Урок по истории для 5 класса по теме «Древний Рим»

Открытый урок истории Древнего мира в 5-м классе
по теме "Древнейший Рим"


Ход урока.
1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке (Древняя Македония).
- Приготовились к проверке домашнего задания.


2. Сообщение темы и целей урока учениками.

- Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие с помощью туристического агентства «Клио» (богиня истории) в страну, история которой завершает историю Древнего мира.

- Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) и скажите о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О Риме и Древней Италии) – Слайд 1

Древний Рим

Я видел древний Рим: в развалине печальной
И храмы, и дворцы, поросшие травой,
И плиты гладкие старинной мостовой,
И колесниц следы под аркой триумфальной,
И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,
Полуразбитые громады Колизея...

- О каком городе пойдет сегодня речь? (О Риме)
- И о каком государстве? (О древней Италии)

- Как же будет звучать тема нашего урока?) – Слайд 2

- Что мы должны сегодня узнать о Риме и Древней Италии?
Местоположение Италии, климат, занятия населения.
Узнаем легенду об основании Рима.
Когда и кто первый поселился на этом месте.
Кто были первыми царями.

Слайд 3


- Скажите, а зачем нам нужно знакомиться с этой древней цивилизацией?
- Какое влияние оказала римская цивилизация на развитие Запада и России?

- Вам было дано опережающее задание, узнать, какие достижения были сделаны в Древней Италии.


1. В римской империи врачи широко использовали хирургические инструменты, которые европейцы «изобрели» как нечто новое.

2. Бетон, который широко использовался римлянами в строительстве, вновь был «открыт» европейцами к началу девятнадцатого века.

3. Двойные стекла стали евро стандартом относительно недавно, хотя для римлян это было нормой.

4. Европейцы сотнями лет мерзли не только из-за окон, но из-за каменных полов, для обогрева которых римляне изобрели сложную конструкцию из воздуховодов, пара и водяного котла.

5. Бани, бассейны, ванны стали нормой в Европе в последние двести лет. Первоначально бани и водопроводы появились в Риме.

6. Чистота тела и профилактика заболеваний в глазах европейцев еще долгое время оставались варварскими обычаями. И это понятно, потому что они еще не знали ни о профилактике, ни о чистоте тела. А римляне напротив заботились о своем теле.

7. Римляне стали делать общественные туалеты, нечистоты в которых смывались проточной водой доставляемой в город водопроводом и отводимой из города канализацией.

8. Латинский язык тоже был заимствован у римлян, и хотя сейчас он считается мертвым языком, и не используется в речи, тем не менее, на нем до сих пор доктора пишут рецепты на лекарственные препараты.

9. В основе Российской системы права положена система римского права.



- Таким образом, Римская цивилизация оказала огромное влияние на развитие не только европейской цивилизации, но и России.
- Из маленького городка на берегу Тибра Рим превратился сначала в повелителя Италии, затем в господина Средиземноморья, столицу мировой империи. Рим покорил многие страны и народы. История Древнего Рима охватывает более 1200 лет и делится на три больших эпохи: эпоху царей, эпоху республики и эпоху империи.

Слайд 4

- Если мы из Греции сядем на корабль поплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы - в Рим.
( работа с картой на доске и в учебниках)

Слайд 5

3. Изучение нового материала.
1) - Ребята, а что вы знаете об этой стране?
(Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь,были бои гладиаторов, есть Колизей)

- А теперь пользуясь пунктом №1 стр.204 узнаем:
- Где находилась Италия?
- Каков был климат?
- На что похож этот полуостров?
- Как называется остров, который находится у носка этого сапога?


- Найдите на карте Апеннинский полуостров.
- Какими морями он омывается?
(Тирренским, Адриатическим, Ионическим, Средиземным)


- С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках?
( Балканский)
- Какое государство на нём находится? ( Греция)


- Вспомните, чем занимались греки? (выращивали оливки, виноград, разводили овец)

- А сейчас мы с вами будем заполнять таблицу.
- Рабочие листы у вас у всех на парте.

Греция Рим

На Балканском полуострове
На Апеннинском полуострове

Климат жаркий
Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями
Средиземным
Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским Средиземным

Горы Олимп
Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест
Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.
виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов



Работа с источником и картой.
- Посмотрите на карту, и скажите, что означают красные кружочки. (Колонии)
- Что означает слово «колония» (Посселение греков на чужих территориях)
- Какой вывод можно сделать? (Греки основали много колоний на юге Италии)

- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и представления об этой стране.
(море, корабли, люди всматривающиеся вдаль)

Работа с документом:
“Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был, берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.
Согласно легенде одним из первых греков, прибывших в Италию, был троянский герой Эней. После гибели родного города он долго скитался по морям вместе с другими троянцами, пока, наконец не прибыл к берегам Италии. Троянцы помогли латинам (племена, жившие в нижнем течении реки Тибр) победить в войне с соседями. После этого два этих народа породнились. Эней женился на царской дочери, стал царем.

Слайд 6

Слайд 7

- Работа в парах.
- Пользуясь текстом, выполните задание.
- Вам нужно продолжить предложение.

Первые люди на Аппенинском полуострове появились еще в каменном веке.
Основными занятиями населения были земледелие и скотоводство.
Чужеземцев поражали многочисленные стада домашних животных.
По одной из версий «Италия» означает « страна телят».
Большую часть племен, населявших полуостров, называли италиками.
В самом центре Италии, в нижнем течении реки Тибр, жили племена, которых называли – латины.

3) Николай Гумилёв, русский поэт серебряного века написал замечательные стихи. В них говорится о легенде, согласно которой и был образован Рим.

Слайд 8

Волчица с пастью кровавой (Артемова Даша)
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,

· У них звериная масть.

Об образовании этого города ходит много легенд. Но в одной говорится о том, как двух мальчиков спасла и выкормила волчица. А потом один из них убил своего брата, дал свое имя городу и стал царем.

- Скажите, пожалуйста, кто знает «Легенду об основании Рима».
- Как согласно легенде был основан город Рим?

Марс – бог войны.
Веста – богиня семьи и хранительница очага.
Весталка – жрица богини Весты.


Слайд 9

Слайд 10
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13
- В каком году и кем был основан Рим?

Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом.

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: "Здесь будет город".
" Город как солнце", - ответил Рем.



4) Беседа по учебнику.
- Почему Ромул принимал всех в свой город? (Мечтал сделать Рим большим и сильным городом)
- Какой порядок он установил в городе (Все должны были подчиняться воле царя)
- Как назывался совет старейшин при Ромуле? (Сенат)
- Какие проблемы волновали Ромула? ( В Риме жили только одни мужчины, у них не было ни жен, ни детей).

- Как эту проблему можно было решить?

Прочитать п.4 стр.208 «Похищение сабинянок».

5) Вывод: стр.208.

В середине 8 века до н.э. на берегу Тибра был основан город Рим, в котором с самого начала жили люди из разных племен.

Согласно легенде основателем и первым царем Рима был Ромул.

6) Рефлексия.

7) Выставление оценок.

8) Д.з. 1) стр.209 ? 2,4,5.
2) стр.209 ? 1
3) стр.209 ? 6



В городе Альба-Лонге правил потомок Энея Нумитор. Младший его брат Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата и хотел занять место Нумитора и стать правителем.
Ему удалось свергнуть Нумитора и занять его место. Своего старого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести его потомков детей и внуков. Чтобы обезопасить себя, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.
Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.
Раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал.

Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья со временем стали ловкими и сильными воинами. Каждый из братьев составил себе небольшой отряд воинов. В одной из стычек с людьми Нумитора Рем попал в плен. Когда его привели к Нумитору, тот был поражён мужественным видом и поведением юноши, и Нумитора заинтересовало происхождение этого юноши. Он стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвии.
Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их происхождения. Ромул поспешил на помощь брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, которые ненавидели жестокого Амулия. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не захотели остаться в Альба-Лонге. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром Палатинский холм.
Скорым временем братья поссорились. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в этом городе.
Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!» Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и, погоняя их, провёл глубокую борозду границу города. На этом месте должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым правителем.

Он окружил себя телохранителями ликторами. Они ходили с пучками прутьев, в которые была воткнута секира. Такие пучки назывались фасции. Ими наказывали тех, кто провинился перед правителем. Население Рима было не слишком большое. Чтобы увеличить население города, Ромул принимал к себе беглецов и изгнанников из других городов.

Римляне были воинственны. Они совершали набеги, из которых возвращались с добычей и пленными. Город рос, но в нём было мало женщин. Тогда Ромул направил послов в соседние племена с просьбой разрешить их девушкам выходить замуж за римлян. Все соседние племена отказались от этого. Они отвечали, что не хотят иметь никаких дел с беглецами и разбойниками.

Тогда Ромул решил прибегнуть к хитрости. Он объявил этим племенам, что вскоре в Риме будут происходить празднества. К торжествам делались роскошные приготовления. Предстоящее зрелище привлекло массу людей. Особенно много пришло из соседнего племени сабинян. Они явились со своими жёнами и детьми. Вскоре начались игры, и, когда внимание присутствующих было отвлечено, Ромул подал условленный знак. По этому знаку римские юноши бросились в толпу гостей. Каждый из них схватил на руки девушку-сабинянку и унёс её в свой дом. Оскорблённые сабиняне удалились с праздника, поклявшись отомстить коварным римлянам. Между сабинянами и римлянами завязалась ожесточённая борьба.

Вскоре большой отряд сабинян, под руководством Тита Тация, подступило к Риму. В узкой долине, расположенной между двумя холмами, произошло решительное сражение. Во время сражения обе сражающиеся стороны услышали громкие крики и плач женщин. Сражение остановилась, и воины увидели необычайное зрелище. С криками и рыданиями, прижимая к себе грудных детей, с распущенными волосами сбегали с холмов похищенные некогда сабинянки. Они бросились в ряды воинов, умоляя своих отцов и мужей прекратить битву и не делать их сиротами и вдовами. Слезы и мольбы женщин так тронули сердца воинов, что они прекратили кровопролитие. Оба предводителя Ромул и Тит Таций выступили на середину и заключили мир. Оба племени объединялись под совместным управлением правителя сабинян и правителя римлян. Некоторое время Ромул и Тит Таций (до смерти последнего) правили вместе








13PAGE 15


13PAGE 14615