Информационно-коммуникационные технологии в обучении и управлении образовательным учреждением.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении и управлении образовательным учреждением.
Морозова Л.Н.
Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Наиболее важно определить их истинную роль и место, которое им должно быть отведено в организации учебного процесса, а также в управлении образовательным учреждением.
Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Перечислим основные факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:
оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
снижение прямых и обратных потоков информации;
оперативное получение и обработка отчетности;
системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
унификация компьютерной техники, программной продукции;
использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Опыт работы нашего колледжа показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности. В настоящий момент все члены администрации колледжа, а также учителя-предметники и мастера производственного обучения владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.
В колледже работает корпоративная локальная сеть объединяющая три корпуса учебного заведения, находящихся в разных концах города. Что позволяет хранить информацию на серверах и получить доступ к ней в любой момент. Также через сеть идет работа с административным зданием: подача заявлений, получение справок. Очень удобно работать с учебно-методическими документами, сокращается время на согласование и подпись документов. А также электронные версии документов всегда в свободном доступе на каком бы корпусе не находился преподаватель. Работает Электронный колледж, с помощью которого идет оповещение сотрудников о планах на предстоящую неделю, даются объявления разными структурными подразделениями. Через электронный колледж можно подать заявку в технический отдел на ремонт и обслуживание компьютерной техники и оперативно получить ответ.
Налажена связь с Комитетом образования и другими образовательными учреждениями и организациями через электронную почту, позволяющую экономить время и дающую оперативность при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.
Руководителям образовательных учреждений, работающих над созданием информационного пространства, необходимо учитывать, что одной из самых больших трудностей, которая может встретиться в построении единой информационной базы, является ее большой объем. В реальной жизни образовательного учреждения совершенно невозможно представить себе, что руководитель сможет найти такого сотрудника, который готов один, аккуратно, разумно и осмысленно наполнить информационную базу содержанием. Практика внедрения информационных систем в работу образовательных учреждений подсказывает, что вряд ли кто-нибудь будет вводить огромное количество информации в компьютер без создания следующих условий:
Четкого и ясного разделения всего объема информации по исполнителям;
Обеспечения мотивации использования информационных систем у каждого из исполнителей на своем участке.
Автоматизированные информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением являются актуальными на сегодняшний день, так как все образовательные учреждения нуждаются в автоматизации управления:
Замене рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени;
Создание долгосрочных, систематизированных банков данных об учебном процессе;
Значительном повышении эффективности при обработке больших объемов информации;
Представление информации в удобно оформленном виде (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).
Возможности хранения в структурированном виде больших и информационных массивов;
Быстрый поиск необходимых данных;
Составление различных материалов.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности преподавателя.
Например, использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию к изучению предмета, стимулировать студентов.
Кроме того, руководители образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что очень важно для всестороннего развития личности.
Очевидно, что информатизация образования и развитие информационного общества, взаимосвязанные процессы. Становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности. Очень часто под информатизацией образования подразумевается внедрение информационно-коммуникационных технологий только в учебный процесс. Это, действительно, важнейшее направление информатизации образования, оказывающее определенное влияние на повышение качества подготовки специалистов. Однако, изучая особенности применения средств ИКТ в образовании, важно понимать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационно-коммуникационных технологий.
Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации управления различными направлениями образовательной деятельности. Это вызвано дефицитом времени, перегрузкой педагогов и администрации, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение профильного обучения, необходимость ведения планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности студентов. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок.
Кроме этого, к информатизации образования в полной мере можно отнести еще и методы использования средств ИКТ в очном и дистанционном обучении, особенности функционирования виртуальных учебных заведений.
Информационные технологии и компьютерные коммуникации представляют большую важность для решения задач, стоящих перед современными учебными заведениями, то есть информатизация выступает как фактор модернизации всей системы образования.
Литература
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. 2012
Градова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением. 2010
ГубинаТ. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения. 2012
Зайцева И. П. Классификация программного обеспечения. 2011
Кананыхина М. А. Современные дидактические средства и информационные технологии. 2013
Комарова В. Г. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики. 2009)
Машонская Е. В. Использование ИКТ в образовательных учреждениях. 2010
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.]. Москва, 2012
Солдатова Н.М.Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. Владивосток, 2011
Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2009
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
работа в тюмени"вакансии тюмени"