Рабочая программа по окружающему миру УМК Начальная инновационная школа 1 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г.Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо окружающему мирудля 1 класса
Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш Советского района» на 2016- 2020 годы, авторской программы курса «Окружающий мир» Самковой В. А., Романовой Н. И.(М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012г.), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и соответствует учебному плану школы.Выбор данной программы обусловлен тем, что ее предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражены в ФГОС. Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественнонаучных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки оприроде, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.
Курс направлен на достижение следующей цели:
— приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением.
Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания.
Программа нацелена на решения следующих задач:
— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукотворному миру, другим людям), к себе.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные;
игровые;
проблемного обучения;
проектного обучения;
ИКТ;
системно-деятельностный метод.
Методы контроля: самостоятельная работа, устный опрос, тестирование, творческий проект.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом школы на изучение данного курса отводится 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебныенедели). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Человек в окружающем мире (9 ч)
Мир, в котором мы живём
Мир природы
Мир людей
Мир людей
Мир, созданный руками человека
Мир, созданный руками человека
Мир искусства
Мир искусства ( экскурсия)
Обобщающий урок по теме «Человек в окружающем мире»
Как человек познаёт окружающий мир (12 ч)
Учиться нужно всем
Игра – это тоже учёба
Ты идёшь в школу
Твой помощник школьный портфель
Знакомство со школой
Наш класс
Мы идём на экскурсию
Как мы узнаём что- то новое
Как мы узнаём что- то новое
Книга – источник знаний
Книга – источник знаний
Урок – игра по сюжету мультипликационного фильма «В стране невыученных уроков»
Природа вокруг нас (9 ч)
Тела земные и небесные
Солнце – источник света и тепла
Земля – небесное тело
День и ночь – сутки прочь
Четыре времени года
Сезонные изменения в природе
Что такое явления природы
Поговорим о погоде
Урок – викторина по теме «Природа вокруг нас»
Многообразие живой природы –(8 ч)
Живое или неживое?
Живые обитатели планеты
Что необходимо всем живым существам
Зелёный наряд Земли
Сад на твоём окне
Животные нашей планеты
Наши домашние питомцы
Урок – конференция по теме «Многообразие живой природы»
Я – школьник (5 ч)
Школьный коллектив
Правила поведения в классе
Правила поведения в школе
Твои одноклассники и друзья
Урок – игра по теме «Я – школьник»
Режим дня и гигиена школьника (10 ч)
Что такое здоровье
Что нужно делать, чтобы быть здоровым
Спешить – не значит успевать
О твоём режиме дня
Здоровье- в движении
Что такое правильная осанка
Как правильно готовить уроки
Как правильно отдыхать
Не забудь о закаливании
Урок - викторина по теме « Режим дня и гигиена школьника»
Моя семья (7 ч)
Вместе – дружная семья
Семейный альбом
Дом- это не только стены
Каково на дому – таково и самому
Поговорим о профессиях
Ура! У нас дома праздник!
Обобщающий урок по теме «Моя семья»
Наша Родина – Россия (6 ч)
Страна, в которой мы живём
Федерация – значит «Объединение»
Государственные символы России
Твои права и обязанности
Урок – конференция по теме «наша Родина – Россия»
Итоговый урок
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯПрограмма обеспечивает достижение первоклассниками следующих результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты:
устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты (УУД):
ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы;
проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;
работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока Кол – вочасов Дата
Мир, в котором мы живём 1 Мир природы 1 Урок 3. Мир людей 1 Урок 4. Мир людей 1 Урок 5. Мир, созданный руками человека 1 Урок 6. Мир, созданный руками человека 1 Урок 7. Мир искусства 1 Урок 8. Мир искусства (экскурсия) 1 Урок 9. Обобщение 1 Урок 10. Учиться нужно всем 1 Урок 11. Игра - это тоже учёба 1 Урок 12. Ты идёшь в школу 1 Урок 13. Твой помощник школьный портфель 1 Урок 14. Знакомимся со школой 1 Урок 15. Наш класс 1 Урок 16. Мы идём на экскурсию 1 Урок 17. Как мы узнаём что-то новое 1 Урок 18. Как мы узнаём что-то новое 1 Урок 19. Книга-источник знаний 1 Урок 20. Книга-источник знаний 1 Урок 21. Обобщение 1 Урок 22. Тела земные и небесные 1 Урок 23. Солнце-источник света и тепла 1 Урок 24. Земля-небесное тело 1 Урок 25. День и ночь-сутки прочь 1 Урок 26. Четыре времени года 1 Урок 27. Сезонные изменения в природе 1 Урок 28. Что такое явления природы 1 Урок 29. Поговорим о погоде 1 Урок 30. Обобщение 1 Урок 31. Живое или неживое? 1 Урок 32. Живые обитатели планеты 1 Урок 33. Что необходимо всем живым существам? 1 Урок 34. Зелёный наряд земли 1 Урок 35. Сад на твоём окне 1 Урок 36. Животные нашей планеты 1 Урок 37. Наши домашние питомцы 1 Урок 38. Обобщение 1 Урок 39. Школьный коллектив 1 Урок 40. Правила поведения в классе 1 Урок 41. Правила поведения в школе 1 Урок 42. Твои одноклассники и друзья 1 Урок 43. Обобщение 1 Урок 44. Что такое здоровье? 1 Урок 45. Что нужно делать, чтобы быть здоровым 1 Урок 46. Спешить - не значит успевать 1 Урок 47. О твоём режиме дня 1 Урок 48. Здоровье - в движении 1 Урок 49. Что такое правильная осанка? 1 Урок 50. Как правильно готовить уроки 1 Урок 51. Как правильно отдыхать 1 Урок 52. Не забудь о закаливании. 1 Урок 53. Обобщение 1 Урок 54. Вместе -дружная семья 1 Урок 55. Семейный альбом 1 Урок 56. Дом-это не только стены 1 Урок 57. Каково на дому-таково и самому 1 Урок 58. Поговорим о профессиях 1 Урок 59. Ура У нас дома праздник 1 Урок 60. Обобщение 1 Урок 61. Страна, в которой мы живём 1 Урок 62. Федерация-значит "объединение" 1 Урок 63. Государственные символы России 1 Урок 64. Твои права и обязанности 1 Урок 65. Обобщение 1 Урок 66. Итоговый урок 1 Урок 67-68 Резервные часы 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Программа курса к учебникам В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир». 1-4 классы/ В. А. Самковой, Н. И. Романовой – М.: ООО «Русское слово»2012г.
2. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /В. А. Самкова, Н. И. Романова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012г.
3. Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир». 1 класс/ С. Г. Зелеева, Е. А. Гринёва, В. А. Самкова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015 г.
4. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир». 1 класс/ В. А. Самкова, Н. И. Романова - М.: ООО «Русское слово- учебник»2013г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «___»_________ 20__ №____.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_______________/
«___»_________ 20__