Открытое занятие Что за прелесть эти сказки
Викторина
«Что за прелесть эти сказки»
Задачи: 1.Образовательная: обобщить знания детей по сказкам; привитие учащимся любви к чтению, познавательного интереса.
2. Коррекционно-развивающая: развитие речи, фантазии, воображения, внимания, мышления, умственных и творческих способностей.
3. Воспитательная: воспитание любви к сказкам, привитие любознательности, доброты.
Оборудование: музыкальный центр, доски для заданий, выставка книг школьной библиотеки по теме мероприятия, пазлы, призы, грамоты.
Пословицы: «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Словарь: Баюн, баять.
Актуальность. Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.Ход мероприятия.
Орг.момент.
Основная часть.
Вступительное слово воспитателя:
Дорогие наши гости, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем увлекательное путешествие в удивительный мир сказок. С самого раннего детства мы знакомимся со сказкой. Первые сказки всегда рассказывает мама, они простые и коротенькие, но дети взрослеют и узнают все больше новых сказок. Они бывают разные: народные и авторские. По ним снимают фильмы и мультфильмы, их печатают в книгах и журналах. Есть сказки короткие и длинные, веселые и грустные, смешные и серьезные. Но у всех у них одна общая черта-в них всегда побеждает добро. Поэтому взрослые и дети любят сказки. Вместе со сказкой в нашу жизнь входит волшебство, добро и радость.
Сценка. Сказка (выходит из-за занавеса)
Много сказок в свете есть.
Их, конечно, все не счесть.
Есть про ворону и лисицу,
Есть про мед, и про горчицу,
Но самая ценная, всегда современная
Сказка чудесная, сказка волшебная!
Воспитатель: Мы рады тебе, дорогая сказка! Но вот к нам идет еще один сказочный герой.
Кот Баюн (входит на сцену)
Много сказок в свете есть.
Их, конечно, все не счесть.
Есть про ворону и лисицу,
Есть про мед и про горчицу,
Но самая ценная, всегда современная
Сказка чудесная, сказка волшебная!
Ведущая: Мы рады тебе, дорогая Сказка! Но вот к нам идет еще один сказочный герой.
Кот Баюн (выходит на середину зала):
Я в сказке живу,
Я песни пою,
Я все о сказках знаю,
Я их запоминаю.
У меня старый, древний род,
Я ученый, умный кот.
Я серьезный, не шалун.
А зовут - меня Баюн.
Ведущая: А почему тебя так зовут, котик?
Кот: В далекие времена было слово «баять», значит рассказывать. Я очень люблю рассказывать, поэтому меня так и зовут.
Ведущая: А что ты любишь рассказывать, котик?
Кот: Я очень люблю сказки!
Ведущая: Ребята, а вы любите сказки?
ДА
Сказка: Сказок много разных есть,
Столько, что их всех не счесть,
Но самые древние, природные -
Это сказки народные!
Так же есть сказки волшебные, они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну , а молодца в комара.
Кот: А почему говорят «Сказка-ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок?»
Сказка: Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.Кот: Читая сказки я тоже понял, сто они помогают быть добрее.
- Ребята, вам хочется попасть в эту сказочную страну?
Дети: Да.
Кот: Итак, начнем викторину.
Воспитатель: А путешествовать нам поможет цветик-семицветик. Каждый цвет будет соответствовать определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце викторины, кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок. Но, чтобы попасть в эту сказку мы должны найти средство передвижения. Вспомним на чем ездили(передвигались) герои сказок?
Дети: Ковер самолет, ступа, сапоги скороходы.
Воспитатель: С каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: Жили были, там на неведомых дорожках, в тридевятом царстве-государстве и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на космической ракете. Готовы? Итак, отправляемся.
-Наш корабль приземлился над красным лепестком. Так давайте же узнаем, какое задание предстоит вам выполнить.
На каждый лепесток дети говорят слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Красный лепесток
Путешествие по сказкам
-Какого цвета была шапочка у девочки из сказки? (красного)
-Какую обувь носил кот? (сапоги)
-Во сколько часов Золушка должна вернуться с бала? (12 ночи)
-Кто спас бабушку и красную шапочку? (дровосеки)
-Как прозвали самого крохотного героя сказок? (мальчик с пальчик)
-Кто покушался на жизнь бабушки из сказки? (волк)
-Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
-Что нужно было сделать Красной шапочке, чтобы попасть к бабушке в дом? (дернуть за веревочку)
-Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие на волшебном транспорте.
Оранжевый лепесток.
Называется это задание «Сказка за сказкой»
-Вам нужно отгадать о какой сказке идет речь
1. Кто- то за кого- то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть. Ох, засело крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд! (Репка)
2. Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавель)
3. А дорога далека, а корзина не легка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
4.По-щучьему велению,
По моему хотению,
Ну-ка, печь, поезжай к царю. (Емеля)
Физ.минутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой.
Загадки
Воспитатель: Отправляемся дальше в наше путешествие.
Синий лепесток.
-Я начну, а вы кончайте,
Только в рифму отвечайте!
1. Перед волком не дрожал,От медведя убежал,А лисице на зубокВсе ж попался...9Колобок)
2. Не игрушка заводная,Хоть пропеллер на спине,Он живет забот не зная,Прилетает он ко мне.Он - большой любитель крыш,А меня зовут… (малыш Карлсон)
3. Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей,И однажды бегемотаВытащил он из болота.Он известен, знаменит,Это доктор...(Айболит)4.С букварём шагает в школуДеревянный мальчуган.Попадает вместо школыВ полотняный балаган.Как зовётся эта книжка?Кто герой её — мальчишка? (Буратино)
Сказочные герои
Наш корабль приземлился над Зеленым лепестком
Воспитатель: Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?
-Ну, попробуй отгадать,
Как героя сказки звать.
1. Одно из имен Василисы. Прекрасная
2. Кто нес машу в корзине с пирожками? Медведь
3. У кого зимовала Дюймовочка? Мышь
4. Как звали бессмертного злодея? Кащей5. Как звали курочку с золотым яичком? Ряба
6. По щучьему веленью по моему хотенью… Емеля
7. Ладно я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по этой. Красная шапочка
8. Герой, хитрец Казахских народных сказок. Алдар-Косе
9. Как звали самого жадного бая? Шигай-бай
Воспитатель: наш корабль приземлился на белом лепестке
Проведем конкурс на «Лучшего знатока сказок»
Перед вами волшебные предметы. Ко мне подходят дети, поочередно выбирают предмет, называют его волшебные свойства и сказку, где он встречается.
Зеркальце- «Сказку о мертвой царевне»
Яблоко- «Сказка о мертвой царевне»
Цветок- «Цветик семицветик»
Туфелька- «Золушка»
Ключик- «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Яйцо- «Курочка Ряба»
Мыло- «Мойдодыр»
Градусник- «Айболит»
Воспитатель: Наш корабль приземлился на последнем лепестке.
Фиолетовый лепесток «Собирай-ка»
Вам необходимо собрать пазл и назвать из какой сказки данная картинка.
(детям выдают 2 комплекта разрезанных иллюстраций к сказкам. После склеивания весь класс узнаёт саму сказку)
Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
-Что нового вы узнали?
-Где мы можем встретиться со сказкой?
Дети: в книгах, театре, кино, мультфильмах, на уроках, придумать сами .-Всегда ли в сказках добро побеждает зло?
-Только в сказках можно проучить вруна и злодея?
Воспитатель: мы совершили с вами путешествие в удивительный мир сказок, чудес и волшебства! Теперь вы сможете продолжить путешествие сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник сказок, и в путь!
Воспитатель: Мы со сказкой вовсе не прощаемся,
Мы к ней очень часто возвращаемся.
В сказке-правда, вымысел, намёк,
В сказке-радость, счастье и урок.
Ждут тебя тепло, веселье, ласка
В маленькой стране с названьем «Сказка»!
Воспитатель: Давайте подведем итоги викторины.
-Посчитайте, сколько у вас жетонов.
Награждение команд по номинациям: «Самые быстрые и веселые», «Самые внимательные и находчивые»