УМК «Перспективная начальная школа». Урок обучения грамоте. Учебник: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Урок по теме: Звуки [ р ], [ р ?]. Буквы Р, р.
Жарая Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МБОУНШ № 13 г о Железнодорожный.
УМК «Перспективная начальная школа».
Урок обучения грамоте.
Учебник: «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков.
Урок по теме: Звуки [ р ], [ р ґ]. Буквы Р, р.13 LINK
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Цели урока:
познакомить с графическим образом буквами Р, р ,
сформировать представление о звуках[ р ], [ р ґ] как о звонком твердом и звонком мягком согласных,
развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление,
способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения,
обогащать словарный запас учащихся, учить образовывать однокоренные слова,
обучать исследовательской деятельности,
воспитывать умение ценить время и рационально его использовать, воспитывать любознательность, прививать интерес к чтению, прививать любовь к сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование: азбука в картинках, условные обозначения звуков, слова для игры, карточки со словами и картинками, приложение к уроку, электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Винноградской. Уроки тётушки Совы- Азбука Малышка (www.youtube.com). Серия “ Пойте с нами” , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства “ВЕСТЬ-ТДА”
Ход занятия
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,Начинается урок.Время не теряем, Урок мы начинаем. Внимательно слушаем и правильно отвечаем.
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.
-Урок
- Умницы!
- Перемена.
- Молодцы!
Сообщение темы урока.
- Сегодня, друзья, мы снова отправимся путешествовать по АЗБУКЕ.
Фонетическая зарядка.
Едет мотоцикл(дррр).
Ставни скрипят(хррр).
Кони храпят(хррр).
Вороны кричат(каррр).
Собаки рычат( ррр).
- С каким звуком будем работать?
- Сегодня мы познакомимся с буквами Р, р и узнаем, какие звуки они обозначают.
- А что вы хотите узнать об этой букве?
( - На что похожа? - Как пишется? - Как читается? - Какие звуки обозначает? - Что в ней особенного? - С какими гласными дружит?- В каких словах встречается?)
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал.
- Как называется то, что нарисовано в рамке? (рисунок)
- С какого звука начинается это слово? ( [ р ґ] )
- Названия, каких картинок внизу начинаются с звуков [ р ], [ р ґ] ? Отметьте их крестиком.
(Дети выполняют задание самостоятельно, а затем проверяют по эталону на доске).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Самооценка с последующим обсуждением.
– Оцените свою работу в квадрате по следующей шкале:
“+” – справился;
“? ” – сомневался;
“-” -не справился.
«Чтение» одноуровневых моделей (стр 32)
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду учебника.
- Что нарисовано на первой картинке? (хор)
- Что нарисовано на второй картинке? (хорь)
Уч-ся читают, используя картинки и одноуровневые схемы,слова «хор–хорь»
- Произнесите в слове хор последний звук.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Произнесите последний звук в слове хорь
- Дайте характеристику этому звуку.
- Сравните данные звуки. (В слове «хор»- звонкий твердый согласный звук
[ р ], а в слове «хорь»- звонкий мягкий согласный звук [ р ґ] )
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают звонкий твёрдый согласный звук?
На доске карточка: [ р ]
- Каким условным обозначением показывают звонкий мягкий согласный звук?
На доске карточка: [ р ґ]
-Объясните, что обозначают слова «хор и хорь».
Хор – коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное
произведение.
- Составьте предложение со словом хор.
В школе выступал детский хор.
- Составьте модель предложения.
.
- Сколько слов в предложении?
Хорь – хищный пушистый зверёк, а также его мех. В нашей стране
живут два вида хорьков: черный и степной.. один- темного цвета,
другой – светлый. Когда-то хорьков считали потребителями кур и
проклинали при каждом удобном случае. И всегда старались убить.
Но мало кто знал, что курица - случайная добыча хорьков, а
главная их пища- грызуны: черный уничтожает по 10-15 мышей, а
степной хорек –активный потребитель сусликов.
- Составьте предложение со словом хорь.
Хорь уничтожает грызунов.
- Составьте модель предложения.
.
- Сколько слов в предложении?
- Рассмотрите картинки во втором ряду в учебнике.
-Что нарисовано на первой картинке? (рысь)
-Что нарисовано на второй картинке? (рис)
Уч-ся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова «рысь и рис»
- Произнесите в каждом слове только первый звук.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Сравните данные звуки. (В слове «рысь»- звонкий твердый согласный звук [ р ], а в слове «рис»- звонкий мягкий согласный звук [ р ґ] )
- Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?
- Какие гласные показывают, что предыдущий согласный произносится твёрдо?
-Объясните, что обозначают слова «рысь и рис».
Рысь – типичный лесной житель, причем житель глухих хвойных лесов.
Тем не менее, её можно встретить и в других лесах. Рыси, как и
все кошки, - хищники. Как и все кошачьи, это осторожный,
ловкий, энергичный зверь.
Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.
Конструирование большой и малой букв Р, р.
- Рассмотрите образцы печатных букв Р,р.
- Из каких элементов она состоит? ( полоска в форме прямой линии и полоскав форме полуовала)
- Сконструируйте из шаблонов буквы Р, р.
Один учащийся выполняет задание на доске.
Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эр» и двух звуков [ р ], [ р ґ].
- Буква «эр» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [ р ] и мягкий звонкий [ р ґ].
Физминутка.
Ученики слушают песенку о букве Р и под музыку выполняют движения.
( Серия “ Пойте с нами” , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства “ВЕСТЬ-ТДА”).
- А сейчас мы превратимся в испытателей. Должны же мы испытать нашу новую букву?
Чтение слов в столбиках (на доске)
эм
ара
мама
рано
Анна
эн
ура
рама
нора
Рома
эр
эра
рана
Нора
Роман
- Что общего в словах первого столбика? (Слова 1 столбика – это название букв.)
– Что общего в словах 2 столбика? (второй слог – ра)
– Чем различаются? (первыми гласными звуками)
– Можем ли мы объяснить значение слов второго столбика? (Нет).
– Тогда обратимся за толкованием значения слов к словарю Ожегова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ара – длиннохвостый попугай.
Эра – крупный исторический период времени, эпоха.
Ура – возглас, восклицание.
– Что общего в словах пятого столбика? (Это имена людей).
- Что вы знаете о правописании? (имена людей пишутся с большой буквы)
Включение нового знания в систему знаний.
– Достаточно ли мы выполнили заданий для усвоения нового материала? (Нет).
– Что ещё надо сделать? (Потренироваться).
Выполнение тренировочных заданий.
1. Игра в слова.
а) Работа над чистоговоркой.
– Прочитайте слоги.
Найдите в чистоговорке схожие по звучанию слоги и слова.
– Прочитайте всю чистоговорку.
Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор,
Ру – ол – ро – ра – прятки – лучшая игра.
Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору!
б) Придумай окончания предложений к схемам (рисунки: слов с буквой р)
( ручка, книга, мишка, карась, радуга)
У Наума .
У Романа .
в) Игровой тренинг
рябина картина вечер рак море
радуга стрекоза фонарь рис река
Артур Ира Арина мир мороз
(чтение слов хором, работа по раскрытию значения слов)
Инструкция:
- звук [ р ґ] в начале слова;
- звук [ р ] в начале слова;
- звук [ р ґ] в середине слова;
- звук [ р ] в середине слова;
- звук [ р ґ] в конце слова;
- звук [ р ] в конце слова;
- односложные;
- двусложные;
- трехсложные;
- слова, начинающиеся с согласного;
- слова, начинающиеся с согласного, обозначающего мягкий звук;
- слова, начинающиеся со звонкого согласного звука;
- слова, в которых последний звук глухой;
- слова – имена собственные.
– Что знаете об этих людях?
Оздоровительная минутка (начинается словами):
Люди с самого рождения Жить не могут без движения.
Упражнение “Гора” (для осанки).
Руки опустите вниз, выровните спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело как гора. Одна половинка горы говорит: “ Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! решили они. Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь друг другу. Молодцы!
Работа в парах
– Сравните диалоги (разговор двух людей). Прочитайте их по-разному.
Обратите внимание на выделенные слова (интонацию и логическое ударение).
– Рома мал?
– Рома мал?
– Мал.
– Рома!
Игра.
На “компьютере” только пять букв. Сравните набор букв и слов. Какое слово нельзя “набрать” на этом “компьютере”? Назовите его. Объясните свой выбор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Работа над пословицей.
– Объясните, как вы понимаете пословицу.
Рабочие руки не знают скуки.
– В каких случаях её употребляют?
Однокоренные слова :
рука (каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев),
рукавица, рукавичка (предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно) ,
рукав, рукавчик (часть одежды, покрывающая руку или часть руки),
рукастый (1. Имеющий большие руки. 2. Делающий всё своими руками; умелый) .
Работа в парах.
– Это задание надо делать вдвоем. Перед вами лежат цветные карандаши и две нарисованные рукавички. Ребята, как вы думаете, почему я для работы в парах выбрала именно рукавички?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ответы учеников могут быть очень разнообразными. ( Сегодня на улице холодно и поэтому надо надеть рукавички, слово рукавички начинается с буквы Р, с этой буквой мы познакомились на уроке.)
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась одинаковая пара. Узор может быть любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его нарисует.
(Здесь универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться).
– Ребята, вы хотите, чтобы ваши рукавички ожили? (Да.)
– Тогда поиграем в игру. Хлопните в ладоши, когда услышите слог “ру” в следующих словах.
Караси, работа, коробка, ручей, карусель, рубанок, кожура, барсук.
Работа с электронным приложением к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Винноградской:1. Составляем слова. 2. Играем вместе. 3.Смортим мультфильм. 4. Составляем рассказ. 5.Ищем слова на картинке.
Итог урок (Рефлексия)
- Запомните слова со звуками [ р ], [ р ґ].
Видео. Уроки тётушки Совы- Азбука Малышка (www.youtube.com).
- Назовите слова со звуком [ р ].
- Назовите слова со звуком [ р ґ].
– По какому городу путешествовали?
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились?
– Всем ли было легко?
– Какие трудности испытывали?
– Надо ли ещё потренироваться?
– Понравился ли вам урок?
Заголовок 315