Тема: «Формирование общеучебного универсального действия на уроках обучения грамоте по УМК «Перспективная начальная школа»

казенное образовательное учреждение Вологодской области
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»














Тема: «Формирование общеучебного универсального действия на уроках обучения грамоте
по УМК «Перспективная начальная школа»








Потапова С. А.,
учитель начальных классов










Шексна

2013


План

Введение стр. 2
Характеристика познавательных универсальных действий стр.3
Формирование общеучебных универсальных действий на
уроках обучения грамоте стр. 4
Характеристика результатов формирования общеучебных универсальных действий на уроках обучения грамоте стр.7





































Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Перспективы ФГОС заключены в гибком реагировании образования на
запросы личности, изменении потребностей общества.
Образовательные результаты должны быть ориентированы на
познавательные возможности школьников и связаны с условиями и
возможностями общества.
















Характеристика познавательных универсальных действий
Познавательные универсальные действия включают общеучебные,
логические действия, а также постановку и решение проблем.
В общеучебные универсальные действия входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
(учебной и практической задачи);
- планирование этапов предстоящей работы и определение их
последовательности;
- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
- извлечение необходимой информации из учебников, прослушанных
текстов, справочников, словарей; определение основной и второстепенной
информации (отделение основной информации от неглавной при решении
практических задач);
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- использование простейших предметных, знаковых, графических моделей,
таблиц, диаграмм, их построение и преобразование.
К логическим универсальным действиям относятся:
- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных
признаков;
- синтез – составление целого из частей, самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
- выбор основания для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждения;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы сводится к таким действиям, как:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого
характера.











Формирование общеучебных универсальных действий на уроках обучения грамоте
УМК «Перспективная начальная школа» отвечает индивидуальным потребностям, что обеспечивает личностную, социальную и профессиональную успешность, отвечает государственным требованиям, социальному заказу.
Учебник «Азбука. Обучение грамоте и чтению», 1 класс (авторы Н.Г. Агаркова и Ю.А. Агарков), является составной частью завершенной предметной линии «русский язык» комплекта «Перспективная начальная школа», направленной на реализацию государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В области общих учебных действий обучающиеся учатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; работать с моделями русского языка; находить выделенные строчки и слова на странице учебника; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с тремя источниками информации (учебной книгой, тетрадями по письму № 1, № 2, № 3 и тетрадями «Пишу и проверяю себя» № 1 и № 2): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
обучение работе с разными видами информации:
а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с.5, 8, 9, 14, 15, 16, 18, 21, 25, 28, 29, 32, 35, 37, 40, 42, 45, 47; 49, 53, 56, 60, 62, 64, 66, 68, 71, 73, 74, 76, 79, 81, 83, 85, 86, 87, 90;
б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями: с.5, 7, 8-9, 12-13, 18, 21, 40, 41, 81;
в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту): с. 6, 8, 10, 12, 29, 30, 32, 35, 37, 38, 39, 40, 43; 57, 78, 90-91;
г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме: с. 42. 52, 60, 65, 72.
Поиск и фиксация информации - формирование умения искать информацию в учебной книге: все задания, где необходимо вернуться на определенные страницы для выполнения задания. Например, нужно будет с разных страниц учебника вернуться к карте животных, чтобы выручить из беды очередную группу пленников: с. 11 (№ 3), с.35, с. 40, с. 44 (№ 15), с. 46 (№18); с.67 (№ 32), с. 69 (№ 34). Кроме этого: с. 15 (возврат к списку на с. 14), с. 20 (возврат к иллюстрации на с.18); с.58-59 (поиск текста в учебнике «литературное чтение»), с. 62 (возврат к схемам на с.52), с. 65 (возврат к схемам на с.52), с.72 (возврат к упр. № 36), с. 76 (возврат к правилу на с. 30), с. 80 (возврат к с.30), с. 92 (работа с учебником «литературное чтение»). Кроме этого, все задания, где необходимо искать определенную группу звуков на отдельно выделенном вертикальном звуковом столбике (это делается на 14-ти занятиях: об этом уже сказано выше).
Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужныхстрочек: «Данила» (с. 47), «Омут» (с. 50), «Затеи деда Мороза» (с. 55), «Дом гнома» (с. 62), «Соседи кондрата» (с. 64), «Сон Фомы» (с.72), «Барбос на рыбалке» (с.74), «Попугай» (с. 77), «Незваные гости» (с. 81), с. Маршак «Жадина» (с. 83), «Лесная школа» (с. 98), «Дружище» (с. 105–106), «Что у нас во дворе?» (с.115), Ю. Мориц «Попрыгать-Поиграть» (с.122), г. новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123), б. Заходер «Песня игрушек» (с. 125), в. Берестов «Читалочка» (с. 126).
Поиск нужных слов (работа на цветном фоне розовом, голубом, желтом): с. 31, 34, 36, 47, 48, 51, 54, 58, 59, 61, 65, 68, 71, 74, 76, 79, 83, 84, 93, 96, 101, 105, 107, 111, 112.
умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями. Задания типа: «Из всех слов, выделенных жирным шрифтом, выпиши только те, которые подтверждают новое правило»; «Вернись к столбику-списку животных. Примеряй к каждому из них указанные слова-названия признаков. Выписывай подходящие по смыслу»; «Вернись к схемам на странице 6. Уточни, на какие согласные показывают буквы и и е. Работает ли это правило в данном случае?»: с. 15, 16/16, 17/17, 20/20, 29, 30, 35, 38, 39, 40; 52, 57, 58, 60/60, 62, 65/65, 68, 72/72, 80, 90/90, 92/92.
умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов: использование в предложении предлога: с.19-20; установление качества звука [й’]: с.35-37.
Понимание и преобразование информации - задания, нацеленные на проверку понимания информации: с. 7 (достройка алфавитного списка: вставка 5 пропущенных знаков), с. 8-9 (примерки фамилий писателей к звеньям алфавита на библиографических табличках (по 12 примерок делает каждый ребенок из пары), с. 15 (примерки подходящих признаков к списку из 6-ти животных), с. 19 (выбор верного высказывания из 4-х вариантов; выбор нужного предлога для трёх вариантов) с. 21 (выбор нужного из 2-х вариантов), с. 23 (выбор нужного из 3-х вариантов), с. 24 (сравнение 3-х разных, но похожих вариантов), с. 25 (реконструкция трёх разных, но похожих вариантов), с. 26 (сравнение сначала 3-х омографов, а затем 2-х омонимов), с. 28, № 9 (работа с пятью парами омонимов), с. 34 (сравнение двух пар слов, имеющих фонетическое сходство), с. 36 (сравнение двух пар похожих слов, имеющих разную слоговую структуру), с. 38-39 (сравнение трех пар фонетических слогов, имеющих сходный звук), с.40 (сопоставление 4-х звуковых моделей с их буквенным обозначением и способность найти подходящие примеры); с. 41 (сопоставление букв гласных второго ряда в начале слов с их звуковыми эквивалентами), с. 42 - с. 43 (сходные задания), с. 43 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 44, 45, 47, 48 (сходные задания); с. 47 (соотнесение слова с подходящей звуковой схемой; соотнесение простого предложения, состоящего из основы, с подходящей схемой); с. 49-51 (сравнение ударных гласных звуков, обозначенных на письме разными буквами); с. 52 (выбор слов для подтверждения закономерностей, указанных в схеме), с.53 (поиск фонетической закономерности в системе маркирования букв в списке слов), с. 54 (сравнение трех столбиков слов по предложенным основаниям), с. 55-56 (различение парных согласных звуков по твердости/мягкости); с. 61-66 (способность осознать исключения из правил),
Применение и представление информаци
·
· - задания, нацеленные на применение полученной информации: с. 40 (применение звуковой модели к конкретному лексическому материалу), с. 39 (применение полученных фонетических знаний к записи своего собственного имени с помощью значков транскрипции); с. 52 (способность проиллюстрировать фонетическую закономерность, отраженную в схеме, выбранными примерами), с. 58 (способность произнести вновь предъявленные звуковые сочетания на старинный лад), с.59, № 25 (способность применить правило), с. 60, 61, 63, 66 (способность применить правило, способность следовать инструкции), с. 67 (способность следовать инструкции) и т.д.
Оценка достоверности получаемой информации - задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации. Это задания типа: «Миша нашёл пять таких слов, Маша – только четыре. Как ты думаешь, кто из них прав?», «Миша предположил, что не бывает фамилий на такие буквы. Прав ли миша?»: с. 9, 49, 51, 60, 63, 64, 66.



















Характеристика результатов формирования общеучебных универсальных действий:
по курсу «Обучение грамоте» (1 класс)

Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя;
Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя;
Находит информацию в словаре;
Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя;
Слушает и понимает речь других, выразительно читает и  пересказывает небольшие тексты;
Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;
Определяет основную и второстепенную информацию;
Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации;
Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Моделирует  преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; Интернета;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причиннооследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.










15