твердая походка
6. Здоровый
7. Обаятельный
8. Уверенный
9. Решительный
10. Улыбчивый
1. Высшее образование
2. Глубокие знания
3. Высокий уровень общей, правовой и политической культуры
4. Ораторское искусство
5. Умение убеждать
6. Отличные организаторские качества
7. Демократичный, а не авторитарный стиль руководства
8. Открытость
9. Готовность к диалогу
10. Умение воспринимать критику
1. Пунктуальность
2. Тактичность
3. Толерантность
4. Доброжелательность
5. Достоинство
6. Принципиальность
7. Активность
8. Ответственность
9. Уважение и самоуважение
10. Трудолюбие
1.Справедливый
2. Добрый
3. Честный
4. Умный
5. Порядочный
6. Миролюбивый
7. Гуманный
8. Бескорыстный
9. Патриотичный
10. Отзывчивый
Учитель. Мы видим, что общество, будущие избиратели очень требовательны к личности парламентария.
Если на Парламентском уроке присутствует депутат Государственного Совета РТ, то происходит его представление обучающимся.
Затем слово предоставляется депутату, но перед этим учебные группы и все присутствующие учащиеся получают очередное задание: на основании полученной информации в ходе урока, беседы с депутатом, а также работая с текстами Конституции Республики Татарстан, Закона о статусе депутата, этического кодекса депутата подготовить вопросы о деятельности Государственного Совета Республики Татарстан и, возможно, свои пожелания и предложения. Ниже приведены некоторые наиболее интересные из них:
1. Трудно ли быть депутатом Государственного Совета? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?
2. Почему депутаты Государственного Совета избираются и по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам? По Вашему мнению, это преимущество или недостаток?
3. Достаточно ли 20-ти депутатов, действующих на постоянной основе в Госсовете для разработки хороших законопроектов?
4. Часто ли возникают ли разногласия по различным вопросам в Госсовете РТ, и как они разрешаются?
5. Были ли Вы инициатором каких- либо законопроектов, и какова их дальнейшая судьба?
6. Как опыт Вашей профессиональной работы, помогает в депутатской деятельности?
7. Каковы взаимоотношения между Госсоветом и Президентом РТ?
8. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела в парламенте Татарстана?
9. В Госсовете Татарстана очень мало молодежи и женщин, как это обстоятельство влияет на деятельность парламента?
10. Было вынесено пожелание депутатам - регулярно встречаться и обсуждать проблемы не только с избирателями, но и теми, кто еще не достиг избирательного возраста – будущим электоратом, школьниками, что способствовало бы формированию их правовой и политической культуры.
После этого вторая учебная группа собирает анкеты, и ее представитель оглашает их результаты.
Заключительная часть урока отводится на подведение его итогов. Учитель комментирует работу отдельных учащихся, групп и класса в целом и оценивает наиболее отличившихся учеников.
Учитель еще раз обращается к тем вопросам, которые были рассмотрены на данном занятии: как между собой связаны гражданин-общество-государство; что такое Парламентский урок и парламентаризм; что представляют собой парламенты России и Татарстана; кто такие депутаты, каковы их статус и деятельность. Особо подчеркивается, что в ходе познавательной беседы были выявлены важные проблемы; недостаточная освещенность вопросов развития и деятельности татарстанского парламента в учебниках, отсутствие программного времени на их глубокое изучение; невысокий уровень информированности школьников о структуре и работе Государственного Совета Республики Татарстан. Эти и другие причины не способствуют формированию, политической и правовой культуры учащихся.
Особо останавливается учитель на объяснении домашнего задания. Оно имеет творческий характер. Каждая рабочая группа на основании полученной на занятии информации, а также работая с текстами Конституции Республики Татарстан, Закона о статусе депутата, этического кодекса депутата, должна подготовить презентацию Microsoft Office PowerPoint Парламентского урока «Гражданин. Общество .Государство. Парламентаризм в Российской Федерации Республике Татарстан» соответственно для 5,6,7,8 классов . Она будет проверена, оценена, отредактирована совместно с учителем, а затем группы представят ее младшим школьникам.
Литература и Интернет – ресурсы
Конституция Российской Федерации.
Конституция Республики Татарстан.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 9.
Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Современный российский парламентаризм//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 9.
Мультимедийный учебно-методический комплекс для проведения парламентского урока в образовательных учреждениях Республики Татарстан. – Казань, 2009-2014.
Мухаметшин Ф.Х. Становление Парламентаризма В Татарстане//Казань. – 2005.-№4.
Республика Татарстан. Новейшая история. События. Комментарии. Оценки. Т.1. - Казань
Тагиров И.Р. История государственности Татарстана. XX век. – Казань, 2005.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 141015
15