КОНСПЕКТ УРОКА Изготовление поздравительных открыток в технике кардмейкинг
В том человека украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чует он значенье
Того, что делает рука
ПЛАН- КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Для учащихся 8 класса
Предмет: «Технология»
Блок: «Изготовление изделий декоративно- прикладного искусства»
Преподаватель: Н.Ю. СталиневичТема занятия: «Изготовление сувенирных поздравительных открыток в технике кардмейкинг»
Цели урока:
Обучающая:Обобщение знаний по декоративно-прикладному искусству. Знакомство с новыми технологиями: оригами, скрапбукинг,кардмейкинг, используемыми при изготовлении открыток.
Развивающая: способствовать развитию практических навыков и творческого мышления учащихся;стимулирование творческих способностей через развитие стремлений и природных талантов.
Воспитательная: способствовать совершенствованию эстетического и художественныйвкуса; воспитанию аккуратности, внимательности, терпеливости в достижении результата, умение видеть красоту.
Тип занятия: Усвоение новых знаний
Вид занятия:
- словесный;
- наглядно – демонстрационный;
- практический.
Методы обучения: Комбинированный.
Виды контроля:
- целевые обходы;
- самоконтроль.
Межпредметные связи:
- изобразительное искусство;
- история;
- информатика;
- черчение;
- рисование;
- география.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:
Оснащение: Проектор, экран.
Инструменты и приспособления:
фигурные ножницы или нож для резки бумаги;
карандаш;
линейка;
клей (можно использовать ПВА, а также клей-карандаш);
двусторонний скотч;
скобы, дырокол, булавки;
степлер;
Материалы:
цветная бумага и картон;
элементы декора: бусинки, бисер, стразы, пайетки, пуговицы, брадсы;
ленты, кружева, тесьма;
нитки;
ткань;
шаблоны деталей открытки.
Средства обучения:
- учебно-наглядные пособия (готовые изделия, выполненные в техникескрапбукинг, кардмейкинг, квиллинг, оригами);
- образцы современных открыток;
- компьютерная презентация по теме урока;
-раздаточные дидактические материалы (мастер-классы, инструкционные карты).
Литература:
Журналы «Уроки рукоделия»,
конспекты предоставленные преподавателем.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:
1.Приветствие;
2.Проверка наличия учащихся;
3.Проверка готовности к уроку;
4.Организация внимания:
- рефлексия «Ваше настроение»;
- настрой на урок:
Начинаем наш урок!
Интересные задания ждут вас.
Пожелаем всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Здравствуйте дети и уважаемые гости!
Продолжаем начатый с вами блок «Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества», который предполагает изучение различных технологий при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства.
На предыдущем занятии мы с вами познакомились с народными промыслами, и прежде чем приступить к новой теме урока, давайте вспомним те промыслы, которые реализуются в промышленности. Ваши знания проверим с помощью теста.
В ходе его презентации в своих раздаточных листах вы должны дать правильные ответы. Тест содержит 14 вопросов. На экране высвечивается вопрос и через некоторое время - правильный ответ, таким образом, вы имеете возможность проверить себя и оценить свой результат самостоятельно. Исправления в тесте не допускаются. Критерии выставления оценок следующие: 13-14 правильных ответов-«5»; 10-12 правильных ответов-«4»; менее 10 правильных ответов-«3».
2. Повторение: работа учащихся с тестом.
Теста: ( показ слайдов с вопросами- ответами)
1) Назовите промысел (Филимоновская игрушка)
2) Назовите промысел (Павлово-посадский платок)
3) Продолжите фразу:
Оренбургский … (пуховый платок)
Вологодское … (кружево)
Дымковская … (игрушка)
Жостовский … (поднос)
Хохламская … (посуда)
Золотая … (хохлома)
Со своим … (самоваром) в Тулу не ездят.
4)Вид деятельности (гончарная деятельность)
5)Уберите лишнее (пряха)
6) Назовите промысел (дымковская игрушка)
7) Податливые в обработке материалы (глина, пластилин, воск)
8)Назовите промысел (гжель)
9)Назовите промысел (хохлома)
10) Уберите лишнее (игрушка, ярмарка, промысел)
11)Назовите промысел (жостовские подносы)
12) О чем речь (хохлома)
13)К какому виду декоративно-прикладного искусства относятся народные промыслы (керамика, роспись по дереву, стеклоделие)
14) Народные промыслы молдавского народа: гончарное производство, ковроделие.
Приступим к самооценке знаний по теме:
Учащиеся проверяют работы: самостоятельно выставляют оценки.
Поднимите руки у кого наибольшее количество баллов.
Собирается ответы.
Объявляется результат.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
На прошлом занятии я просила вас найти определение слова «кардмейкинг».Так ,что же оно означает?
Предполагаемый ответ: Изготовление открыток своими руками.
-Молодцы! Вот вы и раскрыли тему нашего занятия, а именно: Изготовление сувенирных поздравительных открыток в технике кардмейкинг.
Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками.
Кардмейкинг – это способ декорирования поздравительных открыток с помощью самых разных подручных материалов.
А сейчас подробней мы познакомимся с техникой «Кардмейкинг».
Сообщение подготовили учащиеся.
Кардмейкинг – это кропотливая ручная работа, которая сегодня стала увлечением тысяч людей по всему миру. Под этим понятием на самом деле кроется искусство создания поздравительных открыток к важнейшим праздникам, приглашений на ритуальные церемонии и красивых записок с пожеланиями. Изготовлением открыток занимались только талантливые художники и мастера, поэтому и цены на них стали баснословными. Спустя сто лет поздравительная открытка ручной работы была ценным и дорогим подарком, которые могли себе позволить только весьма обеспеченные люди. Именно тогда кардмейкинг приобрел свои современные очертания. Сейчас, как и раньше при создании открытки мастер вкладывает в свое творение собственную душу, сердце и фантазию…
2. Сообщение учебных целей урока и их мотивация:
Обучающая:Обобщение знаний по декоративно-прикладному искусству. Знакомство с новыми технологиями: оригами, скрапбукинг,кардмейкинг, используемыми при изготовлении открыток.
Развивающая: способствовать развитию практических навыков и творческого мышления учащихся;стимулирование творческих способностей через развитие стремлений и природных талантов.
Воспитательная: способствовать совершенствованию эстетического и художественный вкуса; воспитанию аккуратности, внимательности, терпеливости в достижении результата, умение видеть красоту.
Сегодня на уроке мы научимся изготавливать сувенирные поздравительные открытки в технике кардмейкинг, но прежде чем подробно познакомимся с технологией изготовления, вашему вниманию будет представлено сообщение об истории возникновения открыток. Когда появилась открытка? Какую дату можно считать официальной?
Сообщение подготовила…
1. История открытки
Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая ОТКРЫТКА. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или ещё раньше?
Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» мы должны быть благодарны солдатам времён франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры дополняли написаное рисунком. Чем не почтовая открытка?!
Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Именно она открыла путь типографскому производству открыток. Позже их славу присвоили себе шотландцы, которым не давало покоя первенство англичан.
А «первооткрыватели-рекордсмены» китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить всех лично и принять поздравление. В те времена ещё не было секретарей…
Доводов и предположений существует предостаточное количество, но важен лишь один факт – открытка всё-таки появилась и с тех пор радует глаз и душу. И совсем не обязательно придумывать какой-либо повод, чтобы её подарить. Она создаст за Вас особое настроение и оставит именно то впечатление, на которое Вы рассчитывали.
С 1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений.
Заслушали сообщение, спасибо.
Обобщение педагога с показом современных открыток ручной работы:
Ручная работа всегда эксклюзивна, неожиданная, солидна, в каждой подобной работе таится частичка души её автора, неповторимый стиль. Как нет двух похожих людей, так, наверное, нет двух похожих открыток ручной работы
Для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества.
Философия кардмейкинга построена на простой заповеди: хочешь поздравить человека действительно от души – вложи в поздравление душу. Сегодня магазины и киоски переполнены открытками на любой «вкус и цвет». Частные полиграфические фирмы, коих теперь также хватает с избытком даже в самых провинциальных городках, предлагают даже разработку дизайна поздравительных открыток с учетом пожеланий заказчика – с фотографией виновника торжества, например. Но это все равно приелось и примелькалось. Полиграфия – она и есть полиграфия. Банальная и предсказуемая: бумага плюс краска, пусть и в переплете с самыми современными технологиями. Разве ею можно кого-либо удивить? То ли дело, когда тебе дарят маленькое чудо с орнаментом из настоящих кофейных зерен, источающее упоительный аромат! Или открытку, отделанную стразами или бисером, бусинами, цветами – искусственными и живыми, лентами, кружевами и другими милыми штучками. Если вы относите себя к натурам утонченным или гламурным, то вряд ли останетесь равнодушными.
Демонстрация открыток в презентации и наглядно.
2.Экономическое обоснование:Конечно, открытку можно приобрести в магазине- она стоит 30 рублей, но сопоставив среднюю стоимость необходимых материалов для ее изготовления своими руками, представленных в таблице – попытаемся вместе проанализировать, на сколько это экономически выгодно .
№ п/п Наименование используемых материалов Стоимость
1. Плотная цветная бумага 3 руб. 50коп.
2. Кружево(25 см) 1руб.
3. Клеящийся жемчуг 5руб.
4. Другие декоративные элементы 5руб.
Итого: 14руб. 50 коп.
Таким образом, себестоимость изготовленного изделия составляет 14руб. 50коп. 30- 14, 5= 15,5-экономия.
Вывод: из расчетов видно, что изготовив открытку своими руками можно сэкономить 15руб.50коп.
Те, кто из вас проявит интерес, привнесут что то новое, смогут начать свой бизнес изготовления эксклюзивных открыток, например на дому, где не придется платить большие деньги за аренду помещения и выпускать их маленькими партиями. В этом случае доход может возрасти на 100%.
Этот опыт, навыки вам могут пригодиться в таких профессиях как: полиграфист, дизайнер, художник-оформитель, но не забегая вперед, хочу сказать, что те из вас, кто после 9 класса пойдут учиться в средние профессиональные учреждения, могут обратить внимание на Бендерское художественно- графическое училище, где можно приобрести профессию «Дизайнер». Кто продолжит учебу дальше - пойдет в10 класс и придет в Учебно-профориентационный центр- сможет попробовать свои силы в профессии «Полиграфист- переплетчик».
IV. Практическая работа:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ!
1. Подготовительный этап.
Открытка, которая покоряет с первого взгляда. Как же научиться делать такие? Начнем с размера. Универсального размера для открыток ручной работы нет. Я выбрала два варианта, на мой взгляд очень удобные в работе. Это 15/14 и 10/21 см. Могут быть открытки других размеров и здесь все будет зависеть от вашей фантазии В любом случае, какой бы ни была ваша открытка, нужно всегда помнить об основных правилах композиции.
1. Правило «трех»: открытка будет смотреться гармонично, если в ней не более трех крупных элемента и цвета.
2. Удачная форма- квадрат, прямоугольник.
3. Устойчивость - элементы размещаются равномерно. Если, например крупный элемент расположен в левом верхнем углу, то его необходимо уравновесить другим элементом в правом нижнем углу.
4. Неперегруженность- т.е. недолжно быть много мелких деталей, пусть лучше открытка станет немного недоделанной в плане украшений чем наоборот.
5. Повторы. Цветы могут быть разного размера ,но одной формы.
Перед тем, как мы приступим к практической работе и для того, что бы работа получилась удачной, давайте подумаем вместе, в какой последовательной технологии мы будем с вами работать?
На доске вперемешку вывешены технологические операции. Помогите, пожалуйста, определиться с правильностью наших действий, что мы должны сделать в начале работы и чем ее завершить?
1. Приклеивание материалов (5)
2. Составление эскиза (2,3)
3. Завершающий декор (6)
4. Выбор материалов (3,2)
5. Выбор формы открытки (1)
6. Изготовление деталей (4)
-Молодцы! С заданием справились, а как вы думаете, для создания вашей открытки, какие материалы и инструменты вам понадобятся?
Предполагаемый ответ: Бумага, клей, ножницы.
-Да все это необходимо, а еще нужны такие материалы:
1.Основа для открытки: плотная цветная бумага или цветной картон.
2. Инструменты для работы: ножницы простые и фигурные, фигурные и угловые дыроколы.
3.Клеящие материалы: клей-карандаш, двухсторонний скотч.
4. Декоративные элементы: кружево, бусины, пуговицы, ленты, искусственные цветы.
Все это станет для вас источником вдохновения.
Итак, из выше сказанного становиться ясно, для того что бы
выполнить оригинальную открытку конкретной тематики необходимо:
1) Выбрать вид открытки, которая будет делаться.
2)Приготовить все необходимые материалы: цветную бумагу для основы, ножницы, клей, декоративные элементы.
3)Сначала подготавливается основа для открытки. По необходимости можно сделать рифление края или вырезать окно, в которое может быть вставлена фотография.
4)Все готовые элементы декора приклеиваются к основе. На открытку можно приклеить бантики из атласных лент, элементы вышивки и т.д.
Разумеется, ваша фантазия имеет полное право на полеты по собственному курсу, а ваши руки – на создание совершенно уникальных вещей. Экспериментируйте, творите и получайте от этого удовольствие.
Для наглядности воспользуйтесь мастер-классами в которых показана последовательность выполнения операций.
2.Вводный инструктаж по организации рабочего места:
Ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем:
1. Используем ножницы с закругленными краями.
2. Не держать лезвием вверх.
3. Передавать вперед кольцами.
4. Избегать попадания клея в глаза, рот на слизистые носа.
5. При работе с клеем использовать влажную тряпку.
6. Во время работы быть внимательным не отвлекаться и не отвлекать других.
Чтоб начать работу нам
Все разложим по местам.
Ножницы, бумага, клей
Аккуратней, не разлей!
Фломастеры и карандаши
Пока в сторонку отложи!
Картон, шаблоны, лоскутки
Банты, шнурки и завитки
Все на клеёнку разложите!
Я что забыла?
Подскажите.
3. Самостоятельное выполнение практической работы по инструкционным картам. Текущий индивидуальный инструктаж по выполнению работы.
Приступим к выполнению работы. Для этого выдается необходимый материал и инструменты.Гостям предлагаем также поучаствовать в мастер-классе.
Напоминаю, что каждого из вас есть возможность воспользоваться компьютерами и высветить на экране понравившуюся открытку.
Во время выполнения задания для благоприятной обстановки вас будет сопровождать видео с видами открыток и музыкальной композицией.
4. Физкультминутка:
·Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Раз –согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, повернуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять и шесть - тихо сесть,
Семь и восемь – лень отбросим.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем.
За бабочкой мы наблюдаем
И работать продолжаем.
Слушаем,запоминаемНи минутки не теряем.
5. Подведение итогов практической работы.
Нравиться ли вам ваша работа? Как вы оцениваете свою работу сами? Мне очень нравятся ваши креативные открытки. Думаю, что теперь вы порадуете ваших близких и родных людей. Спасибо за работу!
6. Заключительный инструктаж:
- Выполните самоконтроль .- Уберите своё рабочее место.
V. Заключительная часть урока:
1. Рефлексия:
Ваше настроение.
2.Домашнее задание: составьте эскиз открытки к одному из следующих праздников.
3. Выставление оценок.
4. Окончание урока:
Спасибо за старание,Ведь главное – желание,
А навык и умения, С годами к вам придут.