Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Эрудит»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 44»
Рассмотрено
на заседании МО учителей начальной школы
протокол №____
от «____» ________ 20___г.
Согласовано
зам. дир. По ВР
__________О.К.Майорова
УТВЕРЖДАЮ Директор
__________ О.В. Конева









Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению

«Эрудит»



Автор-составитель:
Н.А.Чикина,
учитель начальных классов



Полысаево
2012
Автор-составитель Чикина Наталья Александровна, учитель начальных классов







Программа кружка «Эрудит» разработана с целью развития познавательных способностей и подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам на основе системы развивающих занятий.
Программа имеет теоретическую и практическую направленность. Может быть полезна учителям начальных классов, а также руководителям школьных кружков.












Эрудит [Текст]: рабочая программа кружка внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 1 - 4 классов / Автор-составитель Н. А. Чикина. - Полысаево, 2011.
Содержание
Пояснительная записка...
3

Принцип построения занятий
5

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

7

Контроль и оценка планируемых результатов..
11

Учебно-тематический план.
12

Содержание программы..
21

Список литературы..
36




























Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Эрудит» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствует цели и задачам основной образовательной программы МАОУ «Школа № 44».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
В настоящее время перемены, происходящие в нашей стране, заставляют взглянуть по-новому на процесс обучения.
Составной частью работы по привитию интереса к таким предметам, как математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир является внеурочная деятельность.
Начальное общее образование призвано реализовать способности каждого ученика и создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника с учетом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.
Поэтому выявление и развитие одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. Каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка, но существует еще и категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Дети, которые отвечают критериям одаренности, наиболее подготовлены к творчеству. У них наблюдается:
ускоренное умственное (и иное) развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных (нестандартных) решений;
у многих детей – ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы: способности к математике, русскому языку, музыке, изобразительной деятельности и др.;
активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели;
готовность и способность к исполнительским видам деятельности, т.к. подлинный творец – это труженик, не пренебрегающий кропотливым трудом и глубокими знаниями.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Цель данного кружка: развитие познавательных способностей и подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи кружка:
развить кругозор, воображение, абстрактное, творческое и логическое мышление школьников;
воспитать коммуникативную культуру школьников;
развить у школьников умение решать нестандартные задачи;
раскрыть творческие способности;
развить и совершенствовать психологические качества личности школьника: любознательность, настойчивость, инициативность и т.п.;
формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе практической деятельности и в условиях нестандартных ситуаций.

Принцип построения занятий
На занятиях работа начинается с «диалогового погружения»:
введение нового понятия (термина);
раскрытие смысловой стороны понятия;
определение места нового понятия в системе усвоенных знаний;
применение нового знания в различных ситуациях; завершение формирования понятия (знания).
Например, творческая деятельность в «диалоговом погружении»:
Начинается с преодоления общей учебной проблемы, с порождения каждым учеником своего вопроса как парадокса, загадки, трудности.
Смысл – в постоянном воспроизведении ситуации «учебного незнания», в «сгущении» своего видения проблемы и своего неустранимого вопроса-парадокса в слове, образе, гипотезе.
Выполнение мыслительных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым учеником, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость.
Ставя учебную проблему, учитель должен внимательно выслушивать все возможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах помогать проявить спор различных логик и форм мышления.
Ученики в учебном диалоге оказываются в тупике. Сопряжение различных способов понимания требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.
Первый этап – введение нового понятия (термина)
Второй этап – самостоятельная практическая работа учащихся. Этот этап должен быть направлен на развитие умений применять полученные знания и умения на практике. Работа должна осуществляться с учетом индивидуальных возможностей детей, их способностей и потребностей.
Третий этап – внутренний контроль – самоконтроль, направленный на определение уровня сформированности изученных понятий, на определение вопросов изучения, которые заслуживают более подробного рассмотрения. На этом этапе учащиеся могут ответить себе на вопросы: «Что я знаю? Что я умею? На каком уровне я усвоил эту тему?» Роль учителя должна заключаться на этом этапе в организации самоконтроля, помощи учащимся по их просьбе в осуществлении этого контроля, в выборе коррекционной работы по результатам самоконтроля.
Четвертый этап – внешний контроль за усвоением знаний и умений, где раскрываются умения детей выполнять задания творческого, поискового характера. Этот этап позволяет следить за динамикой роста личности учащегося по отношению к самому себе.
Каждый этап решает определенные задачи:
первый этап мотивирует изучение нового материала, активизирует жизненный опыт детей;
задача второго этапа – освоить то, что понятно из изучаемого материала;
задача третьего и четвертого этапов заключается в проверке учащимися и учителем степени овладения учебным материалом и умением применить его в нестандартных ситуациях.
Программа рассчитана на 270 ч. из расчета 2 ч. в неделю: 1 класс - 66 ч., 2 класс – 68 ч., 3 класс – 68 ч., 4 класс – 68 ч., включает в себя четыре раздела: «Математические затеи», «Литературия», «Волшебная грамматика», «Почемучка». Разделы соответствуют предметам: математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру.
80 % занятий проводится в активной форме: путешествия, викторины, конкурсы, соревнования, игры.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения по программе «Эрудит» у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
устойчивый учебно – познавательный интерес к таким предметам, как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении олимпиадных заданий;
ориентация на понимание причин успеха в интеллектуальной деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;
уметь организовывать взаимопроверку, самоконтроль, самооценку собственной деятельности;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
оценивать результаты деятельности (чужой, своей).
Познавательные УУД:
выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
сравнивать различные объекты;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор;
приобретать и осуществлять практические навыки в нестандартных ситуациях;
развивать логическое мышление, формировать целостное восприятие мира;
развивать фантазию, воображение, интуицию, память;
уметь рационально использовать время;
доходить до истины самостоятельно, не обращаясь за помощью к другим.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других, формировать собственное мнение и позицию;
ориентироваться в ситуации общения;
применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе, оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществляют самоконтроль за речью.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Эрудит»:
развивается и укрепляется индивидуальность каждого учащегося;
происходит становление духовно развитой личности, эффективно познающей мир и определяющей свое место в нем;
развивается самостоятельность учащихся;
развиваются творческие способности;
формируется познавательная активность и активная жизненная позиция.
Учащиеся начальной школы должны знать:
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные источники информации (книга, товарищи, родственники, видео курсы, ресурсы библиотек и интернета).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
планировать и организовывать интеллектуальную деятельность;
работать индивидуально и в группе;
обдумывать услышанное, прочитанное;
сопоставлять высказанную точку зрения с другими;
выдвигать и проверять предположения;
уметь выделять главное, видеть общую закономерность и уметь делать обобщённые выводы (сочинения, рассказы);
применять знания в разных условиях, часто усложненных, с элементами творческого и нестандартного подхода к достижению цели.
Учащиеся приобретают способность разграничивать:
это я знаю, умею;
этого ещё не знаю, не умею.


У обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как:
трудолюбие;
целеустремленность.
организованность;
самостоятельность;
активность;
качественные знания по предметам;
терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.





















Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в играх, конкурсах, праздниках, викторинах, соревнованиях, а так же выполнении олимпиадных заданий.
Учащиеся выполняют олимпиадные задания, которые оцениваются и оформляются в портфолио. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует их усилия, прогресс и достижения в различных областях.
















Учебно-тематический план для 1-го класса (66 ч.)
№ п/п
№ в теме
Темы занятий
Кол-во часов




теория
практика

Волшебная грамматика – 16 часов

1
1
Жил на свете Буквоед!
1


2
2
Жил на свете Буквоед!

1

3
3
В мире слов
1


4
4
В мире слов

1

5
5
Анаграммы
1


6
6
Анаграммы

1

7
7
Игра в рифмы
1


8
8
Игра в рифмы

1

9
9
Грамотеи
1


10
10
Конкурс грамотеев

1

11
11
Путешествие от А до Я
1


12
12
Путешествие от А до Я

1

13
13
Буквенные ребусы
1


14
14
Буквенные ребусы

1

15
15
Из Букваринска в страну Литературию
1


16
16
Из Букваринска в страну Литературию

1

Литературные затеи - 16 часов

17
1
Жила была книжка
1


18
2
Жила была книжка

1

19
3
Загадочные слова
1


20
4
Загадочные слова

1

21
5
Рифма
1


22
6
Рифма

1

23
7
Конкурс пословиц и поговорок
1


24
8
Конкурс пословиц и поговорок

1

25
9
Бабушкины сказки
1


26
10
Бабушкины сказки

1

27
11
Конкурс загадок
1


28
12
Конкурс загадок

1

29
13
Крылатые слова и выражения
1


30
14
Крылатые слова и выражения

1

31
15
Одно и тоже, но по разному.
1


32
16
Одно и тоже, но по разному.

1

Математические затеи - 16 часов

33
1
Математическая рыбалка
1


34
2
Математическая рыбалка

1

35
3
Математическая эстафета
1


36
4
Математическая эстафета

1

37
5
Поспевай – не зевай
1


38
6
Поспевай – не зевай

1

39
7
Лучший следопыт
1


40
8
Лучший следопыт

1

41
9
Волшебный узор
1


42
10
Волшебный узор

1

43
11
Угадай - ка
1


44
12
Угадай - ка

1

45
13
Лучший счетчик
1


46
14
Лучший счетчик

1

47
15
Ох уж эти линии
1


48
16
Ох уж эти линии

1

Почемучка – 16 часов

49
1
Знатоки природы
1


50
2
Конкурс знатоков природы

1

51
3
Загадки природы
1


52
4
Конкурс «Загадки природы»

1

53
5
Сюрпризы лесной полянки
1


54
6
Сюрпризы лесной полянки

1

55
7
Парад овощей
1


56
8
Викторина «Парад овощей»

1

57
9
Путешествие в мир животных
1


58
10
Путешествие в мир животных

1

59
11
За страницами учебников
1


60
12
За страницами учебников

1

61
13
Хотим все знать
1


62
14
Хотим все знать

1

63
15
Почему их так называют?
1


64
16
Почему их так называют?

1

Итоговое занятие – 1 час

65
1
Итоговое занятие по разделам: Волшебная грамматика и Литературные затеи «Что, где, когда?»

1

66
2
Итоговое занятие по разделам: Математические затеи и Почемучка «Что, где, когда?»

1






Учебно-тематический план для 2-го класса (68 ч.)
№ п/п
№ в теме
Темы занятий
Кол-во часов




теория
практика

Волшебная грамматика – 17 часов

1
1
Фонетические сказки
1


2
2
Фонетические сказки

1

3
3
«Заморочки из бочки»
1


4
4
«Заморочки из бочки»

1

5
5
Чудесные превращения слов
1


6
6
Чудесные превращения слов

1

7
7
Крылатые слова
1


8
8
Крылатые слова

1

9
9
Веселая грамматика
1


10
10
Веселая грамматика

1

11
11
Грамматическая викторина
1


12
12
Грамматическая викторина

1

13
13
Игры с буквами и словами
1


14
14
Игры с буквами и словами

1

15
15
Ваши старые знакомые
1


16
16
Грамматическая олимпиада

1

17
17
Итоговое занятие по разделу «Волшебная грамматика» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай»

1

Литературные затеи - 17 часов

18
1
Русские народные песни, загадки, потешки
1


19
2
Фольклор

1

20
3
Знатоки скороговорок
1


21
4
Конкурс знатоков скороговорок

1

22
5
Конкурс «Мульти-пульти»

1

23
6
В гости к сказке
1


24
7
Сказочная эстафета

1

25
8
Задания «на засыпку»
1


26
9
Задания «на засыпку»

1

27
10
Зарубежные сказки
1


28
11
Викторина по зарубежным сказкам

1

29
12
Шарады и ребусы
1


30
13
Шарады и ребусы

1

31
14
Устойчивые сочетания
1


32
15
Устойчивые сочетания

1

33
16
Литературная олимпиада

1

34
17
Итоговое занятие по разделу «Литературные затеи» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай»

1

Математические затеи - 17 часов

35
1
Путешествие по программам компьютера
0,5
0,5

36
2
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Быстрый раунд

1

37
3
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Смелый раунд

1

38
4
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Умный раунд

1

39
5
Путешествие по конкурсу «Слон»

1

40
6
Путешествие по конкурсу «Слон»

1

41
7
Путешествие по конкурсу «Слон»

1

42
8
Логические задачки
1


43
9
Логические задачки

1

44
10
Шифровки
1


45
11
Шифровки

1

46
12
Головоломки
1


47
13
Головоломки

1

48
14
Смекалистые минутки
1


49
15
Смекалистые минутки

1

50
16
Математическая олимпиада

1

51
17
Итоговое занятие по разделу «Математические затеи» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай»

1

Почемучка – 17 часов

52
1
Пираты черного моря

1

53
2
Путешествие по конкурсу «Муравей»

1

54
3
Путешествие по конкурсу «Муравей»

1

55
4
Пословицы и поговорки о птицах
1


56
5
Стихи и загадки про птичьи повадки
1


57
6
Конкурс «Знатоки птиц»

1

58
7
Смекалистые минутки

1

59
8
Смекалистые минутки

1

60
9
Космические загадки
1


61
10
Космические загадки

1

62
11
Конкурс знатоков космоса

1

63
12
Тайны неживой природы
1


64
13
Тайны неживой природы

1

65
14
Конкурс «Знатоки Кузбасса»
1


66
15
Конкурс «Знатоки Кузбасса»

1

67
16
Олимпиада по окружающему миру

1

68
17
Итоговое занятие по разделу «Почемучка» (познавательно-развлекательная игра)
«Счастливый случай»



Учебно-тематический план для 3-го класса (68 ч.)
№ п/п
№ в теме
Темы занятий
Кол-во часов




теория
практика

Волшебная грамматика – 17 часов

1
1
Метаграммы
0,5
0,5

2
2
Логогрифы
0,5
0,5

3
3
Фонетическая викторина

1

4
4
Устаревшие слова
0,5
0,5

5
5
Многозначные слова
0,5
0,5

6
6
Слова - пришельцы
0,5
0,5

7
7
Омонимы
0,5
0,5

8
8
Омоформы
0,5
0,5

9
9
Омофоны
0,5
0,5

10
10
Омографы
0,5
0,5

11
11
Синонимы
0,5
0,5

12
12
Антонимы
0,5
0,5

13
13
Фразеологизмы
0,5
0,5

14
14
Палиндромоны
0,5
0,5

15
15
Лексическая викторина

1

16
16
Грамматическая олимпиада

1

17
17
Итоговое занятие по разделу «Волшебная грамматика» игра «Звездный час»

1

Литературные затеи - 17 часов

18
1
Шуточная викторина

1

19
2
Викторина по творчеству К.И.Чуковского

1

20
3
Сказочная викторина

1

21
4
Викторина по творчеству Н.Н.Носова

1

22
5
Кроссворды-тесты

1

23
6
Викторина по творчеству А.С.Пушкина

1

24
7
Викторина «Литературные герои»

1

25
8
Литературные герои в ребусах

1

26
9
Чайнворды

1

27
10
Викторина по творчеству Б.В.Заходера

1

28
11
Загадочная викторина

1

29
12
Викторина по творчеству А.Л.Барто

1

30
13
Литературные кроссворды

1

31
14
Викторина по творчеству И.А.Крылова

1

32
15
Старинные загадки-шутки

1

33
16
Литературная олимпиада

1

34
17
Итоговое занятие по разделу «Литературные затеи» игра «Звездный час»

1

Математические затеи - 17 часов

35
1
Игры со спичками
1


36
2
Игры со спичками

1

37
3
Лабиринты
1


38
4
Лабиринты

1

39
5
Задачи на смекалку
1


40
6
Задачи на смекалку

1

41
7
Математические дорожки
1


42
8
Математические дорожки

1

43
9
Задачи с одинаковыми цифрами
1


44
10
Задачи с одинаковыми цифрами

1

45
11
Магические квадраты
1


46
12
Магические квадраты

1

47
13
Задачки на логику
1


48
14
Задачки на логику

1

49
15
Конкурс «Великий математик»

1

50
16
Математическая олимпиада

1

51
17
Итоговое занятие по разделу «Математические затеи» игра «Звездный час»

1

Почемучка – 17 часов

52
1
Экологические задачи
1


53
2
Экологические задачи

1

54
3
Викторина «Лекарственные растения»

1

55
4
Пословицы и поговорки о зверях
1


56
5
Стихи и загадки про зверей

1

57
6
Конкурс «Знатоки зверей»

1

58
7
Игра «верю - не верю»

1

59
8
Осенняя викторина

1

60
9
Зимняя викторина

1

61
10
Весенняя викторина

1

62
11
Летняя викторина

1

63
12
Тайны живой природы
1


64
13
Викторина «Тайны живой природы»

1

65
14
Викторина «Рыбы»

1

66
15
Викторина «Насекомые»

1

67
16
Олимпиада по окружающему миру

1

68
17
Итоговое занятие по разделу «Почемучка» игра «Звездный час»

1





Учебно-тематический план для 4-го класса (68 ч.)
№ п/п
№ в теме
Темы занятий
Кол-во часов




теория
практика

Волшебная грамматика – 13 часов

1
1
Подготовка к олимпиаде по теме «Фонетика»
0,5
0,5

2
2
Подготовка к олимпиаде по теме «Фонетика»
0,5
0,5

3
3
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфемика»
0,5
0,5

4
4
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфемика»
0,5
0,5

5
5
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфология»
0,5
0,5

6
6
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфология»
0,5
0,5

7
7
Подготовка к олимпиаде по теме «Пунктуация»
0,5
0,5

8
8
Подготовка к олимпиаде по теме «Пунктуация»
0,5
0,5

9
9
Подготовка к олимпиаде по теме «Лексика»
0,5
0,5

10
10
Подготовка к олимпиаде по теме «Лексика»
0,5
0,5

11
11
Подготовка к олимпиаде по теме «Орфоэпия»
0,5
0,5

12
12
Подготовка к олимпиаде по теме «Орфоэпия»
0,5
0,5

13
13
Грамматическая олимпиада (отборочный тур)

1

Литературные затеи – 11 часов


14
1
Подготовка к олимпиаде. Сказки
0,5
0,5

15
2
Подготовка к олимпиаде. Пословицы и поговорки
0,5
0,5

16
3
Подготовка к олимпиаде. Пословицы-перевертыши
0,5
0,5

17
4
Подготовка к олимпиаде. Жанры

1

18
5
Подготовка к олимпиаде. Писатели и поэты
0,5
0,5

19
6
Подготовка к олимпиаде. Викторина по произведениям разных авторов

1

20
7
Подготовка к олимпиаде. Сравнение и олицетворение
0,5
0,5

21
8
Подготовка к олимпиаде. Метафоры
0,5
0,5

22
9
Подготовка к олимпиаде. Фразеологизмы
0,5
0,5

23
10
Подготовка к олимпиаде. Литературные термины
0,5
0,5

24
11
Литературная олимпиада (отборочный тур)

1

Математические затеи - 9 часов

25
1
Подготовка к олимпиаде. Математические ребусы

1

26
2
Подготовка к олимпиаде. Танграм
0,5
0,5

27
3
Подготовка к олимпиаде. Геометрические фигуры

1

28
4
Подготовка к олимпиаде. Задачи на логику

1

29
5
Подготовка к олимпиаде. Задачи на логику

1

30
6
Подготовка к олимпиаде. Задачи на смекалку

1

31
7
Подготовка к олимпиаде. Задачи на смекалку

1

32
8
Подготовка к олимпиаде. Магические квадраты

1

33
9
Математическая олимпиада (отборочный тур)

1

Почемучка – 8 часов


34
1
Подготовка к олимпиаде. Мир космоса
0,5
0,5

35
2
Подготовка к олимпиаде. Кузбасс
0,5
0,5

36
3
Подготовка к олимпиаде. Правила дорожного движения

1

37
4
Подготовка к олимпиаде. Человек и его безопасность

1

38
5
Подготовка к олимпиаде. Неживая природа
0,5
0,5

39
6
Подготовка к олимпиаде. Живая природа
0,5
0,5

40
7
Подготовка к олимпиаде. Экология
0,5
0,5

41
8
Олимпиада по окружающему миру (отборочный тур)

1

По итогам олимпиады – 27 часов

42
1
Путешествие по конкурсу «Русский медвежонок»

1

43
2
Путешествие по конкурсу «Русский медвежонок»

1

44
3
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Быстрый раунд

1

45
4
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Смелый раунд

1

46
5
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Умный раунд

·
1

47
6
Путешествие по конкурсу «Слон»

1

48
7
Путешествие по конкурсу «Слон»

1

49
8
Игра «Четвертое лишнее»

1

50
9
Викторина «Части речи»

1

51
10
Блеф-клуб «Забавные животные»

1

52
11
Задачки с подвохом

1

53
12
Задачки с подвохом

1

54
13
Задачки о времени

1

55
14
Задачки о времени

1

56
15
Шарады. Ребусы

1

57
16
Шарады. Ребусы

1

58
17
Игра – путешествие «Город линий»

1

59
18
Игра – путешествие «Город многоугольников»

1

60
19
Игра – путешествие «Город кругов»

1

61
20
Занимательная геометрия

1

62
21
Из истории страны
1


63
22
Из истории страны

1

64
23
Из истории страны

1

65
24
Из истории вещей
1


66
25
Из истории вещей

1

67
26
Из истории вещей

1

68
27
Итоговое занятие – игра «Гонка за лидером»

1





















Содержание программы
1 класс
Волшебная грамматика – 16 часов
Жил на свете Буквоед! – 2 ч. Игры с буквами. Загадки. Ребусы.
В мире слов – 2 ч. Знакомство со словарем. Игры со словами: выньте букву, вставьте букву, замените букву. Игра третий лишний, словесный мяч.
Анаграммы – 2 ч. Объясняется, что такое анаграмма. Разгадывают анаграммы. Игра «Для кого?»
Игра в рифмы – 2 ч. На слово подбирается рифма.
Грамотеи. Конкурс грамотеев. Этапы конкурса: наборщик, слова – анаграммы, конкурс архитекторов.
Путешествие от А до Я – 2 ч. Отгадывание загадок про буквы, кто больше назовет слов на определенную букву и тему, сложи название.
Буквенные ребусы – 2 ч. Отгадывание ребусов, составление своих ребусов.
Из Букваринска в страну Литературию – 2 ч. Отгадывание букв. Сказки о буквах. Игра «вставь нужную букву». Конкурс между командами.
Литературные затеи - 16 часов
Жила была книжка – 2 ч. Отгадывают краткое описание понятий. Отгадывают названия сказок по их героям.
Загадочные слова – 2 ч. Путем зачеркивания повторяющихся букв, находят слова отгадки. Викторина «Каркающие слова».
Рифма – 2 ч. Продолжи стихотворение. Загадки.
Конкурс пословиц и поговорок – 2 ч. Этапы конкурса: концовка пословиц и поговорок, узнай пословицу, творческий, закончи пословицу или поговорку, замени пословицами, магические числа.
Бабушкины сказки – 2 ч. Викторина по сказкам. Продолжи название.
Конкурс загадок – 2 ч. Этапы конкурса: перекрестный поединок, нарисовать отгадку, отгадать кроссворд.
Крылатые слова и выражения – 2 ч. Происхождение слов и выражений. Как нужно говорить.
Одно и тоже, но по разному – 2 ч. Синонимы. Игра «замени слово».
Математические затеи - 16 часов
Математическая рыбалка – 2 ч. Дидактическая игра. Из истории цифр.
Математическая эстафета – 2 ч. Круговые примеры. Задачи на смекалку. Веселые задачи.
Поспевай – не зевай – 2 ч. Различные вопросы выполняются на время. Задачи в стихах. Игра с числами.
Лучший следопыт – 2 ч. Дидактическая игра. Этапы: расшифровать номера полянок, показать мелом путь, показать и рассказать направление разведчика.
Волшебный узор – 2 ч. Графический диктант. Раскрашивание получившихся фигур. Нахождение закономерности.
Угадай – ка – 2 ч. Сосчитай в фигуре треугольники, квадраты. Сосчитай пример и найди картинку с заданием. Задачи на смекалку.
Лучший счетчик – 2 ч. Кто быстрее решит логические задачи, «задачи на промежутки», задачи с геометрическим содержанием.
Ох уж эти линии – 2 ч. Знакомство с прямой, кривой линией. Нахождение этих линий в природе и вещах, которые нас окружают.
Почемучка – 16 часов
Знатоки природы – 1 ч. Конкурс знатоков природы – 1 ч. Занимательные вопросы.
Загадки природы – 1 ч. Конкурс «Загадки природы» - 1 ч. Загадки о живой и неживой природе.
Сюрпризы лесной полянки – 2 ч. Предлагается интересный материал об окружающем мире, интересные вопросы.
Парад овощей – 1 ч. Викторина «Парад овощей» - 1 ч. Загадки об овощах, интересный материал о витаминах, приготовление украшений из овощей.
Путешествие в мир животных – 2 ч. Загадки о животных, угадай животное по его повадке, интересный материал.
За страницами учебников – 2 ч. Творческое занятие. Занимательные вопросы.
Хотим все знать – 2 ч. Занимательные вопросы.
Почему их так называют? – 2 ч. Знакомство с птицами. Загадки о птицах.
Итоговое занятие – 2 часа
Итоговое занятие по разделам: Волшебная грамматика и Литературные затеи «Что, где, когда?» - 1 ч. Итоговое занятие по разделам: Математические затеи и Почемучка «Что, где, когда?» - 1 ч. Занимательные вопросы. Шуточные задачки. Головоломки. Ребусы. Викторины.


















Содержание программы
2 класс
Волшебная грамматика – 17 часов
Фонетические сказки – 2 ч. Сказки «гласные и согласные», «Превращение маленькой буквы», «Кто важнее». Игры с буквами. Загадки.
«Заморочки из бочки» – 2 ч. Игры с буквами. Загадки. Буквенные ребусы. Отгадывание букв по их части.
Чудесные превращения слов – 2 ч. Нахождение слова в слове. Игра «Замени букву». Анаграммы.
Крылатые слова – 2 ч. Знакомство с крылатыми словами и выражениями. Объяснение смысла крылатых выражений. Составление рассказов с крылатыми словами и выражениями.
Веселая грамматика – 2 ч. Игры с буквами “Да-нет”. Вставь гласные буквы и прочитай скороговорку.
Грамматическая викторина – 2 ч. Игры “Расколдуй слово”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Викторина “Интересные буквы и звуки”.
Игры с буквами и словами – 2 ч. Игра “Кто– кто в алфавите живет?” Продолжи фразу. Спрятанные слова. Найди ошибку.
Ваши старые знакомые – 2 ч. Игра “Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”.
Грамматическая олимпиада - 1 ч. Разделы: ребусы; третий лишний; анаграммы; исправь ошибки; спрятанные слова.
Итоговое занятие по разделу «Волшебная грамматика» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай» - 1 ч. Конкурс между командами. 1-ый гейм «Дальше... дальше... дальше...», 2-й гейм «Заморочки из бочки», 3-й гейм «Ты – мне, я – тебе» (домашнее задание), 4-ый гейм «Гонка за лидером» (задания составляются с учетом пройденного раздела).
Литературные затеи - 17 часов
Русские народные песни, загадки, потешки -1 ч. Фольклор – 1 ч. Знакомство с устным народным творчеством. Конкурс «Отгадай-ка».
Знатоки скороговорок – 1 ч. Конкурс знатоков скороговорок – 1 ч. Разучивание скороговорок. Конкурс «Кто быстрей?»
Конкурс «Мульти-пульти» - 1 ч. Отгадывание героев мультфильмов. Игра «Кто больше?»
В гости к сказке – 1 ч. Сказочная эстафета – 1 ч. Игра «Волшебные предметы». Викторина «Герои сказок». Конкурс «Узнай название сказки и автора».
Задания «на засыпку» - 2 ч. Викторины: «Из какого произведения строки?», «Найди рифму», «О ком речь?»
Зарубежные сказки – 1 ч. Викторина по зарубежным сказкам – 1 ч. Викторины по сказкам Ш. Перро, Г.Х.Андерсена.
Шарады и ребусы – 2 ч. Знакомство с шарадой. Отгадывание шарад. Отгадывание ребусов. Составление ребусов на заданную тему.
Устойчивые сочетания – 2 ч. Знакомство с устойчивыми сочетаниями. Использование их в речи. Составление высказываний с устойчивыми сочетаниями. Конкурс знатоков устойчивых сочетаний.
Литературная олимпиада – 1 ч. Разделы: шарады и ребусы; устойчивые сочетания; герои сказок; скороговорки; фольклор.
Итоговое занятие по разделу «Литературные затеи» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай» - 1 ч. Конкурс между командами. 1-ый гейм «Дальше... дальше... дальше...», 2-й гейм «Заморочки из бочки», 3-й гейм «Ты – мне, я – тебе» (домашнее задание), 4-ый гейм «Гонка за лидером» (задания составляются с учетом пройденного раздела).
Математические затеи - 17 часов
Путешествие по программам компьютера – 1 ч. Знакомство с компьютером. Путешествие по программам.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Быстрый раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Смелый раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Умный раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «Слон» - 3 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Логические задачки – 2 ч. Решение задач на развитие логического мышления.
Шифровки – 2 ч. Разгадывание шифровок. Составление своих шифровок.
Головоломки – 2 ч. Знакомство с головоломками. Разгадывание головоломок. Конкурс «Кто быстрей?»
Смекалистые минутки – 2 ч. Задачи – шутки. Задачки на логику. Игры со спичками.
Математическая олимпиада - 1 ч. Разделы: математические ребусы; задачи на логику; задание «Расставь арифметические знаки».
Итоговое занятие по разделу «Математические затеи» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай» - 1 ч. Конкурс между командами. 1-ый гейм «Дальше... дальше... дальше...», 2-й гейм «Заморочки из бочки», 3-й гейм «Ты – мне, я – тебе» (домашнее задание), 4-ый гейм «Гонка за лидером» (задания составляются с учетом пройденного раздела).
Почемучка – 17 часов
Пираты черного моря – 1 ч. Игра – путешествие «Все о воде и водоемах».
Путешествие по конкурсу «Муравей» - 2 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Пословицы и поговорки о птицах – 1 ч. Стихи и загадки про птичьи повадки – 1 ч. Конкурс «Знатоки птиц» - 1 ч. Пословицы. Поговорки. Загадки. Ребусы. Викторина «Пернатые друзья».
Смекалистые минутки – 2 ч. Вопросы по теме «Эти загадочные животные»
Космические загадки – 2 ч. Конкурс знатоков космоса – 1 ч. Планеты. Знаменательные даты. Космонавты.
Тайны неживой природы – 2 ч. Явления природы. Горы. Моря. Викторина «Загадочный мир веществ».
Конкурс «Знатоки Кузбасса» - 2 ч. Растения и животные. Карта. Из истории. Викторина «Знатоки Кузбасса».
Олимпиада по окружающему миру – 1 ч. Разделы: ПДД; многообразие растительного мира; многообразие животного мира; краеведение; космические загадки.
Итоговое занятие по разделу «Почемучка» (познавательно-развлекательная игра) «Счастливый случай» - 1 ч. Конкурс между командами. 1-ый гейм «Дальше... дальше... дальше...», 2-й гейм «Заморочки из бочки», 3-й гейм «Ты – мне, я – тебе» (домашнее задание), 4-ый гейм «Гонка за лидером» (задания составляются с учетом пройденного раздела).



















Содержание программы
3 класс
Волшебная грамматика – 17 часов
Метаграммы – 1 ч. Знакомство с понятием «метаграмма». Отгадывание метаграмм. Игры со словами.
Логогрифы – 1 ч. Знакомство с понятием. Отгадывание логогрифов. Игра «Озорные буквы».
Фонетическая викторина – 1 ч. Соревнование в отгадывании метаграмм, логогрифов, анаграмм.
Устаревшие слова – 1 ч. Знакомство со словарем устаревших слов, с понятием «архаизмы» и «историзмы».
Многозначные слова – 1 ч. Знакомство с понятием «многозначные слова». Объяснение значения слов. Викторина «Кто быстрее угадает многозначные слова».
Слова – пришельцы – 1 ч. Знакомство с понятием «заимствованные слова». Викторина «Замени заимствованное слово на русское».
Омонимы – 1 ч. Знакомство с понятием «омонимы». Нахождение отличий омонимов от многозначных слов.
Омоформы – 1 ч. Знакомство с понятием «омоформы». Отгадывание омоформ. Игра «Смешинки».
Омофоны – 1 ч. Знакомство с понятием «омофоны». Отгадывание омофонов.
Омографы – 1 ч. Знакомство с понятием «омографы». Отгадывание и составление омографов.
Синонимы – 1 ч. Игры «Загадки-складки», «Восстанови рифму».
Антонимы – 1 ч. Викторина загадок. Игра «Все наоборот».
Фразеологизмы – 1 ч. Объяснение значения фразеологизмов. Загадки – складки.
Палиндромоны – 1 ч. Знакомство с понятием «палиндромоны». Игра «Слова – перевертыши». Чтение и отгадывание палиндромонов.
Лексическая викторина – 1 ч. конкурс «Кто быстро и точно угадает, какие это слова омофоны или омографы и т. д.».
Грамматическая олимпиада – 1 ч. Предлагаются индивидуальные задания повышенной сложности по русскому языку.
Итоговое занятие по разделу «Волшебная грамматика» – 1 ч. Игра «Звездный час».
Литературные затеи - 17 часов
Шуточная викторина – 1 ч. Викторина по произведениям.
Викторина по творчеству К. И. Чуковского – 1 ч. «Отгадай героя», «Продолжи строфу».
Сказочная викторина – 1 ч. «Отгадай предмет», «Отгадай сказку», «Отгадай автора».
Викторина по творчеству Н. Н. Носова - 1 ч. Отрывки для отгадывания из произведений Н. Н. Носова.
Кроссворды-тесты - 1 ч. Соревнование между командами в разгадывании кроссвордов – тестов.
Викторина по творчеству А. С. Пушкина – 1 ч. Отрывки для отгадывания из произведений А. С. Пушкина.
Викторина «Литературные герои» - 1 ч. Соревнование между командами в угадывании литературных героев.
Литературные герои в ребусах – 1 ч. Отгадывание ребусов.
Чайнворды – 1 ч. Знакомство с чайнвордами. Конкурс «Кто быстрей» разгадает чайнворд.
Викторина по творчеству Б. В. Заходера – 1 ч. Отрывки для отгадывания из произведений Б. В. Заходера.
Загадочная викторина – 1 ч. Загадки.
Викторина по творчеству А. Л. Барто – 1 ч. Отрывки для отгадывания из произведений А. Л. Барто.
Литературные кроссворды – 1 ч. Соревнование между командами в разгадывании кроссвордов.
Викторина по творчеству И. А. Крылова – 1 ч. Отрывки для отгадывания из произведений И. А. Крылова.
Старинные загадки-шутки – 1 ч. Знакомство и отгадывание старинных загадок-шуток.
Литературная олимпиада – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности по литературному чтению.
Итоговое занятие по разделу «Литературные затеи» – 1 ч. Игра «Звездный час».
Математические затеи - 17 часов
Игры со спичками – 2 ч. «Выложи фигуру», «Сделай как я», «Переложи».
Лабиринты – 2 ч. Игра «Кто быстрей», «Самый внимательный».
Задачи на смекалку – 2 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Математические дорожки – 2 ч. Игра «Кто быстрей», «Самый внимательный».
Задачи с одинаковыми цифрами – 2 ч. Задания повышенной сложности.
Магические квадраты – 2 ч. Знакомятся с магическими квадратами. Заполняют магические квадраты. Соревнование «Кто быстрей».
Задачки на логику – 2 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Конкурс «Великий математик» – 1 ч. Задания повышенной сложности.
Математическая олимпиада – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Итоговое занятие по разделу «Математические затеи» – 1 ч. Игра «Звездный час».
Почемучка – 17 часов
Экологические задачи – 2 ч. Соревнование в разгадывании экологических задач.
Викторина «Лекарственные растения» – 1 ч. игра «Будь внимательным».
Пословицы и поговорки о зверях – 1 ч. Игра «Продолжи пословицу», «Восстанови поговорку».
Стихи и загадки про зверей – 1 ч. Чтение стихотворений и отгадывание загадок.
Конкурс «Знатоки зверей» – 1 ч. Игра «Отгадай зверя по описанию». Отгадывание загадок. Игра «Изобрази зверя».
Игра «верю - не верю» – 1 ч. Занимательные вопросы по окружающему миру».
Осенняя викторина – 1 ч. Занимательные вопросы. Загадки о живой и неживой природе.
Зимняя викторина – 1 ч. Загадки о живой и неживой природе.
Весенняя викторина – 1 ч. Занимательные вопросы. Загадки о живой и неживой природе.
Летняя викторина – 1 ч. Загадки о живой и неживой природе.
Тайны живой природы – 1 ч. Занимательный материал о живой природе.
Викторина «Тайны живой природы» – 1 ч. Занимательные вопросы. Загадки о живой природе.
Викторина «Рыбы» – 1 ч. Занимательные вопросы. Загадки о рыбах.
Викторина «Насекомые» – 1 ч. Занимательные вопросы. Загадки о насекомых.
Олимпиада по окружающему миру – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Итоговое занятие по разделу «Почемучка» – 1 ч. Игра «Звездный час».
Содержание программы
4 класс
Волшебная грамматика – 13 часов
Подготовка к олимпиаде по теме «Фонетика» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфемика» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде по теме «Морфология» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде по теме «Пунктуация» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде по теме «Лексика» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде по теме «Орфоэпия» – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Грамматическая олимпиада (отборочный тур) – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Литературные затеи – 11 часов
Подготовка к олимпиаде. Сказки – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Пословицы и поговорки – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Пословицы-перевертыши – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Жанры – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Писатели и поэты – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Викторина по произведениям разных авторов – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Сравнение и олицетворение – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Метафоры – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Фразеологизмы – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Литературные термины – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Литературная олимпиада (отборочный тур) – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Математические затеи - 9 часов
Подготовка к олимпиаде. Математические ребусы – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Танграм– 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Геометрические фигуры – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Задачи на логику – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Задачи на смекалку – 2 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Магические квадраты – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Математическая олимпиада (отборочный тур) – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
Почемучка – 8 часов
Подготовка к олимпиаде. Мир космоса – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Кузбасс – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Правила дорожного движения – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Человек и его безопасность – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Неживая природа – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Живая природа – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Подготовка к олимпиаде. Экология – 1 ч. Индивидуальные и коллективные задания повышенной сложности.
Олимпиада по окружающему миру (отборочный тур) – 1 ч. Индивидуальные задания повышенной сложности.
По итогам олимпиады – 27 часов
Путешествие по конкурсу «Русский медвежонок» – 2 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Быстрый раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Смелый раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «ЭМУ» Умный раунд – 1 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Путешествие по конкурсу «Слон» – 2 ч. Решение заданий конкурса прошлых лет.
Игра «Четвертое лишнее» – 1 ч. Задания по разным предметам.
Викторина «Части речи» – 1 ч. Игра «Самый внимательный».
Блеф-клуб «Забавные животные» – 1 ч. Интересные вопросы о животных.
Задачки с подвохом – 2 ч. Соревнование между командами.
Задачки о времени – 2 ч. Головоломки.
Шарады. Ребусы – 2 ч. Игра «Кто быстрей».
Игра – путешествие «Город линий» – 1 ч. Игра – путешествие «Город многоугольников» – 1 ч. Игра – путешествие «Город кругов» – 1 ч. Занимательная геометрия – 1 ч. Знакомство с геометрией. Составление картин из геометрических фигур.
Из истории страны – 3 ч. Интересные сведения о стране. Викторина «Наша Родина».
Из истории вещей – 3 ч. Интересные сведения о вещах. Конкурс загадок о вещах.
Итоговое занятие – игра «Гонка за лидером» – 1 ч. Конкурсы по различным предметам.




















Литература
Агеева, И. Д. занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие [Электронный ресурс] / И. Д. Агеева. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бесова М. А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / М. А. Бесова. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст] : сценарии праздников в начальной школе / М. А. Бесова. - Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000. - 240 с.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике для 1 класса четырехлетней начальной школы [Текст] : пособие для учителя / Т. К. Жикалкина. - М. : Просвещение, 1989. - 47 с.
Занимательная грамматика: Сост. Е. Г. Бурлака, И. Н. Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997. – 512 с.
Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай (Материалы для занятий с учащимися 1-4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / сост. Н. И. Удодова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.
Занятия математического кружка. 3-4 классы / авт. – сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 92 с.
Игровая копилка. Занимательная математика в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006, - 240 с.
Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 кл. / И. Г. Сухин.- Тула: ООО Издательство «Родничок», 2004. – 231 с.
К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продлённого дня. 4 класс Текст / авт.-сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Максимова Т. Н. Интеллектуальный марафон: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 208 с.
Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания / авт. – сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 138 с.
Олимпиадные задания. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 3-4 классы. – Вып. 2 / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Соколова, Т. Е. Информационно-аналитические умения; система индивидуального мониторинга [Текст] / Т. Е. Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008. - 85с.
Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005. – 224 с.
Ходова, Т. В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы / Т. В. Ходова. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 224 с.

















15