Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии
Морозова Елена Владимировна
Современные информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии.
Статья посвящена влиянию информационно-коммуникационных технологии на уроках биологии и использование специализированных компьютерных программ, таких как Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher а также интернет – ресурсов.
В связи с быстрым развитием науки и общества возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности. Наука постоянно развивается, и ее достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.
Современное общество предъявляет высокие требования и к компетентности педагога в его профессиональной деятельности. У школ нет выбора, кроме того, как адаптироваться к информационному веку. В настоящее время информационный рынок предлагает учителям массу учебных программ, пособий, разработок уроков, наглядных иллюстративных таблиц, фильмов, электронных энциклопедий по биологии. Это приводит к тому, что учителю биологии необходимо использовать информационно - коммуникационные технологии на своих уроках.
Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения информационные компьютерные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Учебно-методический проект, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на повышение качества знаний о клетке и на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности информационные компьютерные технологии.
1. Варианты использования Microsoft PowerPoint
Презентация как форма представления учебного материала
Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала - наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. Клетка представляется как система ярких опорных образов, а слайды наполнены структурированной информацией в логической последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию, как в фактографическом, так и в ассоциативном виде в память учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы, формируется система мыслей и образов.
2. Использование Microsoft Publisher
Применение знаний в практической деятельности реализуется, в том числе и в самостоятельной работе учащихся по созданию буклета. Решение проблемной задачи – «любая болезнь на клеточном уровне» - ведет учащихся к научному обоснованию выбора здорового образа жизни. Такая форма работы отличается нестандартностью, что повышает уровень мотивации к изучению темы, дает возможность реализовать свои творческие способности. Данную работу желательно поручить ученикам не всегда успевающим в учебе, но, как правило, владеющими персональным компьютером (ПК). В этом случае они осознают ответственность, возлагаемую на них, ведь тема еще не пройдена, а они уже владеют информацией. Предварительно учитель представляет им материал, задает цели и задачи. Кроме того, буклет они готовят для всего класса - это увлекает, создает ситуацию успеха, придает необходимую уверенность в своих способностях, где каждый может проявить себя в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Для определения качественного выполнения презентаций, буклетов, веб - страниц в содержание программы включены критерии оценивания самостоятельных работ.
3. Анализ Интернет – ресурсов для подготовки к уроку
Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. Учитель биологии может найти полезные обзорные материалы в многочисленных рефератах, подготовленных студентами и школьниками. Их поиск можно осуществлять через справочные серверы, или поисковые системы. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках можно свести к трем основным этапам классического комбинированного урока:
Контроль знаний
Объяснение нового материала
Закрепление изученного материала
Контроль знаний: компьютерное тестирование было бы очень удобным и интересным для учащихся, но, к сожалению, у нас пока нет технической возможности использовать этот метод. Пока применяю использование вопросов, тестовых заданий на экране.
Объяснение нового материала. Использование образовательных ресурсов сети Интернет позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии. Грамотное использование ресурсов Интернет обеспечивает интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
Используя сеть Интернет, можно дополнить традиционный урок экскурсией по биологическим музеям, познакомить школьников с редкими и исчезающими животными и растениями.
Использование информационных компьютерных технологий для закрепления знаний.
В качестве закрепления можно использовать беседу на основе информации, воспроизведенной на экране с помощью мультимедийного проектора. Материал содержит основной теоретический материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логическими цепочками. Так же можно организовать игры, в которых быстро и наглядно можно повторить определенную тему
Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности.
Область применения информационно компьютерных технологий во внеурочной деятельности широка, ее условно можно разделить следующим образом:
ИКТ при подготовке домашних заданий учащимися
ИКТ при организации исследовательской деятельности
ИКТ в подготовке к экзаменам или олимпиадам
ИКТ на внеклассных мероприятиях
1. Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача грамотного учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер. Для более эффективной работы с информацией с учащимися обговаривается план ее сбора. На уроках ребятам предлагается выступить с сообщениями по своим темам. Старшеклассникам предлагается создать собственные презентации, которые в дальнейшем могут применяться и на уроках
2. При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами.
3. Что касается использования информационных компьютерных технологий в подготовке к экзаменам (олимпиадам) это, прежде всего использование ресурсов Интернет при повторении материала. Существуют обучающие сайты, где с успехом можно повторить, а иной раз и восполнить пробелы в знаниях. Можно также в качестве повторения предложить учащимся имеющиеся презентации по темам, что позволяет закрепить полученные знания. В качестве тренировки – задания ЕГЭ (онлайн) или в виде тестов (задания олимпиад)
Таким образом, использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование информационных компьютерных технологий повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.
Список литературы
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Морозова Елена Владимировна - учитель биологии
МОУ «Рыбницкий теоретический лицей - комплекс»
тел. рабочий 0 555 40460 , домашний 0 555 24015, e-mail: Elka-k@list.ru