Формирование познавательных УУД на уроках русского языка средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Е.Н.Рябинина,
учитель начальных классов
МКОУ лицея пгт Красная Поляна
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Он вошел в Федеральный перечень учебников. Данный УМК даёт возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.
Почему я выбрала работу над формированием познавательных УУД? Мы знаем, что в современном мире постоянно растёт поток информации, и его невозможно охватить школьной программой. Поэтому гораздо важнее научить ребёнка пользоваться источниками информации, чем перегружать его память фактами и готовыми ответами на вопросы. А для этого необходимо вооружить ученика именно познавательными УУД, т.е. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
Учебник с конца 2 класса по 4 класс – это самоучитель для ребенка. Вся методика проведения уроков заложена в учебниках. Дети смотрят в оглавление, отвечают на вопросы, открывают словари, изучают тему, делают выводы. Я направляю работу детей, координирую их действия, даю детям в руки инструмент – (учебник) и учу с ним работать.
Практически любой урок мы с детьми начинаем с определения темы урока, с самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели. Одним из приёмов, который помогает самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, является постановка перед детьми проблемы. Правильно построенный проблемный диалог предоставляет детям возможность высказывать противоположные точки зрения. Таким образом на уроке создаётся проблемная ситуация.
Например, при изучении темы «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня (польёт) цветы. Мы совершили (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Делаем вывод: из-за того, что чего-то ещё не знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах, мы получили разные мнения.
-Какова же цель нашей работы на уроке? (Узнать больше о мягком знаке).
-Для чего нам это необходимо? (Чтобы правильно писать слова).
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
В учебниках русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, которая побуждает обучающегося самостоятельно добывать информацию, т.е. проводить наблюдения, высказать свои предположения, проводить их проверку, обсуждать результаты и делать выводы.
Приведем пример упражнения из учебника русского языка за 2 класс.
Открой Обратный словарь на букву –Д. Можешь сразу обнаружить группу слов с приставками (Приставки выделены голубым цветом). Среди этой группы слов с корнем –езд- найди слова с разделительным знаком.
Запиши эти слова столбиком. Оставшиеся слова без ъ запиши столбиком рядом.
Можно ли сказать, что все эти слова - с приставками ?
- Почему же часть из них пишется с разделительным Ъ, а часть – без него? Можешь объяснить? (проблемный вопрос)
Посмотри, какую помощь тебе оказывает Миша. Он предлагает прочитать все слова из левого столбика без ъ:
обезд,
везд,
подезд,
сезд,
отезд.
Дети читают данные слова и убеждаются, что прочитать их невозможно без Ъ. Затем детям знакомятся с примером, которыйпредложила Маша:сравни приставки слов из левого и правого столбиков.
обЪезд приезд
вЪезд поезд
подЪезд проезд
сЪезд выезд
отЪезд
Дети отвечают на ряд проблемных вопросов:
-Ничего особенного не замечаешь?
-На какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика: это буквы гласных или согласных звуков?
-А на какие буквы заканчиваются приставки из правого столбика?
-Понимаешь теперь, после каких именно приставок нужно писать разделительный Ъ?
Затем детям предлагается самостоятельно сформулировать правило написания. Таким образом, решается одно из логических универсальных действий – подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.
На уроках русского языка большое внимание уделяю поиску и выделению необходимой информации из различных источников в разных формах. Система словарей, которые представлены на слайде (Толковый, Орфоэпический, Этимологический, Грамматический, Фразеологический, Словообразовательный), помогают научить детей:
- наблюдать и классифицировать;
Открой Обратный словарь на букву – А. найди слова, которые заканчиваются на –вка. Выпиши пять слов для диктанта. Подчеркни в каждом слове трудное написание. В скобках пиши проверочные слова.
Например: прибавка (прибавить).
- сравнивать и делать выводы;
Открой Обратный словарь на букву –Ч. есть ли среди слов – названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на –Ч, слова женского рода? Слова среднего рода?
Какого рода все эти слова? Выпиши пять любых слов.
Открой Обратный словарь на букву – ь: найди слова – названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – чь. Выпиши пять любых слов. Какого рода ВСЕ эти слова?
Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь ?
а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;
б) Ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода?
Это, в свою очередь, способствует формированию умений у учащихся самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, а не получать знания в готовом виде.
Огромное значение для формирования познавательных УУД имеет проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации.
Открой обратный словарь на букву-Ш. Предположи, какого рода будут все слова – названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву –Ш. Выпиши пять любых. Твои ожидания оправдались?
Формировать умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями помогают задания следующего вида:
Прочитай двустишие.
Юнга моет свой корабль.
Юра строит дирижабль.
Запиши второе предложение. Подчеркни главные слова. Стрелочкой покажи словосочетание. Сделай схему предложения. Перечитай первое предложение. Устно назови главные слова. Назови словосочетания. Не забывай ставить вопрос от слов командиров к словам- солдатам.
Миша назвал такие словосочетания:
юнга (что делает?) моет;
моет (что?) корабль;
корабль ( чей?) свой.
Тысоглашаешься с Мишей? Обрати внимание на подсказку Летучей Мыши.
Сделай схему предложения. Придумай и устно скажи своё предложение по этой схеме.
Используя ранее полученные знания, дети самостоятельно выбирают алгоритм выполнения задания, составляют модели предложений и выписывают словосочетания. В ходе выполнения задания учащиеся находят ошибку, которую допустил Миша, обращаются к подсказке и самостоятельно делают вывод.
Огромное значение для формирования умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное играют заданияследующего вида:
- «Произнеси оба слова. Прислушайся: какими звуками они отличаются?»;
- «Сравни картинки. Чем они различаются?»;
- «Сравни два текста. Чем второй текст отличается от первого?»;
- «Сравни слова в двух столбиках. Какое слово здесь лишнее?».
На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. Например, в учебнике русского языка за 3 класс имеется таблица, в которой зашифрованы все изучаемые орфограммы. 1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными3.Непроизносимые согласные в корне слова. 4.Разделительный Ь и далее. При проверке самостоятельных и творческих работ в тетрадяхучеников на полях ставлю номер ошибки, допущенной в этой строке. Ребенок самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет работу над ошибкой по алгоритму, что в свою очередь позволяет контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности
Комплексная контрольная работа, проведенная в конце учебного года, показала, что задания, приведенные выше, способствуют формированию познавательных УУД. УМК «Перспективная начальная школа» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.
Заголовок 115