Рабочая программа по технологии УМК Начальная инновационная школа 1 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п. Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г. Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо технологиидля 1 класса

Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
Статус документа.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Начальная инновационная школа». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
УМК «Начальная инновационная школа»/автор-составитель Л.В. Кибирева, М.:ООО « Русское слово»,2011.
Учебный план образовательного учреждения на 2016-2017 учебный год.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
1.Учебник «Технология»(1класс). Огерчук Л.Ю.Изд-во«Русское слово»,2013.
2.Рабочаятетрадь.«Технология».1класс.(познавательныеиразвивающиезадачидля проверкидостиженийучащихсявкурсе«Технология)Изд-во«Русскоеслово».
3. Программа курса «Технология»(1—4). Огерчук Л.Ю. Изд-во
«Русскоеслово».
4. Методические рекомендации по обучению«Технологии»учащихся начальной школы. Огерчук Л.Ю.Издательство «Русское слово».
Пояснительная записка.
Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Предметная область «Технология» на ступени начального образования выступает составной частью единой системы обучения, воспитания и развития личности обучающихся, подготовки их к самостоятельному труду и является основным и важнейшим средством воспитания потребности в труде и формирования главной человеческой способности — способности к труду.
Высшей целью курса является гармоничное развитие личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. В ходе её осуществления реализуется следующая подсистема целей начального общего образования:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся через присвоение учащимися гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формируемых на мотивационном, коммуникативном и презентационном этапах учебно-трудовой и проектной деятельности (любовь к ближним, к учебному заведению, отношение к семье как основе российского общества; уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представлений о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; о культурно-исторических и этнических традициях российской семьи; толерантности и уважения к культурным традициям, истории и образу жизни представителей народов России).
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой преобразующей деятельности человека; отношения к трудовой деятельности людей как процессу преобразования окружающего мира и преобразования самого человека;
- воспитание трудолюбия, добросовестного отношения к труду, уважительного отношения к людям и результатам их труда, духовно-нравственное воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных и семейных ценностей;
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, логического и технического мышления, творческих способностей, воображения, глазомера, пространственных и эстетических представлений, познавательных интересов, мотивации к учению; интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- освоение обучающимися знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; исторических и культурологических знаний, отражающих многонациональный характер российского народа, в их единстве и взаимосвязи.
- овладение основами учебной деятельности; доступными по возрасту технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, обеспечивающими технологическую компетентность в самообслуживании и творческой реализации, умениями пользоваться ручными инструментами и использовать современную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- создание условий для овладения обучающимися основами учебной деятельности через специальную организацию процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся благодаря гармонизации образовательного процесса формирования социально-значимых знаний, ценностных ориентаций, личностных качеств в их единстве и взаимосвязи в учебно-трудовой деятельности обучающихся, учёту индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей детей, их интересов и склонностей.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры, как продукта труда человека; осмысление духовно-психологического содержания мира, созданного человеком и его единства с миром природы;
- осознание нравственных основ труда и творчества, создания;
- формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию, народным традициям, к труду и людям труда, трудовым достижениям народных умельцев, мастеров и трудовых коллективов родного края, России и человечества, чувства гордости за свою Родину;
- знакомство с ремеслами и традициями народного прикладного искусства России, получение элементарных представлений о наиболее значимых событиях в истории развития технологий, об этнических традициях и культурном достоянии родного края и страны в целом, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга и трудовых подвигов Российского народа;
- формирование представлений о семейных ценностях, о культурно-исторических и этнических традициях российской семьи; толерантности и уважения к культурным и трудовым традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
- формирование позитивного отношения к труду и к людям труда на основе опыта участия в посильной трудовой деятельности, и получение первоначального опыта постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, ее отражении в объектах учебного труда, связанных с праздниками, событиями государственного или регионального значения; оказании посильной помощи младшим, старшим, сверстникам, нуждающимся в ней;
- развитие мотивации трудовой деятельности от выполнения работ для себя до работ, обусловленных стремлением к выражению чувств и эмоций проявления гуманистических и демократических ценностных ориентаций (любовь к ближним, к учебному заведению, отношение к семье как основе российского общества; уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; неравнодушия к проблемам других людей, сочувствия к человеку, находящемуся в трудной ситуации);- получение начальных представлений о материальной и духовной культуре, как продукте творческой преобразующей деятельности человека, о предметном мире, как основной среде обитания современного человека, о гармонии мира, созданного человеком с миром природы, об отражении в продуктах труда человека нравственно-эстетического и социального опыта человечества, о ценности исторического наследия предшествующих культур и необходимости сохранения и развития культурных традиций;- формирование представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, элементарных представлений о распространенных профессиях и важности правильного выбора профессии, а так же начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп и развитие способности анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей в реальных жизненных ситуациях и учебно-трудовых отношениях;- формирование проектной деятельности от мотивации до оценки полученных результатов труда;
- осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
- формирование ценностного и творческого отношения к учебному труду, потребности и умений выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности и получение опыта трудового участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; развитие мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;- использование обучающимися приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; соблюдение правил техники безопасности;
- планомерное и последовательное развитие опыта коммуникаций в коллективном планировании и организации труда и развитие способности к равноправному творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми на основе взаимопомощи, уважения личности другого человека, толерантности к мнениям и позициям других участников совместной продуктивной деятельности
Специфика учебного предмета «Технология» обусловлена:
- ролью труда в развитии человеческого общества;
- существенными возможностями учебной трудовой деятельности для гармонизации процесса образования младших школьников в единстве и взаимосвязи их нравственного, технологического, экономического, экологического, эстетического воспитания, интеллектуального и физического развития;
- естественными сообразными цели учебного предмета условиями организации педагогически целесообразных учебных ситуаций реализации содержания курса для формирования социально значимых качеств личности, ценностных ориентаций, созидательных способностей обучающихся;
- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности, являющейся характерной особенностью курса, для формирования учебной деятельности младших школьников;
- значимостью технологического образования подрастающего поколения для социокультурного и экономического развития страны;
- целесообразным использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы, способствующих социализации личности обучающихся, развитию их коммуникативной деятельности в единстве с реализацией учебных целей курса.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные;
игровые;
проблемного обучения;
проектного обучения;
ИКТ;
системно-деятельностный метод.
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, творческие проектные задания, выставки и конкурсы творческих работ.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебныенедели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Технология в жизни человека (1 ч)
Мир технологий
Технологии самообслуживания и работы по дому (1 ч)
Я могу!
Технологии изготовления изделий (29 ч)
В гостях у мастеров. Изделия. Материалы.
Наша мастерская. Сбор материалов.
Заготовка природных материалов. Свойства.
Пластилин. Конструкция изделия. Детали изделия. Правила безопасной работы.
Фантазии из шариков. Приёмы лепки.
Осенний урожай.
Фруктово– ягодный десерт. Технология изготовления.
Игрушки на ёлку.
Медальоны с буквами. Основа изделия.
Композиции из природных материалов. Мозаика из семян на пластилиновой основе. Приёмы закрепления деталей.
Игрушки из пластилина и природных материалов. Соединение деталей. Новогодние композиции.
Клей. Правила безопасной работы. Приёмы работы с клеем.
Аппликации из природных материалов.
Бумага.
Открытки с обрывной аппликацией. Приёмы сгибания бумаги. Изготовление деталей обрыванием бумаги. Приёмы приклеивания. Выбор цвета.
Оригами. Графические линии. Условные обозначения.
Открытки к Дню защитника Отечества.
Открытки к 8 Марта. Разметка квадрата из прямоугольника.
Мозаика из бумаги. Ножницы. Правила безопасной работы ножницами.
Закладки для книг.
Счётный материал. Шаблон. Трафарет.
Волокна.
Пушистые аппликации.
Нитки. Приёмы завязывания узлов. Инструменты для измерения длины.
Весёлые игрушки.
Полезные верёвочки. Способы разметки. Витьё шнура. Плетение косиц.
Ткани.
Узелки на платочке.
Аппликация из ткани.
Технологии выращивания растений и ухода за животными (2 ч)
Уход за домашними животными
Уход за комнатными растениями
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯПрограмма обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты :1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире технологий;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и трудовой деятельности и формирование личностного смысла учения и создания продуктов труда;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (УУД):
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной трудовой деятельности, приемами поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения прикладных проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной и предметно-практической деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение наглядно-действенных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач в индивидуальной и совместной созидательной деятельности;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации для решения коммуникативных и познавательных задач курса технологии; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения литературных, инструкционных и научно-популярных текстов учебника и детских изданий в соответствии с целями и задачами; осознанно строить сообщения и презентации продуктов своего труда, объяснять критерии оценки, свои идеи, замечания и т.п., в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в изученном объеме;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в виде схем, рисунков, чертежей, таблиц, планов и пр.
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока Кол – вочасов Дата
Мир технологий 1 Твой труд 1 Осенние работы 1 В гостях у мастеров 1 Наша мастерская 1 Заготовка природных материалов 1 Пластилин 1 Фантазии из шариков 1 Осенний урожай 1 Фруктово-ягодный десерт 1 Игрушки на ёлку 1 Медальоны с буквами 1 Композиция из природных материалов 1 Игрушки из пластилина 1 Клей 1 Аппликация из природных материалов 1 Бумага 1 Открытки с обрывной аппликацией 1 Оригами 1 Открытки к Дню защитника Отечества 1 Открытки к 8 Марта 1 Мозаика из бумаги 1 Закладки для книг 1 Счётный материал 1 Волокна 1 Пушистые аппликации 1 Нитки 1 Весёлые игрушки 1 Полезные верёвочки 1 Ткани 1 Узелки на платочке 1 Аппликация из ткани 1 33. Весенние работы 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Программа курса к учебникам Л. Ю. Огерчук «Технология». 1-4 классы/ Л. Ю. Огерчук. – М.: ООО «Русское слово - учебник»2012г.
2. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /Л. Ю. Огерчук – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013г.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Л. Ю. Огерчук «Технология». 1 класс /Л. Ю. Огерчук – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013г.
4. Методические рекомендации к учебнику «Технология». 1 класс/ Л. Ю. Огерчук - М.: ООО «Русское слово- учебник»2014г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «_____» ______________ 20__ №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ____________ / ____________
«______» __________________ 20_____