МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОПД. 02 Информатика и ИКТ


37922200
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания
для студентов по выполнению
самостоятельной работы
по дисциплине ОПД. 02 Информатика и ИКТ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)

г.о. Тольятти 2015
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
Цикловой комиссией общеобразовательных, гуманитарных, социально- экономических дисциплин Председатель Методист
________________ Е.В. Сапрыкина _____________ А.В. Быковская
_________________20___ __________________ 20___ г.
Разработал: _________________ Парамонова К.С., преподаватель ГАПОУ СО «ТЭТ»
Рецензент: _________________ Сапрыкина Е.В., преподаватель ГАПОУ СО «ТЭТ»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) при изучении дисциплины ОПД.02 Информатика и ИКТ.
Методические указания призваны помочь студентам самостоятельно освоить некоторые теоретические положения и практические вопросы в изучении информационных компьютерных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 7
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОПД.02 Информатика и ИКТ разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной рабочей программе соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования четвёртого поколения.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины ОПД.02 Информатика и ИКТ студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 140 часов, из них лекций – 45 часов, практических занятий – 50 часов, самостоятельных занятий – 45 часов.
Целью методических рекомендаций является систематизация, закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов, формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- выработка умений и навыков рациональной работы в сети Интернет;
- управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания дисциплины ОПД.02 Информатика и ИКТ – дать студентам теоретические знания и практические навыки работы в области информационных компьютерных технологий и умения обрабатывать информацию средствами информатики.
В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов;
использовать информационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, средств образовательных и социальных коммуникаций.
знать:
роль информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
этические аспекты информационной деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов общих (ОК) компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Карта самостоятельной работы студента
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине ОПД.02 Информатика и ИКТ состоят из карты самостоятельной работы студента, порядка выполнения самостоятельной работы и списка литературы.
В данной карте указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основная и дополнительная литература.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студентов.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
К различным видам самостоятельной работы относятся:
написание реферата по заданной проблеме;
подготовка доклада;
подготовка презентации и ее защита;
Наименование темы Час Вид работы Форма контроля Дата сдачи
1 2 3 4 5
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества 8 Подготовка презентации «Информатизация. Роль информатики в жизни общества» Защита презентации 1
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.1 Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов 4 Подготовка доклада «Представление о кодировании информации. Особенности кодирования в компьютере. Двоичное кодирование» Проверка доклада 9
Тема 2.2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров 8 Подготовка презентации «Хранение информации. Выбор способа хранения информации» Защита презентации 12
Тема 2.3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления 4 Подготовка доклада «Информационные технологии» Проверка доклада 16
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1 Архитектура компьютеров 8 Подготовка презентации «Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи» Защита презентации 20
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов 4 Подготовка доклада «Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов» Проверка доклада 26
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий 4 Подготовка реферата «Способы передачи информации в сетях» Проверка реферата 34
5 Подготовка доклада «Методы создания и сопровождения сайта» Проверка доклада 36
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОМ
Основная задача дисциплины ОПД.02 Информатика и ИКТ состоит в том, чтобы вооружить будущего техника теоретическими и практическими навыками по работе за персональным компьютером, выполнению поиска информации в интернете, умении представлять информацию с помощью информационных компьютерных технологий.
Все решения должны приниматься студентами на основе всестороннего анализа и научно обоснованных методик.
Некоторые вопросы дисциплины вынесены на самостоятельное изучение, необходимо подготовить реферат, доклад или презентацию.
По каждому вопросу, вынесенному на самостоятельную работу студентам, приведены методические рекомендации:
Подготовка презентации «Информатизация. Роль информатики в жизни общества»
Подготовка презентации «Хранение информации. Выбор способа хранения информации»
Подготовка презентации «Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи»
(Приложение 1)
Подготовка доклада «Представление о кодировании информации. Особенности кодирования в компьютере. Двоичное кодирование»
Подготовка доклада «Информационные технологии»
Подготовка доклада «Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов»
(Приложение 2)
Подготовка доклада «Методы создания и сопровождения сайта»
Подготовка реферата «Способы передачи информации в сетях»
(Приложение 3)
Результаты самостоятельных работ по дисциплине ОПД.02 Информатика и ИКТ оформляются в соответствии с Правилами выполнения письменных работ и приложений данных методических указаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества
Цель работы: изучить тему, приобрести навык создания презентации, умение работать в команде.
Задание: Подготовка презентации «Информатизация. Роль информатики в жизни общества».
Порядок выполнения задания:
Преподаватель делит студентов на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа готовит презентацию и выступление. Деятельность студентов распределяется согласно ролям самостоятельно:
выступающий – готовит выступление;
создатель – занимается процессом создания презентации;
сыщик – выполняет процесс сбора информации по заданной теме и передает ее создателю;
оформитель – работает в паре с создателем и предоставляет работу в печатном виде преподавателю в виде сообщения.
Этапы подготовки презентации
1. Составление плана презентации:
постановка задачи;
определить основную информацию, которую необходимо осветить в заданной теме;
предоставить интересные сведения и факты.
Продумывание каждого слайда (на первых порах это можно делать вручную на бумаге), при этом важно ответить на вопросы:
как идея этого слайда раскрывает основную идею всей презентации?
что будет на слайде?
что будет говориться?
как будет сделан переход к следующему слайду?
Выполнение презентации с помощью MS PowerPoint
Защита презентации. При подготовке защиты презентации, выступающий придерживается следующего плана:
изучить собранную сыщиком информацию;
продумать главные положения выступления, согласно созданной презентации;
подготовить устное выступление, опираясь на созданную презентацию.
Примерное содержание презентации на тему «Информатизация. Роль информатики в жизни общества»:
1. Введение
2. Формирование глобального информационного общества
3. Возможности и риски информационного общества
4. Необходимость перехода к информационному обществу
5. Окинавская Хартия глобального информационного общества
6. Использование возможностей цифровых технологий
7. Преодоление электронно-цифрового разрыва
8. Использование ИТ в жизни общества
Рекомендуемая литература [ОИ 3, гл. 1; И-Р 3-5]
Требования к презентации
Презентация должна содержать в себе 12-15 слайдов;
на первом слайде размещается название презентации;
на втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации);
на двух последних слайдах указывается список используемой литературы (не менее 6 источников, в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001), а так же список студентов группы, согласно исполняющим ролям.
Таблица 1 Требования к оформлению слайдов презентации
Оформление слайдов
Стиль необходимо соблюдать единый стиль оформления;
нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование цвета на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
для фона и текста используются контрастные цвета;
особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание информации следует использовать короткие слова и предложения;
время глаголов должно быть везде одинаковым;
следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное расположение информации;
наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты для заголовков не менее 24;
для остальной информации не менее 18;
шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации Следует использовать:
рамки, границы, заливку
разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объем информации не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Требования к устному выступлению:
время для устного выступления 5-7 минут;
презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его;
выступление не сводится к чтению текста со слайдов;
выступающий не «соревнуется» со своим иллюстративным материалом (выделяет аудитории достаточно времени на восприятие информации на слайдах);
выступающий поддерживает визуальный контакт с аудиторией;
внимание аудитории к важнейшим отрезкам текста привлекается различными способами (устно, с помощью эффектов анимации, опции «указатель», курсора мыши и т.д.);
ври необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации;
выступающий предоставляет аудитории распечатанные раздаточные материалы до, во время или после выступления;
Критерии оценки выполненной студентами работы:
Критерий 1 Соответствие содержания презентации целям и задачам
1 Содержание презентации соответствует целям и задачам 2
2 Содержание презентации не вполне соответствует целям и задачам 1
3 Содержание презентации не соответствует целям и задачам 0
Критерий 2 Логика изложения материала
1 Материал изложен в строгой логической последовательности 2
2 Недостаточно соблюдается логика изложения 1
3 Материал изложен хаотично, непоследовательно 0
Критерий 3 Соответствие требованиям оформления презентации
1 Навигация по слайдам (наличие кнопок, гиперссылок) 3
2 Работа оформлена в точном соответствии с требованиями 2
3 Допущены нарушения (до трёх) требований оформления 1
4 Допущены грубые нарушения (более трёх) требований оформления 0
Критерий 4 Качество выступления
1 Выступающий не зачитывает информацию с экрана, выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией, выступающий свободно управляет презентацией 2
2 Выступающий не зачитывает информацию с экрана, выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией, выступающий не управляет презентацией 1
3 Выступающий зачитывает информацию с экрана, выступающий не поддерживает зрительный контакт с аудиторией, выступающий не управляет презентацией 0
Критерий 5 Коллективная работа
1 Слаженная работа в группе.
Вся деятельность равномерно распределена между членами команды 3
2 Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды 2
3 Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна 1
Шкала перевода в оценку
9-12 баллов 5
6-8 баллов 4
4-5 балла 3
меньше 4 баллов 2
Оценивание результатов работы происходит по общему баллу, оценка выставляется каждому студенту, согласно шкале.
Презентация сдается в электронном виде, а сообщение - в печатном виде преподавателю.
Срок выполнения и защита презентации – 18 дней.
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров
Цель работы: закрепление знаний об информационных объектах различных видах и способах их хранения
Задание: Подготовка презентации «Хранение информации. Выбор способа хранения информации»
Примерный план презентации «Хранение информации. Выбор способа хранения информации»:
Память компьютера и ее виды;
Внешняя память компьютера;
История развития устройств хранения информации;
Перспективы развития устройств хранения информации.
Рекомендуемая литература [И-Р 3,4].
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий
Тема 3.1 Архитектура компьютеров
Цель работы: расширить знания в области использования современных компьютеров, появление новинок в мире информационных технологий
Задание: Подготовка презентации «Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи»
Примерный план презентации «Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи»:
Классификация ПК
по уровню специализации;
по размерам;
по совместимости;
Основные характеристики ПК
Суперкомпьютеры. Их применение и функции
Новинки в мире информационных технологий.
Рекомендуемая литература [И-Р 1-4].

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.1 Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов
Цель работы: научиться производить поиск и отбор необходимой информации и оформлять ее согласно требованиям
Задание: Подготовка доклада «Представление о кодировании информации. Особенности кодирования в компьютере. Двоичное кодирование»
Порядок выполнения задания:
Подбор и изучение основных источников по теме [ОИ 3, гл.2; И-Р 2] (дополнительно использовать не менее 4 источников)
Составление списка используемой литературы
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений
В докладе необходимо использовать иллюстрации и таблицы, сопровождающие текст доклада
Разработка плана доклада
Написание текста доклада, согласно разработанному плану и оформлению по требования к оформлению доклада
Сдача готовой работы в печатном виде на проверку преподавателю.
Требования к оформлению доклада:
Изложение текста и оформление доклада выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60
Доклад должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.)
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 20 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см
Выравнивание текста по ширине. 
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание. 
Перенос слов недопустим
Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой
Подчеркивать заголовки не допускается
Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела)
Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом
В тексте доклада рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац
Перечисления, встречающиеся в тексте доклада, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
Список используемой литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001. Литература должна быть современной (за последние 5 лет).
Общая структура доклада
Общий объем доклада – 5-7 страниц.
Титульный лист (образец прилагается, электронную версию предоставит преподаватель)
Введение
Основная часть
Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
Список используемой литературы.
Примерный план доклада на тему «Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов»:
Подходы к определению понятия «информация»; 
Формы представления информации; 
Виды и свойства информации; 
Единицы измерения количества информации; 
Системы счисления; 
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
2 балла 3 балла 4 балла 5 балла
Общая информация
Информация полностью скопирована с источника, не отредактирована
В работе использован только один источник Информация изложена частично.
В работе использован только один источник Достаточно точная информация.
В работе использовано более одного источника Представленная информация кратка и ясна, полностью соответствует теме работы.
В работе использовано более одного источника
Степень раскрытия темы
Тема не раскрыта
Тема раскрыта не полностью Тема раскрыта практически полностью Тема раскрыта максимально полно
Шкала перевода в оценку
9-10 баллов 5
8 баллов 4
6-7 балла 3
меньше 5 баллов 2
Оценивание результатов работы происходит по общему баллу, оценка выставляется каждому студенту, согласно шкале в журнал.
Доклад сдается в печатном виде преподавателю.
Срок выполнения и сдача доклада– 10 дней.
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Тема 2.3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления
Цель работы: отработать навык поиска информации, отбора информации, расшить представление о системах автоматизированного производства
Задание: Подготовка доклада «Информационные технологии»
Примерный план доклада на тему «Информационные технологии»:
Теоретические и практические основы применения современных информационных технологий
Информационные процессы, применяемые при реализации информационных технологий
Автоматизированные системы управления, учета
Автоматизированные системы проектирования
Экспертные системы
Рекомендуемая литература [ОИ 5, гл.1; И-Р 7]
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов
Цель работы: приобрести навык работы в программах для редактирования и форматирования текстовых документов
Задание: Подготовка доклада «Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов»
Примерный план доклада на тему «Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов»:
Текст как информационный объект.
Автоматизированные средства и технологии организации текста
Основные приемы преобразования текстов
Гипертекстовое представление информации
Программное обеспечение для работы с текстом
Рекомендуемая литература [И-Р 12]
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
Цель работы: изучить тему путем самостоятельного поиска информации в сети Интернет
Задание: Подготовка доклада «Методы создания и сопровождения сайта»
Примерный план доклада на тему «Методы создания и сопровождения сайта»:
Основы Web-дизайна. Определение цели создания сайта
Передача Web-страниц в Интернет
Разработка технического задания
Регистрация домена
Разработка сайта
Размещение сайта на хостинге
Регистрация сайта в поисковых системах и тематических каталогах
Поддержка и регулярные обновления (развитие) сайта
Знакомство с программой FrontPage
Рекомендуемая литература [И-Р 5]

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт
радиоэлектронной техники
(по отраслям)

ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ « »
Дисциплина Информатика и ИКТ Студент И.О. Фамилия
Группа 1 Р
Преподаватель К.С.Парамонова
Тольятти 2016 г
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
Цель работы: закрепление знаний по теме «Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий»
Задание: Подготовка реферата «Способы передачи информации в сетях»
Порядок выполнения задания:
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиск литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников [ОИ 2, гл 6; ОИ 3, гл 6; И-Р 5,6]. На этом этапе подбираются источники для написания реферата.
Исполнительский этап. После общего просмотра источников информации детально изучают и конспектируют разделы, относящиеся к теме реферата. В процессе конспектирования важно записывать библиографические сведения источника и номера страниц, с которых были заимствованы мысли для последующего оформления ссылок  на источники.
3. Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, оформление реферата согласно требованиям, составление списка использованной литературы.
Общая структура реферата
Общий объем реферата – 15-18 страниц.
Титульный лист (образец прилагается, электронную версию предоставит преподаватель)
После титульного листа на отдельной странице следует содержание, в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата
После содержания следует введение. Объем введения составляет 1-1,5 страницы. Во введении приводят сведения об актуальности темы и степени ее освещенности в литературе
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты, изображения
В списке используемой литературы указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания (требования к оформлению реферата).
Требования к оформлению реферата:
Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60
Реферат должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.)
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 20 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см
Выравнивание текста по ширине 
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание. 
Перенос слов недопустим
Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой
Подчеркивать заголовки не допускается
Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела)
Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом
В тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац
Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
Список используемой литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.82-2001. Литература должна быть современной (за последние 5 лет).
Примерный план реферата на тему «Способы передачи информации в сетях»:
Понятие Локальной вычислительной сети
Назначение и классификация компьютерных сетей
Распределенная обработка данных
Обобщенная структура компьютерной сети
Классификация вычислительных сетей
Характеристика процесса передачи данных
Аппаратная реализация передачи данных
Способы передачи цифровой информации
Характеристика коммуникационной сети
Звенья данных
Управление звеньями данных
Основные формы взаимодействия абонентских ЭВМ
Критерии оценки выполненной студентами работы:
Критерии 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла
Правильность составления реферата (согласно общей структуре) реферат составлен согласно структуре есть отдельные неточности в составлении реферата реферат составлен без соблюдения структуры реферат составлен неправильно
Оформление реферата реферат оформлен согласно требованиям допущены несущественные ошибки по оформлению допущено несколько негрубых ошибок допущены грубые ошибки
Наличие актуальности актуальность отражена есть отдельные неточности в отражении актуальности актуальность отражена неправильно актуальность не отражена
Основная часть реферата тема раскрыта полностью тема раскрыта не в полном объеме тема раскрыта достаточно кратко тема не раскрыта
Наличие приложения присутствуют различные изображения, схемы, графики в достаточном количестве
Шкала перевода в оценку
22-25 баллов 5
18-21 баллов 4
14-7 балла 3
меньше 17 баллов 2
Оценивание результатов работы происходит по общему баллу, оценка выставляется каждому студенту, согласно шкале.
Реферат сдается в печатном виде преподавателю.
Срок выполнения и сдача реферата – 14 дней.

Образец титульного листа

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт
радиоэлектронной техники
(по отраслям)

ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ « »
Дисциплина Информатика и ИКТ Студент И.О. Фамилия
Группа 1 Р
Преподаватель К.С.Парамонова
Тольятти 2016 г
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. – М., 2014;
Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. – М., 2013;
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014;
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно- научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014;
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.- метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2015.
Дополнительные источники
Киселев С.В. Операционные системы – ОИЦ «Академия», 2010;
Свиридова М.Ю.Текстовый редактор WORD – ОИЦ «Академия», 2010;
Свиридова М.Ю.Электронные таблицы Excel – ОИЦ «Академия», 2010;
Свиридова М.Ю.Операционная система WINDOWS XP – ОИЦ «Академия», 2010.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – ФЦИОР);
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»);
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям);
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ- СКО» по ИКТ в образовании);
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»);
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»);
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»);
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации);
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения);
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux);
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).