Разработка урока по истории России на тему Первая российская революция 1905-1907 гг.


Тема: Первая российская революция 1905-1907 годов.
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.
Задачи урока
Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.
Развивающая:
Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.
Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.
Уметь обосновывать свою точку зрения;
Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы:
репродуктивный
частично-поисковый
объяснительно-иллюстрационный
Приёмы работы:
словесные (беседа, рассказ, объяснение);
наглядные (работа с дидактическим материалом);
практические (самостоятельная работа)
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная
парная
индивидуальная
Основные понятия: «полицейский (зубатовский) социализм»; стачка; Совет; революция; движущие силы революции; два пути революции; ход революции; «думская монархия».Оборудование урока:
Учебник: Загладин Н.В., Н.А. Симония «История России и мира в ХХ – начале ХХI века», 11 класс.
Учебное пособие: Хрестоматия по истории России, А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.
дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие;
Готовность к уроку.
Введение.Тема сегодняшнего урока о событиях более чем столетней давности. Но я хочу начать нашу работу с вопроса о жизни современного российского общества.
- Что вы знаете о выборах на территории РФ, которые состоятся 18 сентября 2016 года? ( Выборы депутатов в Государственную Думу РФ VII созыва)
- Что такое Государственная Дума? (Законодательный орган государственной власти РФ, нижняя палата парламента РФ – Федеральное собрание)
- кто имеет право участвовать на выборах? (все граждане РФ, кроме признанных судом недееспособными и тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда; т.е. пользуясь избирательным правом вся активная часть общества участвует в управлении государством через своих избранников, влияет на принятие новых законов, в чем проявляется деятельность гражданского общества)- Как вы думаете, с какого времени начинает свой отсчет российский парламентаризм? Когда россияне впервые получили гражданские права и свободы, избирательное право? (это произошло чуть более ста лет назад, в результате первой российской революции)
II. Подготовка к восприятию нового учебного материала
Объявление темы урока «Первая российская революция 1905-1907 гг.»
Цель учебного занятия: сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 – 1907 годов в России; раскрыть характер и итоги революции, определить ее значение для дальнейшего развития страны.
Словарная работа: революция, абсолютная монархия, конституционная монархия
III. Изучение нового материала
План:
Причины и начало первой русской революции.
Два пути революции.
Основные события
Два Манифеста
Итоги революции 1905-1907 гг.
Причины первой русской революции вытекают из особенностей социально-экономического и политического развития России в начале ХХ века.
? Изучите информацию карточки №1 и ответьте на следующие вопросы:
- кто выступал с критикой политики власти?
- какие требования предъявляли крестьяне? (экономические)
- какие требования предъявляли рабочие (экономические и политические) – недовольство политикой самодержавия
(Рост недовольства связан с ухудшающимся положением в экономике, как последствие мирового экономического кризиса начала ХХ века)
- какая была неудача во внешней политике? (проигрыш в русско-японской войне)
- Поводом к началу революции послужило «Кровавое воскресенье». Что вы знаете об этом событии? (9 января 1905 г)?
Рассказ учителя о «полицейском социализме» (чиновник Департамента полиции Российской империи Зубатов), о роли священника Г.Гапона в рабочем движении Петербурга и событиях 9 января.
(деятельность революционных организаций)
Используя дидактические материалы [карточка 2] учащиеся формулируют эти причины и кратко записывают их в тетради:
недовольство политикой самодержавия;
последствия мирового экономического кризиса 1900-1903гг.;
поражение в войне с Японией 1904-1905 гг.;
деятельность революционных организаций.
2.Два пути революции.
Кроме сил рабочих и крестьян революционную силу составляли и представители мелкой буржуазии, страдающей от бесправия в своей предпринимательской деятельности, но в отличие от крестьян и рабочих они придерживались либеральных взглядов (?)
Таким образом, в первой российской революции можно выделить два потока:
Первый поток – либерально-земское движение, которое было ориентировано на путь мирных эволюционных реформ в сторону конституционного реформирования страны.
Второй поток – радикально революционный, включавший в себя разнообразные формы социального протеста от крестьян до рабочих, которые были представлены различными политическими организациями (эсерами, социал-демократами, анархистами и др.).
Учащиеся составляют в тетради таблицу №1
Два пути революции Таблица № 1
  Либеральный (мелкая буржуазия) Радикально-революционный
(крестьяне, рабочие)
Основные программные требования Конституционная монархия Республика
Введение политических свобод Сохранение помещичьего землевладения Ликвидация помещичьего землевладения
Наделение нуждающихся крестьян землёй За плату Безвозмездно
3.Ход революции (работа в группах).
А)Основные события
Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника и дидактическим материалом [карточка №2, документ №1, 2; задания 1-3, рисунок 1] для изучения хода революции.
Задание 1.
Изучите ход революции 1905-1907 гг. (учебник стр.62-63). Укажите наиболее значимые события. (Рисунок 1)

Рисунок 1
Объясните, почему именно эти события вы рассматриваете как важные.
Б) Два Манифеста
Задание 2.
Прочтите документ «Манифест 17 октября 1905 г.». Задание по документу:
- о чем этот документ?
- его значение для дальнейшего развития событий в стране
- почему император решился провозгласить его?
– своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
— Какие изменения в политической жизни страны предусматривались Манифестом от 17 октября 1905 года?
(гражданские свободы населению – неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собрания и советов; общее избирательное право, формирование законодательного органа государственной власти Государственной Думы; после провозглашения Манифеста либеральная часть революционных сил отмечала победу и начала отходить от революции)
! Очень большое значение имеет этот Манифест, его можно приравнять к Конституции. На основании положений у российского народа возникло избирательное право, право участвовать в управлении государством, возможность формирования гражданского общества и развитие России по пути конституционной монархии
Задание 3.
Прочтите документ «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года»
- Какие положения были установлены этим документом в порядке организации выборов? (многоступенчатые выборы; рост количества лиц, лишенных избирательного права)
- Новое положение о выборах улучшили или ухудшили права населения? (ухудшили).
Изданием нового закона о выборах Николай II нарушил Манифест от 17 октября 1905 года, который считается главной победой в ходе революции. Поэтому дата 3 июня 1905 года является датой завершения революции, ее поражения. Новым законом была установлена «Третьеиюньская монархия»(более подробно ее черты рассмотрим на следующем уроке)
4.Итоги и последствия революции 1905-1907 гг.
Обсуждение вопросов по теме:
- какие изменения произошли в политической сфере?
- какие изменения произошли в социальной сфере?
- какие изменения произошли в экономической сфере?
В тетради заполняют таблицу:
Итоги и последствия революции 1905-1907 гг. Таблица № 2
В политической сфере В социальной сфере В экономической сфере
Учреждение Государственной думы.
Преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента.
Дарование политических свобод Введение рабочего законодательства
Начало аграрных реформ П.А.Столыпина.
Отмена выкупных платежей.
Подведем итоги: причины революции, два пути революции, наиболее важные события, два Манифеста НиколаяII, результаты революции.

IV. Закрепление нового материала
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905-1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.
Учитель обобщает, что главные проблемы российской действительности не получили своего решения, что сохраняло основу для грядущих революционных выступлений в дальнейшем.
Общая позиция: в целом революция не была завершена, но ее последствия были очень важными для дальнейшего развития страны.
В ходе реформ последнего десятилетия ХХ века пригодился опыт парламентской деятельности начала ХХ века.
V. Подведение итогов занятия