МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ для специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Министерство образования НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«БОРСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УтверждАЮ
Зам. директора по НПО
___________ Т.С.Филонова
«____»___________2014 г.






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по специальности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»

по учебной дисциплине

ОДБ.05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»






Городской округ город Бор
2014










Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
положения о самостоятельной работе студентов ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж», рабочей программы дисциплины ОДБ.05 «Обществознание».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж».

Составитель:
Сорокина И.И., преподаватель 1 квалификационной категории
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендованы предметной цикловой комиссией _____________________
__________________________________ ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж»
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
Председатель ПЦК ____________________ ________________


Введение

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОДБ.05 «Обществознание» созданы в помощь студентам для работы на занятиях и во внеурочное время. Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательным для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом колледжа по данной специальности.
Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплине ОДБ.05 «Обществознание» проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
По Обществознание используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
- для овладения знаниями: составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); работа с дополнительной литературой, составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.;
-для формирования умений: подготовка к деловым играм; подготовка проектов; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.
Наличие положительной оценки (отметки о выполнении) каждого вида самостоятельной работы необходимо для получения зачета по дисциплине ОДБ.05 «Обществознание» или допуска к экзамену, поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу необходимо найти время для ее выполнения или пересдачи.



Виды самостоятельной работы
и формы отчетности и контроля

Раздел, тема
Вид самостоятельной работы
Количество часов
Форма отчетности и контроля

Введение
Работа над сообщениями по теме «Природа человека, врожденные и приобретенные качества» - 3 часа.
3
Защита сообщения

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе


8





1. Работа над сообщением по теме «Духовная сфера общества»

4
Защита сообщения


2.Работа над сообщением по теме «Целостность современного мира и противоречия»
4
Защита сообщения

Раздел 2. Духовная культура личности. Наука и образование.




Раздел 3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

6







1. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Взаимодействие и взаимосвязь различных культур».
3
Проверка конспекта


2. Работа над сообщением по теме «Экологическое образование и воспитание»
3
Проверка конспекта

Раздел 4. Экономика и экономическая наука.

8
Проверка конспекта


1 Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Ограниченность ресурсов»

3
Проверка конспекта


2. Работа над сообщением по теме «Спрос на труд и его факторы. Предложение труда»

3
Защита сообщения


3. Работа над сообщением по теме «Исторический процесс и его участники»
2
Защита сообщения

Раздел 5. Экономические системы. Экономика семьи.




Раздел 6. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

8



1. Работа над сообщением по теме «Основные источники финансирования бизнеса»

2
Защита сообщения


2. Работа над сообщением по теме «Основы менеджмента и маркетинга»

2
Защита сообщения


3. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Личность специалиста в условиях рынка»

2
Проверка конспекта


4. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Основные операции коммерческих банков».
2
Проверка конспекта

Раздел 7. Важнейшие социальные общности и группы

5



1. Работа над сообщением по теме «Проблема неполных семей»
2
Защита сообщения


2. Работа над рефератом по теме «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»
3
Защита реферата

Раздел 8.Политика и власть. Государство в политической системе

10



1.Работа над сообщением по теме «Понятие власти»
2
Защита сообщения


2. Работа над сообщением по теме «Типы общественной власти»
2
Защита сообщения


3.Работа над рефератом по теме «Типология политических режимов»
4
Защита реферата


4. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Политическое лидерство»
2
Проверка конспекта

Раздел 9. Право.

10



1. Работа над сообщением по теме «Основные формы права»
2
Защита сообщения


2. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Правомерное и противоправное поведение»
2
Проверка конспекта


3. Работа с учебником для подготовки конспекта по теме «Виды противоправных поступков»
2
Проверка конспекта


4.Работа над рефератом по теме «Конституционное право как отрасль российского права»
4
Защита реферата


Итого:
58


















Вид самостоятельной работы.

1. Подготовка информационного сообщения.
Учебная цель: Самостоятельно познакомиться с заданной темой, на основании полученной информации подготовить и защитить сообщение.
Учебные задачи.
1) самостоятельно собрать и изучить литературу по теме;
2)на основании полученной информации составить план или графическую структуру сообщения, выделить основные понятия.
3) ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
4) оформить текст письменно;
5) сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Темы сообщений.
Тема сообщения
Основные вопросы раскрытия темы

1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

1.Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
2.Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
3.Цель и смысл жизни человека.
4.Труд и игра, их влияние на развитие потенциала человека.


2. Духовная сфера общества

1.Основные составляющие духовной сферы, их взаимосвязь.
2.Мораль как регулятор социального поведения человека.
3.Религия, ее роль и влияние на формирование морально-нравственных качеств человека.
4.Искусство и образование сегодня и вчера.

3. Целостность современного мира и противоречия

1.Развитие общества: от простого к сложному.
2.Традиционные и индустриальные общества.
3.Гобализм и антиглобализм: плюсы и минусы.
4.Глобальные проблемы современности, пути решения.

4. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда

1.Роль государства в экономике.
2.Рынок труда. Безработица.
3. Проблемы интеграции трудовых ресурсов.
4. Рынок труда Нижегородской области. Направления спроса на трудовые ресурсы.

5. Исторический процесс и его участники

1.Хронология этапов развития человеческого общества.
2.Многовариантность развития обществ: причины и следствия.
3. Движущие силы исторического процесса, участники.
4. Анализ и возможные варианты развития современной России на определенном этапе ( на выбор студента).

6.Основные источники финансирования бизнеса

1.Государство и экономика: направления взаимодействия.
2.Переход России к рынку.
3.Развитие предпринимательства в России: успехи и сложности.
4. Развитие малого, среднего и крупного бизнеса в России. Поддержка государства.

7.Основы менеджмента и маркетинга

1.Российский бизнес сегодня: достижения и проблемы.
2.Борьба за потребителя: пути решения проблемы.
3. Реформа «Покупай Нижегородское!» - как попытки власти поддержать местного производителя: проблемы и достижения.

8. Проблема неполных семей

1.Демографическая ситуация в России сегодня.
2. Семья и брак. Кризис семьи, пути решения.
3.Порядок, условия заключения и расторжения брака.
4. Правовое регулирование отношений супругов. Их обязанности в отношении детей.

9. Понятие власти

1. Типы легитимной власти.
2. От княжеской власти к президентской: процесс трансформации.
3.Сравнительный анализ таких форм правления как монархия и республика.

10. Типы общественной власти

1.Типы политических режимов, сравнительная характеристика.
2. Демократия, как власть народа, способы осуществления.
3.Пирамида власти в РФ.
4.Формированние гражданского общества в РФ.

11. Основные формы права

1.Право в системе социальных норм.
2.Система права. Источники права.
3.Правосознание. Правоотношение.
4.Конституция РФ.


Инструкция по выполнению самостоятельной работы
1. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
2.Сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
3. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Приложение 1.
4. Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
5. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 2 часа.
6. Максимальное количество баллов – 4.

Форма контроля – устная защита сообщения.




Критерии оценки.
На качество оценки, при ее выставлении, будут влиять следующие критерии:
1.актуальность темы;
2.соответствие содержания теме;
3.глубина проработки материала;
4.грамотность и полнота использования источников;
5.наличие элементов наглядности.

Отметка “5” ставится при условии, что обучающийся:
- логично изложил содержание своего сообщения, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);
- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;
- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук);
- показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
- проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием сообщения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся недостаточно полно раскрыл содержание изученной самостоятельно темы в своем сообщении, а затем не смог в процессе беседы дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в сообщении допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающийся не смог показать необходимые умения.
При подготовке сообщения обучающимся могут быть востребованы следующие умения:
- анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблема, доказывать надежность предлагаемого решения;
- предвидеть последствия определенных социальных действий.

2.Работа с учебником для подготовки опорного конспекта.

Учебная цель: Самостоятельно познакомиться с заданной темой, на основании полученной информации подготовить опорный конспект.

Учебные задачи.
1.Самостоятельно изучить материалы заданной темы;
2.Выбрать главное и второстепенное и установить логическую связь между элементами темы;
3.Представить характеристику элементов в краткой форме;
4.Выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5Оформить работу и предоставить в установленный срок.

Темы конспектов.
Тема конспекта
Основные вопросы раскрытия темы

1. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур

1.Понятие «культура».
2.Стремление культур к интеграции: причины и следствия.
3.Религия как феномен культуры.
4.Культурный взаимообмен между народами: плюсы и минусы.

2. Ограниченность ресурсов

1. Экосистема планеты Земля.
2.Экологическая обстановка в стране и в мире.
3.Общественные движения в защиту природы.
4. Борьба за ресурсы мировых корпораций.

3. Личность специалиста в условиях рынка

1.Рыночная экономика в РФ. Пути становления.
2.Бизнес современной России: проблемы и достижения.
3.Проблема нехватки профессиональных кадров в отдельных областях.
4.Личность в условиях рынка. Ориентация на успех. Технологии НЛП.

4.Основные операции коммерческих банков

1.Банковская система. Основные функции.
2.Становление системы коммерческих банков в РФ.
3.Борьба за капитал: пути реализации банковских программ с целью привлечения клиентов.
4.Дебет и кредит: основные операции.

5. Политическое лидерство.

1. Личность и политика.
2.Политические роли, политический статус личности.
3.Политические права личности.
4.Политический путь от рядового члена общества до лидера партии. Знаменитые политические лидеры РФ.

6. Правомерное и противоправное поведение.

1.Юридическая ответственность гражданина.
2. УК РФ в системе права РФ.
3.Правосознание и правоотношение человека и гражданина.
4. Воспитание законопослушного члена общества: основные сложности, пути решения.

7.Виды противоправных поступков.

1.Уголовная и административная ответственность членов общества.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Профилактика правонарушений в среде молодежи.
4. Виды противоправных поступков.


Инструкция по выполнению самостоятельной работы.
1.Представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника
2.Опорный конспект должен выделять главные объекты изучения, давать им краткую характеристику, используя символы, отражать связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
3.В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Приложение 2.
4.Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
5.Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента.
6.Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.
7.Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Форма контроля – проверка опорного конспекта с устными комментариями студента.

Критерии оценки.
На качество оценки, при ее выставлении, будут влиять следующие критерии:
1.соответствие содержания теме;
2.правильная структурированность информации;
3.наличие логической связи изложенной информации;
4.соответствие оформления требованиям;
5.аккуратность и грамотность изложения;
6.работа сдана в срок.
Отметка “5” ставится при условии, что обучающийся:
- логично структурировал и изложил содержание своего опорного конспекта, при этом объем изученной самостоятельно информации примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в опорном конспекте;
- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
- верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);
- определены и выделены причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук с помощью знаков опорного конспекта;
- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия с помощью знаков опорного конспекта; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческим и терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы и закреплять их графически с помощью знаков опорного конспекта;
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием сообщения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся недостаточно полно раскрыл содержание изученной самостоятельно темы в своем опорном конспекте, а затем не смог в процессе беседы дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в сообщении допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающийся не смог показать необходимые умения.
При подготовке опорного конспекта обучающимся могут быть востребованы следующие умения:
- анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.) и уметь самостоятельно их создавать, структурируя изученный материал;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы и уметь структурировать изученный материал в виде таблицы или схемы;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблема, доказывать надежность предлагаемого решения в виде опорного конспекта на заданную тему;
- предвидеть последствия определенных социальных действий и уметь их структурировать с помощью графических знаков опорного конспекта, сохраняя или подчеркивая их логическую обусловленность.










3.Подготовка реферата.
Учебная цель: Самостоятельно познакомиться с заданной темой, на основании полученной информации подготовить и защитить реферат.
Учебные задачи.
1) самостоятельно собрать и изучить литературу по теме (основной и дополнительной) ;
2)на основании полученной информации уяснить логику материала источника и сделав выбор основного материала, кратко изложить и сформулировать выводы);
3) ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
4) оформление реферата согласно установленной форме;
5) сдать реферат на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Тема реферата
Основные вопросы раскрытия темы

1.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
1. Проблема демографии - глобальная проблема современности.
2.Демографическая ситуация в РФ.
3. Пути решения проблемы демографии в федеральном и региональном масштабе. (Нижегородской области).

2.Типология политических режимов
1. Понятие власти. Ее лигитимность.
2. Понятие политического режима. Типология.
3.Идеологическая база политических режимов.
4. Политический режим РФ.

3.Конституционное право как отрасль российского права
1.Право в системе социальных норм.
2.Формирование и закрепление в документах правовой системы прав и свобод человека. ( на примерах стран Западной Европы и США).
3. Конституция в России. Исторические хроники.
4.Конституция РФ .


Инструкция по выполнению самостоятельной работы.
1.Это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях
2.Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
3.Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Приложение 3.
4.Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
5.Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
6.Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.
7.Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
Форма контроля – устная защита реферата.
Критерии оценки.
На качество оценки, при ее выставлении, будут влиять следующие критерии:
1.актуальность темы;
2.соответствие содержания теме;
3.глубина проработки материала;
4.грамотность и полнота использования источников;
5.соответствие оформления реферата требованиям.
Отметка “5” ставится при условии, что обучающийся:
- логично структурировал и изложил содержание реферата, при этом объем изученной самостоятельно информации примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в опорном конспекте;
- правильно использовал научную терминологию в контексте изложенного материала;
- верно, в соответствии с темой характеризовал на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни общества как целостной системы);
- определены и выделены причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к теме реферата теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук с помощью знаков опорного конспекта;
- проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия с помощью логически выстроенной цепочки, изложенной в реферате; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческим и терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы и закреплять их графически в процессе создания реферата.
Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием сообщения.
Отметка «4» ставится, если обучающийся недостаточно полно раскрыл содержание изученной самостоятельно темы в реферате, а затем не смог в процессе беседы дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в реферате допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающийся не смог показать необходимые умения.
При подготовке реферата обучающимся могут быть востребованы следующие умения:
- анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма и т.п.) и уметь самостоятельно их создавать, структурируя изученный материал;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
- различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы и уметь структурировать изученный материал в виде таблицы или схемы;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблема, доказывать надежность предлагаемого решения в виде опорного конспекта на заданную тему;
- предвидеть последствия определенных социальных действий и уметь их структурировать с помощью графических знаков, сохраняя или подчеркивая их логическую обусловленность.















ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
СООБЩЕНИЕ
Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность
Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
________________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. _______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 2.

Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)
Опорный конспект темы
"Личность специалиста в условиях рынка"
выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность







Приложение 3.
Образец титульного листа
Наименование
учебного заведения


Р Е Ф Е Р А Т

Тема:





Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность

Руководитель:
Ф.И.О. препо- давателя
Борский городской округ
20___




Образец оглавления


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
















Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 210.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2012
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2012
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2012.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2012.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2010.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых
Мушинский В.О. Об 2010. ществознание. 10–11 кл. – М., 2010.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.,
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2011.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М.,2012.
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2010.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2011.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2011.
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
11.Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

12.Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
13.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
14.Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
15.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
16.Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Интернет-ресурсы:
http//www.openclass.ru
http//www.it-n.ru
http//www.profobrazovanie.org









Заголовок 415