Статья Роль географии в формировании компетентности учеников в сфере гражданско-общественной деятельности
Роль географии в формировании компетентности учеников в сфере гражданско-общественной деятельности
Рябова Е. В.
г. Сургут
Современный мир нуждается в возрождении и развитии нравственности. Особенно важны эти преобразования в тех областях, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь необходимо вызвать интерес к познавательной деятельности, помочь ученику увидеть связь реальной жизни с его учебным трудом, творчеством и духовностью. Формирование гражданской ответственности, нравственного начала в личности становится важнейшей задачей современного общества.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что разрушение нравственных ценностей и идеалов привело к небывалым в истории социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития возможно только при возрождении нравственных ценностей. Основой системного подхода является принцип комплексности решения спектра проблем различных социальных институтов и возрастных групп населения. Немаловажную роль в формировании компетентности у старшеклассников в гражданско-общественной деятельности занимает курс «Экономическая и социальная география мира». Ведь для того, чтобы иметь гражданскую позицию, нужно много знать. Уроки географии дают представление о формах правления и государственного устройства стран мира, составе крупнейших международных экономических и политических организаций, блоков, союзов, помогают следить за изменениями, происходящими на политической карте мира.
Задачей гражданского воспитания на современном этапе является объединение этнических, культурных, религиозных, классовых элементов для формирования толерантного сознания.
Чтобы воспитать гражданина, члена мирового сообщества, нужно учить молодежь соотносить цели национальные и общемировые. Считается, что человек должен проявлять свои гражданские качества, заботясь о природных ресурсах и защите окружающей среды.
Для более успешного изучения географии нужно внедрять и использовать инновационные технологии обучения: деловые игры, уроки-викторины, уроки-представления. Активно
·использовать технические средства обучения – это стимулирует творческое воображение и нестандартность мышления, формирует активную, мобильную личность, умеющую отстоять свои позиции, развивает экономическое мышление и культуру.
Гражданский долг основывается на чувстве достоинства, чести, гордости за свою страну, на осознании величия человека-творца, деятельность которого приносит пользу как ему самому, так и обществу в целом. В настоящее время, когда государство в основном провозглашает социальные проекты, воспитывать патриотизм и гражданственность очень сложно. Есть случаи, когда темами бесед и рассказов являются морально устаревшие ценности, которые воспринимаются подростками как архаизм и не находят соответствующего отклика в сердцах воспитанника. Что же делать для того, чтобы слово педагога, обращённое к разуму и сердцу воспитанника, поднимало его в собственных глазах, чтобы он гордился званием гражданина. В таких условиях, прежде всего, необходимо выработать современное содержание понятия гражданского долга, соответствующее уровню развития российского общества. Нужно отметить, что смысл понимания гражданского долга менялся в ходе эволюции человечества.
Под гражданским долгом ученик должен понимать осознание необходимости реализации тех возможностей каждого человека, которые способствуют развитию его, как личности. Это обусловлено тем, что общество – это система, элементами которой является та или иная личность, поэтому индивидуальное развитие каждой личности приведёт к развитию общества в целом.
Из всего вышесказанного видно, что изучение предмета «Экономическая и социальная география мира» даёт много для активной жизненной позиции молодого гражданина. Творческое отношение педагога к преподаванию предмета поможет развить компетентность учеников в сфере гражданско-общественной деятельности.
Литература:
1. Волкова А. С. Вопросы эстетического воспитания в географии. – М.: Просвещение, 1996.
2. Герасимова Т. П. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения географии. – М.: Педагогика, 1992.
3. Максаковский В. П. Географическая культура. – М.: 1996.