Методическая разработка на тему Формы работы с учащимися по первичной профилактике ПАВ
Формы работы с обучающимися
по первичной профилактике употребления ПАВ
Подготовила социальный педагог
МБОУ СОШ №13
Логинова В.Н.
АНКЕТИРОВАНИЕ – метод социально-психологического исследования с помощью анкет, которые представляют собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования и должны обеспечить получение достоверной и значимой информации.
Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Это может быть круг вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого, о его мотивах, оценках, отношениях.
Второй этап – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть: 1) открытыми – позволяющими опрашиваемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме; 2) закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По своей функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и т.п. Тип вопроса может влиять на полноту ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть по возможности короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и корректными.
Последний этап в составлении анкеты связан с определением целевой группы, на кого направлена анкета (возраст, пол и смысл ее использования).
РАБОТА (БЕСЕДЫ) В ФОКУС ГРУППАХ.
Метод фокус группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.
При подготовке бесед с фокус группами необходимо помнить о нескольких важных моментах:
решите, какая информация вам необходима (чтобы контролировать предстоящую беседу, составьте список общих вопросов и тех способов, с помощью которых вы планируете получить информацию от участников беседы);
определите участников беседы (каждая группа должна быть однородной по своему составу, и она должна обсуждать только одну тему).
спланируйте беседы с фокус группами:
На что обратить внимание:
* получите подтверждение, что приглашенные придут на беседу;
* поддерживайте контакт с участниками беседы, личный или в письменной форме;
* подготовьте демонстрационные пособия (плакаты, письменные или художественные материалы), а также комнату или место, где будет проходить беседа;
* подготовьте стулья, столы и классную доску, чтобы писать: все это поможет участию в беседе и общению; если расположить участников беседы по кругу, это обеспечит лучший визуальный контакт и улучшит общение;
* ведущий/преподаватель должен сидеть вместе с другими участниками беседы;
* помните, что беседа должна быть приватной, участники должны чувствовать себя комфортно и необходимо, чтобы им было легко попасть туда, место проведения беседы не должно быть пугающим;
* время проведения беседы должно быть удобным для всех участников;
* планируйте беседу на 1-2 часа;
* подберите куратора;
* подберите наблюдателя и секретаря, т.е. того, кто будет вести запись беседы;
* вы должны приехать на беседу раньше всех.
Примеры вопросов для беседы с фокус группами:
* Каковы основные причины, почему молодежь употребляет ПАВ? и т.д.?
* Какие проблемы, связанные с употреблением ПАВ, существуют в вашем городе, в вашей школе?
* Как вы думаете, как их можно решить, какими способами?
ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ – большая группа психотехник, применяющихся в работе с группой с разными целями:
с целью разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;
с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;
с целью отработки новых навыков поведения;
с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами;
ритуалы завершения рабочего дня, тренинга.
По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:
- вербальными: высказывания по кругу – свободные или на заданную тему, например, продолжить фразу «Самое важное событие прошедшего года для меня - », метафоры – например, сочинение сказки по кругу и др.,
- использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски;
- двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, например, ходьба.
- любые другие. Собственное творчество ведущего здесь только поощряется.
При проведении игр и упражнений важно обращать внимание на следующие моменты.
1. Соответствие выбранной игры этапу тренинга, теме работы, уровню сплоченности группы, другим особенностям группы, а также состоянию и предпочтениям ведущего. Чем младше группа, тем более игровыми должны быть упражнения. В подростковой группе игры, в которых предполагается телесный контакт, нужно проводить только тогда, когда группа достаточно сплочена, потому что подростки очень остро реагируют на все, что связано с темой телесности и в начале работы группы могут отказаться. То же самое касается упражнений, предполагающих достаточно глубокое самораскрытие участников. Тематический разогрев должен подводить участников к тому, над чем они будут работать далее. Ведущему не стоит проводить сложные игры, если он не участвовал в них ранее сам или плохо представляет, что в таких играх происходит. Необходимо следить за уровнем тревожности и эмоциональной напряженности в группе (это можно проверить по тому, сколько участников выбирают закрытые позы, охотно или неохотно большинство участников включаются в обсуждение и насколько открыты). Как только Вы чувствуете «потерю контакта» с группой или возросшую напряженность, например, после бурной групповой дискуссии – предлагайте группе игры, снимающие это напряжение. Лучше всего прибегать в таких случаях к физическим упражнениям или подвижным играм - можно просто в кругу обняться за плечи или взяться за руки.
2. Заранее продумайте инструкцию к игре и всю последовательность действий. Инструкция должна быть краткой, четкой, однозначной. Главный критерий: она понятна с первого раза без переспрашивания.
3. Обсуждение впечатлений после игры или упражнения – очень важный момент. Если при играх-энергетиках обсуждения практически не требуется – можно ограничиться вопросом «как себя чувствуете?», «можем переходить к работе?», - то при упражнениях, посвященных работе над определенной проблемой, обсуждение играет решающую роль. Здесь важно дать каждому участнику высказаться и описать свое впечатление от игры (чем больше эмоционально затронула игра, тем важнее дать высказаться каждому. Если времени мало, предложите участникам сказать свое впечатление одной фразой: «Самым важным для меня сейчас было»).
Правила работы в группе:
не перебивать,
высказываться искренне и только от своего имени,
описывать то, что испытал «здесь и сейчас»,
не высказывать оценок,
не оправдываться,
промолчать, если трудно говорить.
Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры – ходьба, прыжки, касание соседей, например, рукопожатие или похлопывание по спине, контакт глазами, пение.
Игры-проблематизации – их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме. При проведении таких игр обращать внимание на следующее:
тематическое соответствие разогрева и дальнейшей части работы;
организация перехода на этапе обмена впечатлениями к собственно рабочей части (этапу действия) с группой или с отдельным участником;
необходимо оказывать поддержку тем участникам, которых упражнение эмоционально затронуло особенно сильно.
Упражнение «Угадай качество»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.Упражнение «Синонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.Материалы: Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:
· насмешливость чувство юмора веселость остроумие
· застенчивость скромность неуверенность в себе нерешительность
· общительность открытость откровенность
· жалостливость заботливость отзывчивость альтруизм
· импульсивность вспыльчивость прямолинейность
· упрямство настойчивость твердость строгость
· рациональность расчетливость рассудительность здравомыслие
· эгоизм эгоцентризм индивидуализм самодостаточность.
При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств. После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие нет. Желающие высказываются.Упражнение «Антонимы»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.
Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:
· рациональность импульсивность, эмоциональность
· уступчивость властность, настойчивость
· лживость честность, искренность
· сдержанность вспыльчивость, прямолинейность
· мечтательностьпрактичность, здравомыслие.
Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены.Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество.В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним».Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.Упражнение «Подростковый словарь»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.Материалы: Словарь качеств личности.
Ход упражнения: Подростки разбиваются на 23 группы, им дается задание совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека.
Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 23 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы. Упражнение «Синоним по цепочке»
Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.
Материалы : Список качеств личности.
Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке.Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.Упражнение «Трудные качества»
Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними.Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего.Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе.Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.Упражнение «Своя психогеометрия»
Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.
Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка.
Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе.
Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют.Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.Упражнение «Анализируем себя»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального ЯМатериалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качествХод упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 2025 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны.
Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:
1) Мои ресурсы, сильные стороны сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.
2) Мои ограничения, слабые стороны выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)3) Основные цели саморазвития.
Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.Комментарий. Эта работа может быть продолжена на следующем занятии составлением конкретного плана развития того или иного качества и программы эффективного использования личностных ресурсов.
«Ролевые игры» – игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации после. Сюжет игры строится ведущим заранее по заданной теме либо продумывается в ситуации «здесь и сейчас» вместе с самим участником. Игры на развитие новых навыков служат развитию спонтанности и креативности личности, подкрепляют уверенность в собственных силах. Для их проведения необходимо:
точно смоделировать тип ситуаций на данную тему, значимых для личности и потенциально осуществимых;
переходить к играм на отработку навыков только тогда, когда у отдельного участника и всей группы достаточно ресурсов для этого;
во время проведения игры необходимо подбадривать участников;
на этапе обсуждения после обмена впечатлениями по поводу игры обязательно обсудить вопрос «что из полученного во время игры опыта я перенесу в свою жизнь и как».
ДЕЛОВАЯ ИГРА – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.
ИНТЕРВЬЮ – (от англ. interview беседа, встреча) способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью:
свободные интервью – не регламентированные темой и формой беседы;
стандартизированные интервью – по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.
К личности ведущего интервью предъявляются высокие требования: он должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выражающих заинтересованность, бесстрастность, понимание и др. Интервъюер должен хорошо знать словарь своего респондента; выбор выражений и речевых оборотов следует дозировать в зависимости от возраста, пола, жизненной среды опрашиваемого.
Различают диагностическое интервью: 1) управляемое – от полностью запрограммированного (по типу анкеты – неизменная стратегия и неизменная тактика) до полностью свободного (устойчивая стратегия при совершенно свободной тактике); 2) неуправляемое («исповедальное» - инициатива на стороне отвечающего). Стандартизированное диагностическое интервью позволяет количественно выразить результаты и занимает мало времени; к его недостаткам относятся: подавление непосредственности ответов, потеря эмоционального контакта, активизация механизмов защиты.
ОБЩЕНИЕ – это сложнейший многоуровневый процесс установления и развития контактов между людьми, который представляет собой обмен информацией, формирования межличностных отношений, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – специальная деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах, на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Консультант работает не с фактами объективной жизни, а с фактами переживаний.
Консультирование включает в себя следующие этапы:
Контакт.
Исповедь. Клиент должен иметь возможность высказать «наболевшее» принимающему его таким, какой он есть, активно слушающему и сопереживающему консультанту. Этот этап занимает до 2/3 – ѕ всего времени консультирования.
Толкование. Монолог клиента сменяется его диалогом с консультантом, задающим наводящие вопросы, дающим подсказки и помогающим клиенту разобраться в себе и подойти к главной проблеме.
Трансформация. Происходят коррекция дезадаптивных установок и оптимизация личностных напряжений. Она достигается не дачей советов и рекомендаций, а подведением клиента к самостоятельному решению. Клиент делает это сам, без принуждения, без внешних оправданий и перекладывания ответственности за принимаемое решение на кого бы то ни было, в том числе и на консультанта.
Консультирование может проводиться очно, по телефону, по переписке, с использованием современных информационных технологий – интернет.
МЕТОД БЕСЕДЫ – один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе общения как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций.
МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ – один из методов психологии, заключающийся в использовании способности сознания оценивать психические явления, свойственные его носителю (переживания, мысли, чувства и др.); это отражение сознанием самого себя. Данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве факторов, требующих научного истолкования.
МЕТОД САМООТЧЕТА – психологический метод исследования, направленный на анализ собственной деятельности и ее результатов.
МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – способ сравнительного исследования социально-психологических явлений, характерных при переходе от индивидуальной деятельности к групповой и наоборот. Например, процесс решения конкретной задачи в группе может существенно отличаться от ее решения каждым членом в отдельности.
МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ – один из основных методов исследования, заключающийся в оценке личности, групп людей на основе анализа документов (автобиографий, характеристик, служебных карточек, личных дел, протоколов и т.д.).
МЕТОД ГРУППОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ. Дискуссия – это обмен мнениями.
Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.
Участники дискуссии говорят больше, чем тренер/преподаватель,получают групповые задания. Метод групповой дискуссии предоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение нужно выделять немного времени (20 мин. максимум). В рамках каждой небольшой группы следует выбрать регистратора (секретаря, чтобы записывать результаты) и докладчика (чтобы представлять эти результаты более широкому кругу слушателей). Метод групповой дискуссии может осуществляться и с использованием сети интернет.
МЕТОД РОЛЕВОЙ ИГРЫ. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
разработать и использовать новые стратегии поведения;
отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций.
Ролевые игры бывают двух типов:
- на этапе актуализации проблемы;
- на этапе отработки навыков.
РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.
Что важно знать тренеру/преподавателю при проведении ролевой игры.
1) Ролевая игра должна быть значима для участников. Ее значимость определяется соответствием ситуации сфере интересов участника или личностному плану.
2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга.
Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики.
3) Если ролевая игра неправильная, то участники не примут неуспех. Время потрачено зря.
4) Важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре:
важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;
неуверенных лучше оставить в покое - они включатся на примере других;
в первые игры лучше включать людей более уверенных;
если это очень доминантные участники и они высказывали сомнения, то можно усилить агрессию - лучше приглашать на роли тех людей, у которых позитивное отношение к тренингу;
бывает так, что кто-то ведет себя эффективно - надо обратить внимание на их достоинства, при этом можно привлечь в игру еще одного участника.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (брейншторминг) (от англ. brain storming – штурм мозга) – методика стимуляции творческой активности и продуктивности.
Подростки и молодые люди могут применять навыки, приобретенные благодаря этому подходу, во многих различных жизненных ситуациях
Эти основные навыки включают в себя:
принятие решений,
решение проблем,
творческое и критическое мышление,
эффективное общение,
навыки личных взаимоотношений,
укрепление самоосознания,
сопереживание и умение управлять эмоциями и справляться со стрессом.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ.
“+” работы в группе:
тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз);
демократизм отношений;
чувство значимости – повышение самооценки;
чувство коллективизма;
высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
дифференцированный подход;
комфортный психологический климат (открытость, доброжелательность, откровенность, выслушивается мнение каждого – правила работы в группе);
творческий подход;
экономия времени на достижение результата;
рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
умение слушать и принимать чужую точку зрения;
умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
легче (для ведущего) определить лидера и в процессе работы способствовать развитию в нем демократических качеств;
развитие речи, коммуникативных навыков;
умение выступать перед аудиторией;
умение ценить и распределять время;
умение емко и четко излагать свои мысли.
ТРЕНИНГ – это форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ.
Тренинг по профилактике злоупотребления ПАВ относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Ведущий тренинга должен обладать особыми личностными способностями, которые можно развить, и умениями, которым можно научиться в ходе специальной подготовки в группах профессионального обучения.
Цели и задачи тренинга.
Наиболее общие цели тренинговых групп выглядят следующим образом:
помощь в исследовании и решении психологических проблем;
улучшение психического здоровья;
изучение психологических основ общения;
развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения;
содействие личностному росту и саморазвитию.
Общая цель тренингов конкретизируется в трех типах задач:
1) Развитие перцептивных способностей – лучшее знание себя, другого человека и тех отношений, которые возникают.
2) Овладение умениями и навыками в сфере общения и формирование адекватных к различным ситуациям установок.
3) Коррекция развития системы отношений личности.
Выбор одной из задачи как центральной определяет вид тренинга.
Профессиональная работа требует четкой постановки целей и задач тренинга. Задачи между собой всегда тесно связаны. Никогда не может быть так, что берется только одна задача, а других нет. Всегда на периферии выступают еще две задачи (в соответствии с базовыми задачами тренинга). Даже если отрабатывается конкретное умение, то все равно решаются задачи и первого типа (обратная связь), и второго типа (например, когда человеку мешает его эгоцентризм – как он выглядит). И если отработка идет неэффективно, то необходимо фокусироваться на решении периферийных задач (тренинг борьбы со страхом и т.д.).
В соответствии с приоритетом задач можно обозначить различные типы тренингов.
1 задача – тренинг развития сензитивности.
2 задача – программы с выработкой знаний в сфере общения.
3 задача – группы встреч (традиция клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса).
Тренинг по профилактике злоупотребления ПАВ представляет собой обучающую работу в активной (игровой) форме с элементами психокоррекции.
Цель профилактического тренинга - повышение уровня информированности по проблемам, связанным с наркозависимостью; выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от ПАВ у подростков.
Общие задачи профилактической работы:
повышение уровня информированности людей о проблеме;
изменение отношения людей к проблеме;
выработка и развитие навыков сохранения здоровья;
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Задачи профилактического тренинга:
1) выяснить исходный уровень информированности подростков и наличие у них навыков поведения, препятствующего возникновению зависимости от ПАВ;
2) дать достоверную информацию о ПАВ, учитывая уровень информированности;
3) сформировать у подростков навыки поведения, исключающего возникновение зависимости от ПАВ.
проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
Курс тренинга должен соответствовать составу группы и конкретной ситуации. Ниже предлагаются обычные методы тренинга, которые предполагают участие членов группы:
групповые обсуждения;
демонстрации;
рабочие визиты;
игры;
ролевые игры;
«мозговой штурм»;
истории и песни;
лекционный метод и др.