Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся Хрустальный мир русского слова»
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для учащихся "Хрустальный мир русского слова»
(3 - 4 классы)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Тасенко Людмила Витальевна
Пояснительная записка.
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться с взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами). Программа имеет общеинтеллектуальное направление и рассчитана на учащихся 3 -4 классов.
Актуальность программы внеурочной деятельности опирается на анализ работы учителей начальных классов. Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков.
Программа «Хрустальный мир русского слова» расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логического мышления, разнообразного занимательного материала. Содержание программы включает в себя направления:
формирование общеинтеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
развитие внимания (объем, переключение, концентрация);
развитие памяти (зрительной, слуховой, смысловой, объем, устойчивость).
Речь младшего школьника – это отражение его общей культуры. Программа «Хрустальный мир русского слова» ориентирована на применение широкого комплекса требований к речи обучающихся:
Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. работа на уроке регламентирована, обязательна и направлена на формирование системы знаний, умений и навыков. Изучение русского языка во внеурочной деятельности способствует привлечению внимания младших школьников к миру слов, дает возможность им почувствовать, что русский язык интересен, увлекателен, но в тоже время разнообразен и сложен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Упражнения и задания, используемые в программе «Хрустальный мир русского слова», позволят обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Особенности организации внеурочных занятий.
Программа адресована обучающимся 3-4 классов).Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю). Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 45 минут.
Таблица 1
Объём и сроки изучения программы
Класс Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год Продолжительность занятий
3 1 34 45 мин
4 1 34 45 мин
Цель программы: развитие интереса к изучению русского языка как учебного предмета и воспитание бережного отношения к слову.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Познакомить младших школьников со словарным богатством русского языка.
Предоставить возможность младшим школьникам понимать и анализировать языковые факты.
Развивать основные процессы мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Развивать познавательную активность и самостоятельность младших школьников.
Вырабатывать внимание у обучающихся к своей и чужой речи.
Способствовать развитию устной и письменной речи, творческим возможностям обучающихся, применять полученные знания на практике.
Воспитывать языковое чутье.
В структуре изучаемой программы в каждом классе выделяют следующие основные разделы в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Разделы программы «Хрустальный мир русского слова» по классам
Класс Название раздела
3 Введение.
Изучаем кроссворд.
Поговорим о загадках.
Шаги в науку.
4 Введение.
Встречи с фразеологизмами.
Русский народ-носитель языка.
Юные исследователи.
Показателями эффективности занятий являются критерии:
самостоятельность обучающихся и уровень оказанной индивидуальной помощи со стороны педагога;
активность и заинтересованность обучающихся во время занятий;
результаты выполнения итоговых форм контроля.
Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:
повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
развитие интеллектуального потенциала младших школьников;
повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
развитие личности первоклассников.
Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:
Второй уровень результатов:
участие младших школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку;
заинтересованность в развитии своих творческих способностей.
Третий уровень результатов:
приобретать опыт самостоятельного поиска информации в разных источниках;
участвовать в олимпиадах, конкурсах районного, городского уровня.
Способы проверки результатов обучения.
Для отслеживания результатов предусматриваются такие формы контроля:
стартовый (контрольный), позволяющий определить первоначальный уровень знаний, умений и навыков младших школьников (методика «Шкала выраженности познавательного интереса»), «Уровень развития познавательных процессов»; в листах наблюдений, отражающих динамику сформированности индивидуального прогресса
текущий (правильность выполнения упражнений, наблюдение, рефлексия);
итоговый в конце изучения каждого раздела (игра-конкурс, КВН, практическая работа, презентация работ и др.). При этом младший школьник должен представить сформированность умений и навыков по изученным разделам курса в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
Этапы педагогического контроля
Класс Название раздела Какие знания, умения, навыки контролируются Форма подведения итогов
3 «Изучаем кроссворд» Составление кроссворда с установленными правилами. Презентация кроссвордов
«Поговорим о загадках» Составление загадок с учетом полученных знаний. Презентация альбома загадок
«Шаги в науку» Сообщение устное и письменное. Письмо и оформление доклада. Занятие-отчет «Наши выступления»
4 Встречи с фразеологизмами Анализ фразеологических оборотов, отражение их в действительности. Презентация «Словаря фразеологизмов»
Русский народ – носитель языка Ориентирование в мире слов, их отличительные особенности. Презентация «Справочника слов»
Юные исследователи Исследовательская и проектная работы согласно предъявляемым требованиям. Исследовательская конференция
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы «Хрустальный мир русского слова ». Результаты проверки фиксируются в оценочных листах учителя, в создании портфолио младших школьников.
Содержание программы
3 класс
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 3 классе.
Изучаем кроссворд (11 часов)
Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда.
Практическая работа в парах «Составляем кроссворд».
Презентация кроссвордов.
Поговорим о загадках (11 часов)
Что называют загадкой. Виды загадок. Технология составления загадки по Нестеренко А.А. Модель загадки 1: «Какой? Что бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?».
Практическая работа «Выпускаем альбом загадок».
Презентация альбома.
Шаги в науку (11 часов)
Что такое сообщение, выступление, доклад. Сходство и различие между ними. Выбор темы сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста.
Практическая работа «Пишем доклад».
Занятие-отчет «Наши выступления».
Учебно-тематический план для 3 класса
№ п/пНазвание темы Количество часов
Практика Теория Всего
1 Введение
1.1 Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 3 класса» 0 1 1
Итого: 0 1 1
2 Изучаем кроссворд 2.1 Что называют кроссвордом? 0 1 1
2.2 Разновидности кроссворда. 1 0 1
2.3 Правила составления кроссворда. 0 1 1
2.4 Шифровка слов (начало). 1 0 1
2.5 Шифровка слов (окончание). 1 0 1
2.6 Составление сетки кроссворда (начало). 1 0 1
2.7 Составление сетки кроссворда (окончание). 1 0 1
2.8 Оформление кроссворда (начало). 1 0 1
2.9 Оформление кроссворда (окончание). 1 0 1
2.10 Итоговая работа в парах «Составляем кроссворд». 1 0 1
2.11 Презентация кроссвордов. 0 1 1
Итого: 8 3 11
3 Поговорим о загадках
3.1 Знакомство с загадкой. 0 1 1
3.2 Наши любимые загадки. 1 0 1
3.3 Составляем загадку. Модель 1. 1 0 1
3.4 Загадки об объектах неживой природы (работа в группах). 1 0 1
3.5 Составляем загадку. Модель 2. 1 0 1
3.6 Загадки о животных (работа в группах). 1 0 1
3.7 Составляем загадку. Модель 3. 1 0 1
3.8. Загадки о растениях (работа в группах). 1 0 1
3.9 Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (начало). 1 0 1
3.10 Итоговая работа «Выпускаем альбом загадок» (окончание). 1 0 1
3.11 Презентация альбома загадок. 0 1 1
Итого: 9 2 11
4 Шаги в науку
4.1 Понятие о сообщении, выступлении, докладе. 0 1 1
4.2 Как подготовиться к сообщению. 1 0 1
4.3 Работа с литературными источниками. 1 0 1
4.4 Оформление сообщения. 1 0 1
4.5 Выбор темы доклада и источников работы. 1 0 1
4.6 Отбор содержания доклада. 1 0 1
4.7 Написание доклада. 1 0 1
4.8 Редактирование доклада. 1 0 1
4.9 Оформление доклада (начало). 1 0 1
4.10 Оформление доклада (окончание). 1 0 1
4.11 Занятие-отчет «Наши выступления». 0 1 1
Итого: 9 2 11
К концу третьего года обучения младший школьник будет иметь представления:
о видах кроссворда;
о моделях составления загадок;
о сообщении, выступлении, докладе;
о редактировании текста;
знать о:
правилах составления и оформления кроссворда;
о сходстве и различии между сообщением, докладом;
о выборе литературных источников по заданной теме;
уметь:
составлять кроссворд, загадки;
работать с литературными источниками;
готовить сообщение и доклад;
презентовать свою работу.
Планируемые результаты освоения курса
к концу третьего года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в парах, в малой группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
сличать способ действия и его результат;
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
пользоваться и ориентироваться в орфографическом и толковом словарях;
анализировать и сравнивать информацию, обобщать и формулировать выводы;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить рассуждения;
осуществлять смысловое чтение;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологичное высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
составлять кроссворд;
придумывать загадки согласно изученным моделям;
готовить сообщения;
различать сообщения от докладов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять тему сообщения и доклада;
работать с литературными источниками;
оформлять сообщения, доклад согласно требованиям к работе;
владеть нормами грамотной, правильной речи.
Содержание программы
4 класс
Введение (1 час)
Краткий экскурс изучаемых тем в 4 классе.
Встречи с фразеологизмами (9 часов)
Знакомство с фразеологизмом. Фразеологический оборот. Взаимосвязь фразеологизмов с народными обычаями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами.
Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов».
Презентация словаря.
Русский народ – носитель языка (9 часов)
Понятие о лексике. Различие историзмов и архаизмов. Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова.
Работа в группах «Составляем справочник слов».
Презентация справочника.
Юные исследователи (15 часов)
Кого называют полиглотом. Универсальный язык – эсперанто. Правила переноса слов. Роль ударения в слове. Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах. Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы.
Работа в инициативных группах «Проводим исследование».
Исследовательская конференция.
Учебно-тематический план для 4 класса
№ п/пНазвание темы Количество часов
Практика Теория Всего
1 Введение
1.1 Вводное занятие. «Заочная экскурсия в курс 4 класса» 0 1 1
Итого: 0 1 1
2 Встречи с фразеологизмами 2.1 Фразеологизмы – что это? 0 1 1
2.2 Игра-конкурс «Кто больше?» 1 0 1
2.3 Почему мы так говорим? 0 1 1
2.4 Фразеологизмы и народные обычаи. 1 0 1
2.5 Практическая работа «Литературные произведения». 1 0 1
2.6 Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (начало). 1 0 1
2.7 Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (продолжение). 1 0 1
2.8 Работа в группах «Составляем словарь фразеологизмов» (окончание). 1 0 1
2.9 Итоговая работа. Презентация «Словаря фразеологизмов». 1 0 1
Итого: 7 2 9
3 Русский народ-носитель языка
3.1 Поговорим о лексике. 0 1 1
3.2 Историзмы. 1 0 1
3.3 Архаизмы. 1 0 1
3.4 Алгоритм определения архаизмов и историзмов. 0 1 1
3.5 Современная лексика. Заимствованные и иностранные слова. 1 0 1
3.6 Работа в группах «Справочник слов» (начало). 1 0 1
3.7 Работа в группах «Справочник слов» (продолжение). 1 0 1
3.8. Работа в группах «Справочник слов» (окончание). 1 0 1
3.9 Итоговая работа. Презентация «Справочника слов». 1 0 1
Итого: 7 2 9
4 Юные исследователи
4.1 Кто такие полиглоты? 0 1 1
4.2 Эсперанто – универсальный язык. 0 1 1
4.3 Полезные сведения переноса слов в русском языке. 1 0 1
4.4 Интересные факты русского ударения. 1 0 1
4.5 Понятие о проектной работе. 0 1 1
4.6 Работа в инициативных группах. 1 0 1
4.7 Формы продуктов проектной деятельности. 1 0 1
4.8 Виды презентационных проектов. 1 0 1
4.9 Исследовательская работа – что это?
Исследования в нашей жизни. 0 1 1
4.10 Проблема, объект, предмет, гипотеза исследования. 0 1 1
4.11 Методы исследования. 1 0 1
4.12 Исследовательская работа. Работа в группах (начало). 1 0 1
4.13 Исследовательская работа. Работа в группах (продолжение). 1 0 1
4.14 Исследовательская работа. Работа в группах (окончание). 1 0 1
4.15 Исследовательская конференция. 1 0 1
Итого: 10 5 15
К концу четвертого года обучения младший школьник будет иметь представления:
об эсперанто;
о полиглоте;
о правилах написания исследовательской работы;
о формах продуктах проектной деятельности;
о видах презентационных проектов
знать о (об):
особенностях русского ударения;
о различиях исследовательской и проектной работах;
о проблеме, объекте, предмете, гипотезе исследования;
о методах исследования
уметь:
правильно переносить слова с учетом знаний частей слова;
выполнять проектную работу;
отличать основополагающий вопрос от проблемного и учебного вопросов.
Планируемые результаты освоения курса
к концу четвертого года обучения
Личностные результаты:
определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
учитывать мнение одноклассников, делать правильный выбор;
нести ответственность за свои поступки;
быть способным к саморазвитию;
осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
осознание ценностного отношения к слову, к учебному предмету «русский язык»;
развитие учебно-познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
а) Регулятивные УУД:
работать по плану, планировать свои действия;
высказывать и доказывать свою точку зрения;
анализировать свою работу;
удерживать учебную задачу;
выбирать и выполнять действия для решения поставленной учебной задачи;
вести наблюдения, выделять ассоциации и аналогии;
вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
сличать способ действия и его результат;
соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
б) Познавательные УУД:
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
использовать общие приемы решения задачи;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
выделять необходимую информацию из литературных источников;
строить умозаключения и рассуждения;
устанавливать причинно-следственные связи.
в) Коммуникативные УУД:
конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
уметь слушать и слышать речь собеседника;
уметь договариваться при совместной работе;
ставить вопросы, обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение;
строить монологичное высказывание;
оказывать взаимопомощь.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
оформлять результаты проектной деятельности;
различать исследовательскую работу от проектной.
Обучающиеся получат возможность научиться:
формулировать гипотезу и проблему исследования;
пользоваться разными методами исследования;
оформлять проектную и исследовательскую работы согласно предъявляемым требованиям;
владеть нормами грамотной, правильной письменной и устной речи.
Методическое обеспечение программы
внеурочной деятельности
Программа предусматривает использование методов обучения:
словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с печатным источником);
наглядные (плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации);
практические (устные, письменные, графические упражнения);
проблемно-поисковые (эвристическая и проблемно-поисковая беседы);
самостоятельная работа (наблюдение, решение проблемы, отработка необходимых приемов и действий);
игровые (ролевые, дидактические, развивающие игры и др.)
Занятия программы «Хрустальный мир русского слова» для младших школьников проходят в разнообразных формах:
беседа;
практическое занятие;
игра (способ действия не подается в готовом виде, а выводится самостоятельно под руководством старшего партнера);
игра-конкурс (своеобразное соревнование в знаниях) и др.
Организация обучающихся на занятиях имеет следующие формы:индивидуальная работа (старший партнер работает с каждым обучающимся отдельно);
работа в парах (способствует выработке навыков совместной работы);
групповая (обучающиеся обмениваются мнениями, сообща работают и играют);
фронтальная.
Средства и материалы, необходимые для реализации программыБанк дидактических игр, грамматических сказок, художественных текстов;
Аудиоматериалы;
Занимательный материал (ребусы, кроссворды, загадки);
Мультимедиа;
Подборка схем, таблиц, иллюстраций и т.д.;
Толковые словари;
Справочники;
Этимологические словари.
Словарь
Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Диалог – это форма коммуникации между двумя участниками, состоящая из чередования имеющих смысловую связь реплик.
Доклад – публичное сообщение – развернутое изложение какой-нибудь темы.
Докладчик – человек, который делает доклад.
Исследовательская работа предполагает проведение обучающимися собственных исследований под руководством учителя, воспитателя.
Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из ряда пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Крылатые выражения – образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление.
Основополагающий вопрос – это широкий, открытый вопрос, который обращен к «большим» идеям и устойчивым концепциям.
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Полиглот - человек, владеющий многими языками.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе занятия (одного или нескольких) требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Редактирование предложений – исправление порядка слов в предложении, замена в нем неудачно употребленных слов.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка.
Слова-антонимы - это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию и имеющие противоположное лексическое значение.
Слова-омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Словарное богатство русского языка – это огромное количество слов, близких и противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок, омонимов, архаизмов, фразеологизмов и др.
Слова-синонимы - это слова, сходные по значению и принадлежащие к одной части речи. Сходство значений синонимов не говорит о том, что значения слов полностью совпадают.
Сообщение – то, что сообщается, известие, информация.
Тараторка – быстропроговариваемое высказывание не останавливаясь.
Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Учебный (частный) вопрос - самый мелкий вопрос. Учебные вопросы помогают обучающимся определить «кто», «что», «как», «где» и «когда» и поддерживают детальное изучение основополагающих и проблемных вопросов. Они помогают младшим школьникам сосредоточиться на фактической информации, которая должна быть изучена для соответствия стандартам обучения и достижения учебных целей.
Учебный «портфолио» – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа младших школьников и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.Фразеологизм (фразеологический оборот) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.
Эсперанто - самый распространённый из искусственных языков, вспомогательное средство международного общения. Создан в 1887 варшавским врачом Л. Заменгофом, псевдоним которого Esperanto (надеющийся) стал названием языка.
Языковое чутье – это чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. Языковое чутьё формируется под воздействием культурного обогащения и под влиянием коммуникативного опыта.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковые факты – это любой объект или явление в языке, требующие некоторого усилия для усваивания (например, грамматические правила, фразеология и т.д.).
Список литературы для учителя:
Введенская, Л.А. и Саакьян, Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: «Просвещение», 1971. – 144 с.
Волина, В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
Гизатуллина, Д.Х Русский язык в играх, или когда учиться трудно. Предупреждение и преодоление неуспеваемости в начальной школе. Изд. 3-е, дополненное. – СПб: «Детство-пресс», 2000. – 96 с.
Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: пособие для учителя. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
Полякова, А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: «СамВен», 1992. – 120 с.
Скороговорки, тараторки, запоминалки. Пособие для учителя. Составители: Бойкова Н.В., Гришина, В.Н. – Новокузнецк: редакционно-издательский кабинет НГИУУ, 1994. – 54 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Начальная школа №12, 2000. Ставская, Г.М. «Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся», с.30.
Начальная школа №1, 2003. Емелина, А.В. «Как знакомить младших школьников с историзмами и архаизмами», с.38.
Список литературы для обучающихся:
Вартаньян, Э.А. Крылатые слова: Книга для внеклассного чтения учащихся средней школы. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с.
Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Изд-во: Астрель, 2006.
Даль, В.И. Пословицы русского народа. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН. 2000. – 616 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Каширина, Т.Г. Доклады и сообщения по русскому языку: для начальной школы / Каширина, Т.Г., Бойко, Л.Ф. – М.: Эскимо, 2011. – 64 с. - (Светлячок).
Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.
Орфографический словарь.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/сост. Е.В. Языканова. – 2-е изд., исправл. - М.: Издательство «Экзамен», 2010, - 80 с.
Степанов, В.А. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 240 с.
Стихи, загадки, сказки, пословицы, поговорки в начальной школе: Книга для учителей и учащихся в начальных классов в 2-ух частях. Часть 1./ сост. С.е. Царева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 123 с.
Этимологический словарь.
купить