Программа по формированию экологической культуры школьников
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Согласовано
Зам. директора по ВР
__________________ /______________/
«___» _____________ 20__ г. Утверждаю
Директор ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ»
___________________ /____________________/
«___» ______________ 20__ г.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Поможем себе и природе»
Составитель:
учитель
Лапенок Н.В.
г. Нижний Тагил
2014 год
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего образования в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов образования и воспитания человека. Стандарт дает возможность нашему образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.
Нормативно правовой и методологической основой программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни являются:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009)
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях Сан ПиН 2.1.2. 2645-10 (с изменениями на 2014г)
Устав ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ», локальные нормативно-правовые акты
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
В основу Программы положены принципы:
-актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, а также вопросами экологии; обеспечивает знакомство обучающихся с наиболее важной гигиенической информацией;
-доступности. В соответствии с этим принципом школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования.
-положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
-последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
-системности. Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью и экологии, в виде целостной системы;
-сознательности и активности. Направлен на повышение активности обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Цель программы: создание здоровьесберегающей среды, экологической культуры, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих здоровому и безопасному образу жизни, саморазвитию и самовыражению ребенка.
Задачи программы:
закреплять правила личной гигиены и развивать готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности и правильном питании;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
воспитать у ребенка интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, потребности в общении и заботе о представителях животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение;
вовлекать учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем;
организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой
усвоить нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
развивать способности к самоконтролю, осознанию необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
Все эти задачи призваны выполнить цель программы, при этом происходит формирование экологической культуры и экологической компетенции, знаний, установок, личностных ориентиров, норм поведения и опыта экологического образа жизни, обеспечивающих сохранение человека в окружающей природе как одного из ценностных составляющих всего мира; формирование у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье, способствующих достижению планируемых результатов освоения на ступени основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы:
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
развитие познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектной деятельности.
представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности
представление о способах безопасного использования предметов повседневной жизнедеятельности;
знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
опыт профилактических мер, способствующих укреплению здоровья;
основные гигиенические навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья;
сформированность основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
Данная программа рассчитана на 3 года обучения детей 5-7 классов
Материально-техническое обеспечение
1. Книгопечатная продукция (фонд библиотеки)
2. Экранно – звуковые материалы (игры, сказки, фильмы, видеокассеты)
3. ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, фотоаппарат)
4. Игры
5. Наглядный и дидактический материал.
Оценка результатов деятельности:
педагогическое наблюдение;
стабильность показателей физического здоровья детей (мониторинг здоровья)
контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики (показателей основных физических качеств качеств: силы, быстроты , выносливости);
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках, проектах и т.д.
Направление Ценностные установки Содержание деятельности Взаимодействие
Экологическая культура
родная земля; планета Земля; экологическое сознание• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным.
Классный руководитель, педагог-организатор, родители (законные представители), социальный педагог, библиотекарь, учреждения дополнительного образования.
Здоровый и безопасный образ жизни здоровье и здоровый образ жизни; ответственность за свое здоровье и окружающих; сохранение и укрепление здоровья; профилактика вредных привычек • представления о душевной и физической красоте человека;
• ответственность за свое здоровье и его укрепление;
• представление о строении, функциях и гигиене своего организма;
• представления о здоровом образе жизни Классный руководитель, родители, школьный врач, библиотекарь, социальный педагог, учитель физкультуры, учреждения доп. образования, педагог-организатор
I. Наше здоровье
Быть здоровым – здорово
Личная гигиена
Режим дня, правильное питание
Учимся закаливанию
Полезные и вредные привычки
Тело человека
Причины и профилактика заболеваний
Компьютер и здоровье: польза и вред ТВ, интернет-безопасность
Веселые старты, эстафеты, подвижные игры
II. Основы безопасности школьника
ПДД
Пожарная безопасность
Предупреждение травматизма в школе и дома
Правила поведения в общественных местах
Поведение в ЧС
Правила поведение с незнакомыми людьми
III. Мы – друзья природы
Растительный и животный мир
Неживая природа
Кладовая земли
Зеленая аптека
Безопасность на природе
Учебно -методическое обеспечение
АралинаН.А. Ознакомление школьников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
Баранова Ю.Ю, Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: «Просвещение», 2014.
Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе.
Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008 – 100 с.
Внеклассные мероприятия: 1 класс,/Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина, Е.Л. Резенова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Внеклассные мероприятия: 3 класс,/Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, Л.И. Гайдина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
Воробьева Т.А., Гузенко Т.В. 50 уроков для подготовки руки к письму. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 80 с.
Воспитываем патриота и гражданина. 5-11 классы: классные и клубные часы, тематические вечера/авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 221 с.
Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 120
Головчиц А.Л. «Методические рекомендации к Программе: «Воспитание и обучение слабослышащих школьников со сложными(комплексными) нарушениями развития».-М.:2003.
Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/авт.-сост. О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.
Государственные символы России: история и современность: занятия, праздники, игры. 7-9 классы/авт.-сост. И.Н. Клочкова, Р.Ш. Энсани. – Волгоград: Учитель, 2009. – 168 с.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с.
Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.
Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.
Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым/авт.сост. О.В. Белоножкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 126 с.
Казачёнок Н.В. , ШмелёваН.В. Духовно –нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2014.
Классные часы. 1 класс. Выпуск 2/Сост. Е.Б. Бугрова, Л.Г. Диденко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Классные часы: 3 класс – 3-е изд. перераб. и доп./авт.-сост. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с.
Классные часы: 5 класс/авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с.
Климентовича Т.Ф. Я учусь математике. СПб.: Издательский Дом «Литера, 2008. – 80 с.