Рабочая программа по русскому языку УМК Начальная инновационная школа 1 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор лицея Х.Г.Газизова«____» _____________ 20__ год
Рабочая программапо русскому языкудля 1класса
Составитель: учитель начальных классов Виногорова Татьяна Васильевна
2016 год
Паспорт
рабочей программы учебного курса «Русский язык»
Тип программы программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 1- 4 классов ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Сроки освоения программы: 4 года
Объем учебного времени: 675 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1класс-165 ч.(5 ч. в неделю, 33 учебные недели),
2- 4 кл. по 136 ч.( 4 ч. в неделю , 34 учебные недели)
Формы контроля: текущий контроль, промежуточный контроль,списывание, итоговая контрольная работа.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
Фундаментальное ядро содержания общего образования под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М., «Просвещение», 2011
Примерная программа по русскому языку, разработанная РАН по заказу Минобрнауки РФ
Авторская программа начального общего образования по русскому языку и авторской программы Л.В. Кибиревой «Русский язык». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Л.В.Кибирева Прописи № 1, № 2, №3, №4.- М.: «Русское слово», 2013;
Республиканский учебного плана РМЭ Марий Эл
Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Положение о рабочей программе ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Учебный план ГБОУ РМЭ «Лицей-интернат п. Ургакш»
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.
Для реализации программного содержания используются:
Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И. Мелихова «Русский язык» - учебник 1,2,3,4 класса, М: «Русское слово»,2013г.
Л.В.Кибирева Прописи № 1, № 2, №3, №4.- М.: «Русское слово», 2013;
Мелихова Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»1, 2, 3,4 класс: в 2ч. – М: ООО «Русское слово - учебник»,2013.
Характеристика курса «Русский язык»
«Обучение грамоте (письмо)» (115 ч)

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период.
Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Содержание курса «Обучение грамоте» представлено основными содержательными линиями, направленными на формирование основных видов речевой деятельности:
Слушание (аудирование) – вид речевой деятельности формируется на уроках обучения грамоте, письма и литературного слушания. Основные учебные действия: адекватно воспринимать звучащую речь; воспринимать на слух информацию, содержащуюся в предлагаемом тексте; определять основную мысль произведения; передавать содержание прослушанного или прочитанного произведения; отвечать на вопросы; развивать умение слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы); наблюдать за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.Говорение (устная речь) – вид речевой деятельности, который является основой для формирования коммуникативных универсальных учебных умений (действий), закладывающихся в период обучения грамоте. Основная цель – это выбор языковых средств в соответствии с учебными задачами и условиями общения. В период обучения грамоте формируются предметные коммуникативные учебные умения, которые постепенно будут перерастать в коммуникативные УУД. Основные предметные учебные действия в период обучения грамоте: учиться произносить слова, четко артикулируя их; овладевать диалогической формой речи, умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание к речи: овладевать устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описывать, рассказывать, рассуждать); практически усваивать нормы речевого этикета на примерах героев произведений из круга детского чтения и использовать в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); соблюдать орфоэпические нормы и правила интонации; рассказывать содержание прослушанного или прочитанного произведения (подробно, кратко, выборочно); создавать небольшие тексты (сочинения) на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков.Чтение – вид речевой деятельности в период обучения грамоте решает задачи овладения учащимися способами чтения, умениями читать вслух и молча (про себя), умениями работать с текстами произведений разных жанров. Эти коммуникативные умения постепенно будут перерастать в УУД. Основные 4 предметные учебные действия: читать вслух доступные тексты в букваре, понимать учебные тексты, работать с текстами художественных произведений, овладевать основными видами чтения (изучающее, поисковое, выборочное), находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию о героях и их поступках. В букваре, в тетради по литературному слушанию дана система заданий и упражнений для формирования указанных учебных действий.
Письмо (письменная речь) – вид речевой деятельности, который знакомит первоклассников с письменными источниками информации – текстами произведений разных жанров. Для овладения первоклассниками письменной речью в нашей программе дана система обучения восприятию произведений, чтению доступных произведений, письму букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений и небольших текстов. Основные учебные умения (действия): овладевать разборчивым и аккуратным письмом с учетом гигиенических требований; списывать слова, предложения и небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения и тексты в соответствии с изученными правилами; учиться читать письменные тексты в прописях. Для формирования необходимых учебных действий в данном курсе вводится обучение письму печатным и письменным шрифтами, чтению и письму соответствующих возрастным особенностям первоклассников слов, предложений и небольших текстов. В период обучения грамоте первокласснику предстоит открыть для себя общие способы чтения и письма. Буквенная запись – это модель слова. Это значит, что, записывая слово, ребёнок строит модель звучащего слова, а при чтении на основании этой модели он воспроизводит звуковой образ слова. В данном букваре используются переходы от звучащего слова к буквенной модели и обратно. Эти переходы отражают связь между звуковым и буквенным образами слов русского языка, что позволяет детям на практике познавать правила русской грамматики и орфоэпии, овладевать литературной речью.
Формы, методы, технологии организации учебного процесса.
Основной формой образовательного процесса является урок.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная;
работа в парах;
работа в группах.
Для достижения планируемых результатов обучения используются следующие методики и технологии.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные;
игровые;
проблемного обучения;
проектного обучения;
ИКТ;
системно-деятельностный метод.
Методы контроля: самостоятельные работы, задания тестового характера, устный опрос.
Место предмета в учебном плане: период обучения грамоте является интегрированной основой русского языка и литературного чтения, на изучение которой берутся часы из учебного плана по русскому языку и литературному чтению. Еженедельно на обучение грамоте отводится 9 часов. Продолжительность периода обучения грамоте 23 недели. Каждый урок имеет интегрированное содержание, которое позволяет формировать основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо). Порядок прохождения тем соответствует авторской программе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Развитие речи:
Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседникам.
Фонетика:
Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика:
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение:
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо:
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение:
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация:
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши;
употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ период обучения грамоте у первоклассников формируются следующие учебные действия: личностные, предметные, которые постепенно будут перерастать в универсальные учебные действия; регулятивные, коммуникативные и познавательные.
Личностные – на примерах литературных произведений, содержание которых соответствует возрастным и психологическим особенностям современных первоклассников. В букварь вошли произведения для детей, которые учат первоклассников не только читать, но и осваивать нравственно-этические ценности.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты:
1) уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
2) развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
3) уметь включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
4) уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) осваивать начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
6) уметь создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
7) использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладевать умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) осознанно выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной форме;
10) овладевать следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
11) слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Уметь активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
12) определять общую цель совместной деятельности и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических) и литературного чтения;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Обучение грамоте (письмо)»
к концу подготовительного периода
Обучающиеся научатся:
* на уровне образных элементарных представлений различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
* называть и различать по форме структурные единицы графической системы
- элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
* составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой
ситуации с использованием соответствующих фишек;
*правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными
принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Букварю» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3, №4), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Обучение грамоте (письмо)»
к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
звуки русского языка делить на гласные — произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные — образующиеся при наличии преграды;
согласные делить на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные — на ударные и безударные;
слово представляет собой единство звучания и значения;
звучащее слово делить на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами — тоже условными значками;
основные слова называют предметы, их признаки, действия, не основные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
устное высказывание членить на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.
акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
делить слово на слоги, выделять и фиксировать ударный;
читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
выполнять узоры-бордюры и росчерки.
На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Обучение грамоте (письмо)»
к концу заключительного периода
Обучающиеся научатся:
* понимать структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
* графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
* форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
* иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
* связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
* ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
* выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
* анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
* осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
*применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’].
Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте (письмо)»
Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.
Личностные УУД
Самоопределение –
система заданий, ориентирующая младшего школьника
определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация -
тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
Познавательные УУД
Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.
Логические:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
* сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; * анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;
* обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;
* обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков ;
* выяснение общих черт непарных согласных.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
* формирование понятия «звук» через анализ моделей;
* поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;
* формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне;
* формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;
между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Содержание курса «Обучение грамоте. Письмо»
1 класс (115 ч.)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (12 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (88 ч.)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных).
Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее).
Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (15 ч)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию аллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Характеристика курса «Русский язык» (50 ч)
Содержание курса разработано в контексте основных направлений модернизации российского образования и в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
При создании учебников авторы руководствовались идеей разумного сочетания уже сложившихся традиций создания учебной книги и современных тенденций, инноваций в разработке методического аппарата учебника, определении и представлении его содержания, технологии обучения и др. в соответствии со стратегической целью российского образования – развитием личности.
Направленность на развитие личности как смысл и цель современного образования реализуется в предложенной системе организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, нацеленной на формирование учебных и познавательных мотивов, умения учиться, самостоятельно добывать новые знания, анализировать полученные результаты, оценивать, контролировать и т.д.
Учитывая особый статус русского языка в начальной школе, его значимость для качественной подготовки по другим предметам, особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности младших школьников. Этим и обусловлено большое количество заданий, упражнений, направленных на совершенствование техники чтения, навыков правописания при изучении каждой языковой темы, а также наличие занимательных правил-запоминалок, схем-опор, рубрик «Пиши правильно!», «Говори правильно!», а с 3-го класса и постоянной рубрики «Развиваем орфографическую зоркость».
Структура учебников довольно прозрачна, в материале каждого раздела легко ориентироваться благодаря чёткой рубрикации, единообразной (но не однообразной!) для каждого класса системе упражнений, их последовательности и т.п.
Однако такого рода заданность не означает навязывания учителю жесткой схемы обучения. Достаточно гибкая система управления учебной деятельностью, заложенная в учебниках, лишь задает вектор организации обучения, тем самым позволяя учителю в полной мере раскрыть свой педагогический потенциал.
Процесс познания нового организован таким образом, что ни одно изучаемое языковое явление не преподносится учащимся в готовом виде, без предварительной подготовки к его восприятию на основе наблюдения, сравнения, анализа определенной языковой закономерности, актуализации уже имеющихся знаний, создания проблемной ситуации и др. При такой организации процесса познания практические навыки формируются в ходе постижения законов языка, открытие нового осуществляется как бы самим ребенком, при непосредственном его участии. И в этом случае ведущей становится продуктивная, а не репродуктивная, воспроизводящая деятельность, что в целом способствует самостоятельному добыванию и осмыслению знаний о системе языка. В то же время такая организация учебно-познавательной деятельности исподволь формирует и метапредметные умения, например, такие, как адекватное понимание информации, способы её извлечения из различных источников, умение вести самостоятельный поиск и др. При этом не ставится цель дать в учебнике максимальный объём информации, ибо учебник нельзя рассматривать как необходимый объём знаний между двумя обложками. Учащиеся должны понимать, что содержание учебника не столько результат познания, сколько его начало, не пункт назначения, а отправная точка познавательной деятельности.
На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребёнку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, ее результаты.
С целью осознания значимости изучаемого материала задаются вопросы, выявляющие понимание его роли, места, ключевых лингвистических понятий и др., например: «Для чего нужно знать алфавит?», «Как вы думаете, что будет, если имена собственные вдруг исчезнут?», «Почему сначала изучают имена существительные и только потом имена прилагательные?» и т.д.
Наряду с заданиями, направленными на осмысление осуществляемых учебных действий, есть задания, способствующие распознаванию языковых явлений, развитию умения анализировать изучаемый языковой материал, объяснять, доказывать, опираясь на него, что, безусловно, положительно влияет на развитие речи школьников. В заданиях такого рода содержится описание способов действий, задаётся логика их выполнения, т.е., по сути, предлагается алгоритм применения теоретического материала или правила на практике («Рассуждай так: …»). Как образец рассуждения этот алгоритм даётся либо в самом задании к упражнению, либо в тексте учебного диалога, который ведут сквозные герои или вымышленные персонажи – ровесники обучающихся. Направленность на развитие личности реализуется и в особым образом организованной системе контроля. В её основе – идея формирования у каждого школьника механизма саморегуляции, самоконтроля и самооценки для осуществления собственного мониторинга, ориентированного на личное продвижение. На это нацелены такие виды самоконтроля, как текущий («Проверь себя!»), промежуточный («Тесты выполняем – себя проверяем»), итоговый («Проверяем то, что знаем!»), которые, безусловно, не исключают и взаимоконтроль, и коллективный смотр знаний и др. При такой организации контроля он не только выявляет уровень обученности учащихся, но и выполняет диагностическую, корректирующую, развивающую, воспитательную и учебную функции, т.е. является действенным средством управления учебно-познавательной деятельностью школьников.
Содержание программы позволяет организовать дифференцированное обучение с учётом индивидуального уровня обученности, темпа продвижения каждого учащегося: помимо материала для обязательного усвоения в учебниках в рамках рубрики «Умникам и умницам» представлены дополнительные теоретические сведения, материал ознакомительного характера; в ряде упражнений содержатся задания повышенного уровня сложности и др.
В программе предусмотрены различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая), учтена возможность самостоятельной работы учащихся, заложены предпосылки для осуществления творческой, проектной деятельности и др.
Используются различные приёмы, формы, способы презентации и усвоения изучаемого языкового материала.
Особым разнообразием и оригинальностью методических приёмов отличается система обучения чтению, заложенная в «Букваре».
Методически разнообразна и система повторения: многократность «повторения без повторения» обеспечивается каждый раз новой формой подачи изученного материала (в схемах, таблицах, незаконченных правилах, учебных диалогах, лингвистических сказках и др.), новизной речевых задач, актуализирующих уже имеющиеся знания учащихся, использованием игровых приемов и т.д., а в учебниках 3–4-го классов – специальной рубрикой «Повторяем то, что знаем!», предваряющей изучение нового материала.Изобразительный ряд учебника также разнообразен, функционален, обусловлен изучаемым языковым материалом и не сводится к элементарному иллюстрированию, «оживлению» страниц.
Организующим компонентом всей системы обучения является текст. На его материале наблюдаются, анализируются единицы языка в их функционировании в связной речи, на этой основе формируются речевые навыки, осуществляется работа по развитию речи. При этом основой текстотеки является русская классическая и современная литература для детей, представленные образцы которой могут служить ориентиром в мире детской литературы, стимулом для самостоятельного прочтения.
Речевая направленность пронизывает содержание учебников и особенно ярко проявляется при организации работы по развитию речи на основе текста в рамках рубрики «Читай! Размышляй! Высказывайся!», а с 3-го класса – и рубрики «Творческая лаборатория». Задания рубрик нацелены на все виды речевой деятельности и предусматривают чтение текста, распознавание типа речи, к которому он относится, определение темы текста, основной мысли, озаглавливание, составление плана, пересказ текста, различные виды его переработки, создание собственных устных и письменных высказываний и т.д., что в целом способствует формированию и совершенствованию навыков речевого общения, развитию коммуникативных умений, готовности к сотрудничеству. В настоящей программе отражена взаимосвязь изучения языкового материала и развития речи.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивается приближением учебного процесса к условиям реального общения путем создания соответствующих речевых ситуаций, выбора предметов обсуждения, адекватных возрастным интересам учащихся, форм, способов, приемов организации речевой деятельности, предполагающих включение в нее каждого школьника, то есть всего того, что вызвало бы у ребенка потребность в общении и дало бы ему основание рассматривать учебник не только как учебную книгу, справочник, но и как своеобразного речевого партнера, интересного собеседника. На это «работают» и коммуникативные установки, вовлекающие школьников в процесс коммуникации и побуждающие к речевому действию: «Как ты думаешь?», «Ты согласен с этим?», «Докажи», «Обоснуй», «Объясни» и т.д., а также упражнения, требующие выполнения в интерактивном режиме.
Отличительной чертой учебников является сюжетное начало, наличие сказочных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него элемент занимательности, игры, что актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
Различать звуки и буквы;
Различать буквы и их основные звуковые значения;
Различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие твёрдые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
Делить слова на слоги, определять ударный слог;
Пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда и мягкого знака;
Пользоваться способом обозначения звука [й’] в начале слова;
Пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
Различать предложение и слово;
Определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
Определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;
Писать прописную букву в именах собственных;
Делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
Писать словарные слова определённые программой;
Писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
Списывать небольшой текст по правилам списывания;
Читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте (договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом);
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Название темы урока Кол – вочасов Дата
Знакомство с учебной тетрадью«Прописи », гигиеническими правилами письма. 1 Способы передачи информации в дописьменный и письменный периоды 1 Приглашение в «Страну письма». Видытранспорта 1 Знакомство с основными элементами письменных букв. Письмо наклонных коротких и длинных 1 Письмо наклонных с закруглением внизу. Работа со звуковыми схемами слов — названий блюд. 1 Письмо наклонных с закруглением вверху и наклонных с закруглением вверху и внизу. 1 Письмо овала. Работа со звуковыми схемами слов 1 Письмо левого и правого (большого и маленького) полуовала 1 Письмо короткой и длинной наклонной с закруглением влево. Составление предложений по заданным схемам 1 Письмо верхних и нижних петель 1 Дополнительные элементы букв 1 В «Стране письма» 1 Упражнения с элементами букв 1 Упражнения с элементами букв 1 Проверь себя! 1 Строчные и прописные буквы Аа, Оо,Уу, Ээ. Сравнительный анализ 1 Строчные буквы а, о и межбуквенныесоединения1 Строчные буквы у, э и межбуквенныесоединения1 Прописные буквы А, О, У, Э и межбуквенные соединения 1 Закрепление изученного1 Строчная и прописная буквы Мм1 Отработка соединений букв Мм с другими буквами. Списывание с печатного и письменного текстов 1 Строчная и прописная буквы Нн1 Отработка соед. букв Нн с другими букв. Группировка слов с изученными буквами по разным грамматическим признакам 1 Закрепление изученного. Составлениепредложений с опорой на рисунки, подписывание рисунков 1 Строчная и прописная буквы Рр1 Отработка соединений букв Рр с другими буквами. Составление слов из слогов 1 Строчная и прописная буквы Лл1 Отработка нижнего соединения буквЛл с другими буквами. Составление слов из слогов, предложений из слов 1 Проверь себя! 1 Строчная и прописная буквы Ии. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Составление и запись слов с изучаемыми буквами. 1 Строчная буква ы 1 Звуковой анализ слогов с буквами и, ы. Изменение форм слов по образцу. 1 Игры со словами. Закрепление изученного1 Звуко-буквенный анализ слов с буквойй и её вписывание в схемы-модели данных слов. 1 Составление слов с буквой й путём замены одной буквы другой по заданномуалгоритму. 1 Письмо слов с буквой й. Составлениесловосочетаний прил. + сущ. 1 Повторение изученного1 Проверочная работа 1 Строчная и прописная буквы Гг. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Составление слов из слогов; поискслова, соответственного заданной схеме; самостоятельное составление схемы слова. 1 Строчная и прописная буквы Кк. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Составление слов из слогов; различение слов, отвечающих на вопросы кто? И что? 1 Проверь себя! 1 Строчная и прописная буквы Зз. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Составление слов из слогов, образование слов с помощью приставок, изм-е слов по образцу. 1 Строчная и прописная буквыСс. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Восст-е порядка следования предлож. в деформированном тексте. Письмо слов, предложений, текста 1 Проверь себя! 1 Строчная и прописная буквы Жж1 Письмо слов с изучаемыми буквами, а также с буквосочетанием жи. 1 Строчная и прописная буквы Шш1 Составление слов из слогов и объяснения данных слов с прописной или строчной буквы 1 Игры со словами. Наблюдение за оглушением звука [ж] на конце слов 1 Повторение изученного1 Проверочная работа 1 Строчные буквы е, ё. Письмо слов, начин-ся с данных букв, и звуко-букв. анализ этих слов. 1 Письмо слов с буквами е, ё — показателями мягкости предшествующего согласного 1 Прописные буквы Е, Ё. Восстановление порядка следования предложений в деформированном тексте 1 Строчная и прописная буквы Яя1 Письмо и звуко-буквенный анализслов, в которых изучаемые буквы обозначаютдва звука 1 Строчная и прописная буквы Юю1 Письмо слов с изученными буквами,дописывание предложений подходящими по смыслу и грамматической форме .1 Закрепление изученного1 Строчная буква ь 1 Письмо слов с ь на конце, звуко-буквенныйанализ данных слов 1 Списывание слов с ь в середине слова, разделение на слоги. 1 Повторение изученного1 Проверочная работа 1 Строчная буква б. Отработка соединений данной буквы с другими буквами. 1 Прописная буква Б и межбуквенныесоединения. 1 Строчная и прописная буквы Пп. Письмо слов с изучаемыми буквами 1 Наблюдение за оглушением звука [б] на конце слов при их произнесении и подбор проверочных слов 1 Проверь себя! 1 Строчная и прописная буквы Вв и межбуквенные соединения 1 Письмо слов с изучаемыми буквами,соотнесение слов со звуко-буквеннымисхемами 1 Строчная и прописная буквы Фф имежбуквенные соединения 1 Письмо слов с изучаемыми буквами,звуко-буквенный анализ данных слов 1 Наблюдение за оглушением звука [в] на конце слов при их произнесении и подбор проверочных слов 1 Строчная буква д и межбуквенныесоединения 1 Составление слов из слогов, звукоуквенный анализ слов и их соотнесение сзаданной схемой 1 Прописная буква Д и межбуквенныесоединения1 Строчная и прописная буквы Тт1 Письмо слов с изучаемыми буквами,изменение слов (по образцу) при их написании 1 Наблюдение за оглушением звука [д]на конце слов при их произнесении иподбор проверочных слов 1 Строчная и прописная буквы Хх. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Письмо слов с изучаемыми буквами.Составление слов из слогов. 1 Восстановление деформированноготекста 1 Закрепление изученного1 Строчная и прописная буквы Цц и межбуквенные соединения 1 Письмо слов с изучаемыми буквами 1 Запись рифмующихся слов парами исочинение стихотворения. 1 Строчная и прописная буквы Чч. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Игры со словами 1 Прописная буква в именах собственных. 1 Закрепление изученного1 Строчная и прописная буквы Щщ. Отработка соединений данных букв с другими буквами 1 Письмо слов с изучаемыми буквами.Правописание слов с буквосочетаниямища, щу1 Восстановление деформированного (непунктированного) текста 1 Строчная буква ъ. Отработка соединений данной буквы с другими буквами.Письмо слов с ъ 1 Письмо слов с разделительными ь и ъ 1 Закрепление изученного1 Закрепление изученного1 Закрепление изученного1 Проверочная работа 1 Алфавит 1 Проверь себя 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Закрепление изученного материала. Письмо слов на изученные правила. 1 Наша речь. Диалог. 1 Слово. Предложение. Текст. Прописная буква в начале предложения. 1 Слово. Предложение. Текст. Прописная буква в начале предложения. 1 Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? 1 Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? 1 Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 1 Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. 1 Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 1 Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 1 Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? 1 Прописная буква в названиях стран, городов, сёл, улиц, рек. 1 Прописная буква в названиях стран, городов, сёл, улиц, рек. 1 Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что будет делать? 1 Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что будет делать? 1 Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что будет делать? 1 Предлог. 1 Предлог 1 Родственные слова. 1 Родственные слова. 1 Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!: обобщающий урок. 1 Звуки и буквы. 1 Алфавит. 1 Гласные и согласные звуки. 1 Гласные звуки. 1 Слог. 1 Перенос слов. 1 Перенос слов. 1 Ударение. Ударные и безударные слоги. 1 Ударение. Ударные и безударные слоги. 1 Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!: обобщающий урок. 1 Согласные звуки. 1 Твёрдые и мягкие согласные. 1 Обозначение мягкости согласными буквами е, ё, ю, я, и. 1 Обозначение мягкости согласными буквами е, ё, ю ,я, и. 1 Мягкий знак – показатель мягкости. 1 Звонкие и глухие согласные. 1 Звонкие и глухие согласные. 1 Парные звонкие и глухие согласные. 1 Непарные звонкие и глухие согласные. 1 Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!: обобщающий урок. 1 Шипящие согласные звуки. 1 Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. 1 Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. 1 Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. 1 Сочетания чк,чн. 1 Сочетания чк,чн. 1 Вспоминай! Повторяй! Закрепляй!: обобщающий урок. 1 Повторяем всё, что знаем! 1 Повторяем всё, что знаем! 1 Проверь себя! Выполни тесты! 1 Учебно-методический комплект и
дополнительная литература по курсу
Кибирева Л.В Прописи. № 1, № 2, №3, №4- М.: «Русское слово», 2013;
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И. Русский язык 1 класс - учебник.- М: «Русское слово»,2012
Мелихова Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык 1 класс:
- М: «Русское слово»,2012
Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И.
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык»1 класс.-
М: «Русское слово»,2012
Методическое пособие к учебнику «Букварь» 1 класс.-М: «Русское слово», 2016
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
от «___»_________ 20__ №____.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/_______________/
«___»_________ 20__