Информационно-коммуникационные технологии в обучении учащихся по предмету « Техническое черчение»
Министерство профессионального образовании РС(Я)
АУ « Профессиональный лицей №11» г. Якутска
Тема:
Информационно-коммуникационные технологии в обучении учащихся по предмету « Техническое черчение»
Попова Н. И. преподаватель
2013г.
Образование - это индустрия, направленная в будущее ,
(С.П.Капица).
Информационно-коммуникационные технологии в обучении учащихся по предмету « Техническое черчение»
Новые информационно-коммуникационные технологии все шире используются в современном образовательном процессе. Сейчас трудно представить как раньше студенты и преподаватели могли обходиться без компьютера, принтера, сканера, интернета, цифрового фотоаппарата, мобильного телефона, электронной почты, электронных носителей информации (дисков, флэшек), возможностей видеопрезентаций.
В связи с развитием технических изобретений, конструкторских проектов и разработок, значение черчении в преподавании приобретает новых подходов. Одним из эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательном процессе является применение моделей и динамических презентаций. Это обеспечивает активное восприятия учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися основ изучаемого предмета, а также позволяет организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Учебный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать свои методы , включая авторские работы.
В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
Инновационной школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику. Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых.
Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.
Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
Современные инновационные технологии в образовании
В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующую наиболее характерную инновационную технологию.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). А) Информатизация обучения привлекательна для учащихся в том, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах училища, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
Б) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Массовое изменение традиционных учебно-методических пособий связано только с созданием «электронных учебников», т.е. перевод текста в электронную форму и создание комфортных условий работы с ним (например, используя технологию гипертекста).
Другое дело, что под маркой «электронного учебника» может скрываться простой электронный аналог печатного текста. Банальное электронное дублирование печатного, бумажного учебного материла можно понимать как минимальное использование возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, создание виртуальных продуктов – как максимальное. Электронное дублирование доступно всем преподавателям, поскольку сейчас все учебные тексты набираются на компьютере .
Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения, обеспечивают большую информационную емкость; интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышает познавательной активности учащихся, а также усиление мотивации.
На уроках по предмету черчения я использую подготовленную по программе дисциплине презентацию в виде набора слайдов. Каждый слайд содержит ключевую информацию, поясняемую преподавателем. Достоинством представления информации в таком виде является удобство их подготовки в пакете МS Оffice на основе программы Pоwer Point, при помощи которой компонуется как текстовая, так и графическая информация. Причем объектами, встраиваемыми в слайд, могут быть и видеоролики , и фотографии.
Например, для создания учебных презентаций по теме « Крепежные соединения и изделия с резьбой», « Методы проецирования» , « Эскиз детали» применяла и фотографии , плакаты учебные, книжные иллюстрации . Сканировала и переносила в слайд . « Инструктаж по технике безопасности, охраны труда и пожаробезопасности по производственному обучению» применены плакаты с дублированием каждого рисунка.
Такая форма обучения содержит красочную иллюстрацию, фотографии, тестовые задания, обосновывается взаимосвязь с другими предметами и будущей профессией.
Получают интересный, хорошо оформленный материал, подаваемый с использованием современных технических средств, что стимулирует их интерес к изучаемому предмету, учащиеся тренируются и логически мыслить и работать самостоятельно. У учащихся вырастает заинтересованность в получении образования, более четким становится видение своей будущей профессиональной деятельности.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 215